Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волковой Я.Ю., судей Сорокиной С.В., Редозубовой Т.Л.
при секретаре Маршихиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефименко Надежды Леонидовны к УМВД России по г. Екатеринбургу, ГУ МВД России по Свердловской области о включении в выслугу лет периодов службы в льготном исчислении, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии
по апелляционной жалобе истца на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 14.03.2019.
Заслушав доклад судьи Волковой Я.Ю, объяснения истца и её представителя Ефимовой А.Ю. (по доверенности от 20.03.2019), поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя ответчика ГУ МВД России по Свердловской области Нужиной Т.А. (по доверенности от 12.12.2016) и представителя ответчика УМВД России по г. Екатеринбургу Антиповой А.Д. (по доверенности от 25.03.2019), возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ефименко Н.Л. обратилась с иском к ГУ МВД России по Свердловской области, УМВД России по г..Екатеринбургу о защите пенсионных прав. В обоснование требований истец указала, что с 28.05.2001 по 10.09.2018 проходила службу в органах внутренних дел, последняя занимая должность - начальник конвоя 1 роты отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г..Екатеринбургу. Приказом УМВД России по г..Екатеринбургу N 616 л/с от 10.09.2018 она уволена из органов внутренних дел по п. 2 ч. 1 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 342-ФЗ) по достижению сотрудником предельного возраста, дающего право на получение пенсии. Истец не согласна с расчетом выслуги лет, которая согласно приказу об увольнении составила на дату увольнения в календарном исчислении 17 лет 3 месяца 12 дней, в льготном исчислении - 24 года 03 месяца 02 дня. Полагала, что при расчете выслуги лет периоды её службы с 28.08.2001 по 01.01.2003 в должности милиционера охранно-конвойной службы 1 взвода 2 роты отдельного батальона конвойной службы милиции при УВД по г..Екатеринбургу, с 01.01.2003 по 11.08.2003 в должности милиционера охранно-конвойной службы 1 отделения 2 взвода отдельной роты конвойной службы милиции при УВД по г..Екатеринбургу, с 11.08.2003 по 01.09.2003 в должности милиционера-кинолога 2 взвода конвойной службы милиции при УВД г..Екатеринбурга, с 01.09.2003 по 01.10.2004 в должности милиционера-кинолога 2 отделения 2 взвода отдельной роты конвойной службы милиции при УВД по г..Екатеринбургу необоснованно включены в выслугу лет в календарном исчислении.
Истец считала, что указанные периоды подлежат включению в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца как служба в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, по подп. "г" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее по тексту - Постановление Правительства Российской Федерации N 941).
На основании изложенного, истец просила обязать ответчиков зачесть спорные периоды её службы в органах внутренних дел с 28.02.2001 по 01.10.2004 в льготном исчислении (1 месяц за 1,5 месяца), обязать ГУ МВД России по Свердловской области произвести перерасчет ранее назначенной пенсии, с учетом вышеуказанных периодов с 10.09.2018.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 14.03.2019 в удовлетворении исковых требований Ефименко Н.Л. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование жалобы ответчик указывает, что спорные периоды подлежали учету в льготном исчислении по абз. 45 подп. "г" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 941, при том, что перечня должностей, замещение которых учитывается при льготном исчислении службы по данному основанию в спорный период не существовал, а обязанности истца при работе милиционером и милиционером-кинологом в составе конвойных подразделений милиции сводились исключительно к охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
К жалобе истцом приложены копии ее должностных инструкций милиционера и милиционера-кинолога конвойной службы милиции от 2000 и 2003 г.г.
Судебной коллегией эти документы приняты в качестве дополнительных доказательств, т.к. в суде первой инстанции истец просила истребовать эти документы, судом ходатайство не было разрешено, вследствие чего у истца имеются уважительные причины непредставления доказательств в суд первой инстанции (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд ссылался на нормы абз. 45 подп. "г" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 941, Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 09.10.2004 N 640 (далее по тексту - Перечень). Придя к выводу, что право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца предоставляется только сотрудникам, замещающим должности в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых согласно должностей, указанных в Перечне, а должности, замещаемые истцом в спорный период, не поименованы в Перечне, суд указал, что спорные периоды службы истца с 28.02.2001 по 01.10.2004 не подлежат зачету в выслугу лет в льготном исчислении в выслугу лет.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они противоречат установленным по делу обстоятельствам, сделаны при неверном применении закона, а также при неустановлении судом юридически значимых обстоятельств.
Как следует из материалов дела, истец проходила службу в органах внутренних дел с 28.05.2001 по 10.09.2018, уволена приказом УМВД России по г. Екатеринбургу N 616 л/с от 10.09.2018 с должности начальник конвоя 1 роты отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Екатеринбургу на основании по п. 2 ч. 1 ст. 82 Закона N 342-ФЗ (по достижению сотрудником предельного возраста, дающего право на получение пенсии). В соответствии с приказом об увольнении выслуга лет истца на дату увольнения составила в календарном исчислении 17 лет 3 месяца 12 дней, в льготном исчислении - 24 года 03 месяца 02 дня.
