Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Нимаевой О.З,
судей коллегии Мирзаевой И.И, Вагановой Е.С,
при секретаре Ефремовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании
частную жалобу представителя ответчика на определение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 23 апреля 2019 г. по гражданскому делу по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Администрации МО ГП "Селенгинское" о возложении обязанности принять меры по строительству очистных сооружений, которым заявление представителя Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о предоставлении отсрочки исполнения решения Кабанского районного суда Республики Бурятия от 09 апреля 2018г. отказано.
Заслушав доклад судьи Нимаевой О.З, ознакомившись с материалами дела и доводами частной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Харакшинова И.В. после уточнения требований просит отсрочить исполнение решения Кабанского районного суда Республики Бурятия от 09 апреля 2018г. до 31 декабря 2022г. в части обязанностей, возложенных на Министерство в абз. 1 резолютивной части решения.
В обоснование требований заявитель ссылается на то, что во исполнение решения Министерством по направлению - строительство, модернизация и реконструкция очистных сооружений (Федеральный проект "Сохранение озера Байкал") представлены в Минприроды Республики Бурятия для дальнейшего направления в Минприроды России предложения о включении очистных сооружений, в том числе по пгт. Селенгинск, в перечень объектов, планируемых к реализации в рамках федерального проекта Сохранение озера Байкал национального проекта "Экология", срок реализации данного мероприятия - 31 декабря 2022 года. Ссылается на проведенную переписку, полагая, что Министерством предпринимаются исчерпывающие меры для исполнения решения суда в соответствии с действующим законодательством. Указывает, что финансирование возможно в порядке предоставления субсидии из республиканского бюджета, нов настоящее время процедура по обращению в Министерство с бюджетной заявкой Администрацией МО ГП "Селенгинск" в установленном порядке не начата. Указывает, что длительность процедуры строительства очистных сооружений и специфика расходования бюджетных средств препятствуют исполнению решения в установленные сроки.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Харакшинова И.В. просила заявление удовлетворить, пояснив, что исполнительное производство в отношении заявителя не возбуждено. Заявка от Администрации МО ГП "Селенгинское" на предоставление субсидии из республиканского бюджета не поступала, но, исходя из позиции главы Республики Бурятия, они должны оказывать поддержку органам местного самоуправления в решении подобных вопросов. Исполнение решения суда возможно лишь при финансировании из федерального бюджета в рамках федерального проекта "Сохранение озера Байкал" национального проекта "Экология", для участия в котором ими подготовлены предложения, в т.ч. по строительству очистных сооружений п. Селенгинск в 2021-2012 гг. В срок до 31.12.2022 г. предполагается уже завершить строительство данного объекта и ввести его в эксплуатацию.
Представитель взыскателя по доверенности Субочева Л.В. против заявления не возражала, считая возможным предоставить отсрочку сроком не более одного года.
Представитель Администрации МО ГП "Селенгинское" в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Районный суд постановилвышеуказанное определение.
В частной жалобе, представитель ответчика Харакшинова И.В. просит отменить определение суда, удовлетворив заявление с учетом уточнения в части обязанностей, возложенных на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в срок до 01.12.2018г. Ссылается на обстоятельства принятия Министерством исчерпывающих мер по исполнению решения суда. Указывает, что представитель взыскателя согласился на предоставление отсрочки в пределах года. Выражает несогласие с выводом суда о том, что ответственность по исполнению решения суда для Министерства еще не наступила, что обязанность Министерства наступает после предоставления АМО ГП "Селенгинское" необходимого пакета документов, полагая, что из резолютивной части решения следует, что на два органа предоставлен один срок исполнения, т.е. 01.12.2018г. Указывает на возможность применения в отношении Министерства штрафных санкций в случае возбуждения исполнительного производства, на невозможность по изысканию средств в местном, республиканском бюджетах или получения иных федеральных средств в виде одномоментной помощи.
В возражении на частную жалобу И.о. межрайонного природоохранного прокурора Баженов А.Н. просил частную жалобу оставить без удовлетворения. Оспаривает вывод заявителя о принятии Министерством исчерпывающих мер по исполнению решения суда. Указал, что исполнение решения не может быть поставлено в зависимость только от реализации каких-либо государственных программ, поскольку бюджетные инвестиции в рамках таких программ являются лишь одним из способов получения финансирования строительства очистных сооружений, но не единственным способом.
В соответствии с ч.3 ст.333 ГПК РФ судом апелляционной инстанции жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, возражения, коллегия не находит оснований для отмены определения.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Решением Кабанского районного суда Республики Бурятия от 09 апреля 2018 года удовлетворены исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, на ответчиков возложена обязанность: 1) в срок до 01.12.2018 г..принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по строительству объекта коммунальной инфраструктуры - новых очистных сооружений п. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия путем предоставления администрацией МО ГП "Селенгинское" Кабанского района Республики Бурятия в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия документов, предусмотренных п. 3.1 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 г..N 490, рассмотрения указанных документов Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, направления сводной бюджетной заявки по результатам рассмотрения документов в Министерство экономики Республики Бурятия в порядке пункта 3.2 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 г..N490. На Администрацию МО ГП "Селенгинское" Кабанского района Республики Бурятия возложена обязанность: 2) в срок до 01.01.2021 г..осуществить ввод в эксплуатацию объекта коммунальной инфраструктуры - новых очистных сооружений п.
Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия, 3) в срок до 01.12.2018 г..- организовать водоотведение в соответствии с установленными требованиями законодательства путем: согласования с органами Роспотребнадзора проекта нормативов предельно допустимых сбросов веществ в водный объект реку Селенга для очистных сооружений пгт. Селенгинск; обеспечению в постоянном режиме профилактических, в том числе дезинвазионных мероприятий на очистных сооружениях п. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия; обеспечить сброс сточных вод с очистных сооружений п. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия в реку Селенга с соблюдением пределов допустимых концентраций веществ, установленных нормативами для реки Селенга.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Бурятия от 04 июля 2018г. указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Министерства - без удовлетворения.
Сведения о возбуждении исполнительного производства отсутствуют.
Решение суда не исполнено.
Отказывая в предоставлении отсрочки исполнения решения, исходя из необходимости достижения баланса интересов должника и взыскателя, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, в то же время, сопоставляя их с требованием действующего законодательства об обязательности судебных актов, суд пришел к выводу, что доводы о возможности исполнения решения суда только при финансировании в рамках федерального проекта "Сохранение озера Байкал" национального проекта "Экология" не являются достаточным основанием для предоставления отсрочки исполнения вступившего в законную силу решения суда.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, находит его законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Обращаясь в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, ответчик должен был доказать наличие исключительных обстоятельств, возникших помимо его воли и препятствующих своевременному исполнению судебного постановления, направленного на защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в том числе жителей п.Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия. Между тем, таких доказательств не представлено.
Как верно указал суд первой инстанции, обязанности на ответчиков были возложены решением суда без учета вышеуказанного национального проекта, формирование которого предусмотрено уже позже Указом Президента РФ от 07.05.2018г. N 204 (ред. от 19.07.2018г.) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации за период до 2024г."
Таким образом, исполнение решения суда не может быть поставлено в зависимость от реализации указанного проекта.
Кроме того, отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения. Однако, доказательства возможности исполнения решения в срок, указанный в заявлении, т.е. до 31 декабря 2022г. суду не представлены, разработка данного федерального проекта в рамках национального проекта "Экология" не завершена, вопрос о вхождении в него строительства новых очистных сооружений в п.Селенгинск не решен.
Согласно разъяснению, данному в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" исполнение решения суда - составляющая часть судебного разбирательства, которая должна быть совершена в разумные сроки. Срок, на который может быть предоставлена отсрочка исполнения судебного решения, не должен быть слишком длительным, иначе снижается эффективность судебного решения, что противоречит общим целям правосудия и исполнительного производства.
Доводы частной жалобы, направленные на несогласие с выводами суда, по существу их не опровергают, им судом была дана верная правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Таким образом, оснований для отмены определения районного суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьей 334 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 23 апреля 2019 года оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.