В выслугу лет в календарном исчислении включены спорные периоды службы истца: с 28.08.2001 по 01.01.2003 в должности милиционера охранно-конвойной службы 1 взвода 2 роты отдельного батальона конвойной службы милиции при УВД по г. Екатеринбургу, с 01.01.2003 по 11.08.2003 в должности милиционера охранно-конвойной службы 1 отделения 2 взвода отдельной роты конвойной службы милиции при УВД по г. Екатеринбургу, с 11.08.2003 по 01.09.2003 в должности милиционера-кинолога 2 взвода конвойной службы милиции при УВД г. Екатеринбурга, с 01.09.2003 по 01.10.2004 в должности милиционера-кинолога 2 отделения 2 взвода отдельной роты конвойной службы милиции при УВД по г. Екатеринбургу. С 01.10.2014 и до окончания службы все периоды службы истца включены в выслугу в льготном исчислении (1 месяц службы за 1,5 месяца), например, служба с 01.10.2004 по 01.11.2009 в должности милиционера 2 отделения 2 взвода отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых при УВД по г. Екатеринбургу, а также позднее - в должности начальника конвоя.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее по тексту Закон N 4468-1).
В ст. 1 Закона N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в п. "б" настоящей статьи, и их семей).
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2000 N 690 в Постановление Правительства Российской Федерации N 941 введен абз. 45 подп. "г" п. 3, согласно которому в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца: в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01.01.2001.
В этой норме, действовавшей с 01.01.2001 до 25.11.2003 (до внесения изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2003 N 684), отсутствовало указание на необходимость соответствия должности перечню, установленному МВД России.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2003 N 684 норма абз. 45 подп. "г" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 941 изложена в следующей редакции: "в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01.01.2001 по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации".
При этом, несмотря на внесение изменений в данную норму постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2003 N 684, вступившим в силу 26.11.2003, соответствующий Перечень был утвержден лишь приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 09.10.2004 N 640, вступил в силу через год после издания Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2003 N 684, - 14.11.2004.
Таким образом, в спорные периоды службы истца, имевшие место с 28.08.2001 по 01.10.2004, отсутствовал утвержденный в установленном порядке перечень должностей, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, поэтому ссылка суда первой инстанции на отсутствие наименования должности истца в Перечне, не может быть признана обоснованной. Суд первой инстанции применил нормы Постановления Правительства Российской Федерации N 941 не в той редакции, в которой оно действовало в спорный период прохождения службы, не учел позицию Конституционного Суда Российской Федерации по пенсионным спорам.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 N 2-П, о том, что у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, судебная коллегия приходит к выводу, что в соответствии с законодательством, действовавшим в спорные периоды службы истца, достаточным основанием для включения спорных периодов в выслугу лет в льготном исчислении является установление фактов прохождение истцом службы в конвойных подразделениях милиции и непосредственного осуществления истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Суд первой инстанции это обстоятельство в качестве юридически значимого не определили его не устанавливал.
Представитель ответчика УМВД России по г. Екатеринбургу в суде апелляционной инстанции названные обстоятельства не оспаривала, не отрицала факт непосредственного осуществления истцом в спорный период функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (при прохождении службы в качестве милиционера и милиционера-кинолога конвойных подразделений милиции), указав, что иных обязанностей истец не исполняла. Аналогичный вывод следует и из представленных истцом должностных инструкций 2000 и 2003 г.г, все обязанности истца сводились именно к непосредственному осуществлению функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
По изложенным мотивам истец правомерно претендует на льготное исчисление спорного периода службы (1 месяц службы за 1,5 месяца).
Судебная коллегия отмечает, что порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России, регламентирован Инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 09.01.2018 N 7, которой предусмотрено, что документы для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, увольняемым со службы, а также членам семей умерших (погибших) сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы (п. 5), кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении им службы (военной службы), уточняются и подтверждаются периоды службы (военной службы), подлежащие зачету на льготных условиях, после чего оформляется расчет выслуги лет для назначения пенсии (приложение N 1 к Инструкции), который согласовывается с пенсионным органом и представляется на ознакомление сотруднику под роспись (п. 6).
Поскольку обязанность по исчислению выслуги лет возложена на кадровое подразделение по последнему месту службы сотрудника и таковым является УМВД России по г. Екатеринбургу, именно на данного ответчика надлежит возложить обязанность по зачету спорного периода в выслугу лет истца в льготном исчислении.
Назначение, выплата пенсий, пособий, компенсаций и прекращение их выплаты, пересмотр и перерасчет пенсии осуществляется территориальным органом МВД России на региональном уровне, что напрямую следует из глав II, III Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 09.01.2018 N 7.
Представитель ГУ МВД России по Свердловской области не оспаривал факт назначения им истцу пенсии по выслуге лет с 10.09.2018.
С учетом того, что назначение, выплата пенсий, пособий, компенсаций и прекращение их выплаты, пересмотр и перерасчет пенсии относится к исключительной компетенции ГУ МВД России по Свердловской области, то обязанность произвести перерасчет с 10.09.2018 ранее назначенной пенсии за выслугу лет (с учетом льготного исчисления спорного периода) возлагается именно на этого ответчика.
Исходя из положений п.п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330, п. 1 ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении иска по приведенным выше мотивам.
Руководствуясь п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 14.03.2019 отменить, принять по делу новое решение, которым иск Ефименко Н.Л. удовлетворить.
Обязать УМВД России по г. Екатеринбургу засчитать в стаж службы Ефименко Надежды Леонидовны в льготном исчислении (1 месяц службы за 1,5 месяца) периоды службы, имевшие место с 28.08.2001 по 01.10.2004.
Обязать ГУ МВД России по Свердловской области с 10.09.2018 произвести перерасчет ранее назначенной Ефименко Надежде Леонидовне пенсии с учетом льготного исчисления периодов службы, имевшим место с 28.08.2001 по 01.10.2004 (1 месяц службы за 1,5 месяца).
Председательствующий Я.Ю. Волкова
Судья С.В. Сорокина
Судья Т.Л. Редозубова
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.