Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А,
судей Поляниной О.А, Шмидт Т.Е,
при секретаре Кузнецовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аваева А.И. к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным постановления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по апелляционной жалобе Аваева А.И. на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 29 мая 2019 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, объяснения Аваева А.И, его представителя Гуренкова А.В, поддержавших апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Аваев А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным постановление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области N от 09 ноября 2018 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 482 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с разрешенным использованием "для ведения огородничества", возложить обязанность повторно рассмотреть его заявление от 11 октября 2018 года.
Административный истец полагал, что указанное в постановлении основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно: "образование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам", не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку образование испрашиваемого земельного участка к названным недостаткам не приводит, на нем возможно размещение объектов недвижимости.
Районным судом постановлено названное выше решение.
В апелляционной жалобе Аваев А.И. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, а также дана оценка фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные доводам административного искового заявления.
Представитель администрации Саратовского муниципального района Саратовской области на заседание судебной коллегии не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представил. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 12 июля 2018 года в администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области обращался Аваев А.И. с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Постановлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 01 августа 2018 года N Аваеву А.И. отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка с условным номером N, площадью 132 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в связи с тем, что образование земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, утвержденными решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 08 февраля 2013 года N 01-07/526, будет меньше предельных минимальных размеров земельных участков, расположенных в территориальной зоне С-2 (зона садовых товариществ, личного подсобного хозяйства).
11 октября 2018 года Аваев А.И. вновь обратился в администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 482 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с разрешенным использованием - ведение огородничества.
Постановлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 09 ноября 2018 года N Аваеву А.И. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 482 кв.м, в связи с тем, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно положениям статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктами 3 и 4 статьи 11.10 ЗК РФ определено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13).
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 данного Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 данного Кодекса.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислен в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ, ими являются:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, проанализировав содержание принятого органом местного самоуправления постановления, соотнеся его с положениями действующего земельного законодательства Российской Федерации, пришел к выводу, что оспариваемый отказ вынесен уполномоченным лицом в пределах его компетенции при точном соблюдении правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, и не нарушает прав административного истца.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Как установлено судом, административный истец претендует на единый земельный участок общей площадью 482 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
Однако такого земельного участка образовать не представляется возможным. Фактически сложены площади двух обособленных земельных участков: первый с условным номером N, площадью 132 кв.м, и второй земельный участок, площадью 350 кв.м, расположенные по адресу: "адрес". Участки расположены на расстоянии 189 м друг от друга, что в соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ делает невозможным рациональное использование его в соответствии с целевым назначением.
Положениями статьи 87, 89 ЗК РФ урегулированы вопросы состава земель специального назначения и использование земель энергетики.
Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила).
Пунктами 8 - 11 Правил предусмотрено, что в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Из заключения судебной экспертизы от 21 мая 2019 года N следует, что земельный участок площадью 132 кв.м граничит с земельным участком с кадастровым номером N, предоставленным для ведения гражданами садоводства и огородничества, расположен в кадастровом квартале N вдоль автодороги на пансионат " "... "". По испрашиваемому земельному участку проходит общий водовод для потребления воды в осенне-зимний период. Земельный участок площадью 350 кв.м расположен на государственной земле в кадастровом квартале N, граничит с земельным участком с кадастровым номером N, предоставленным для размещения подстанций, и частично (площадью 8 кв.м), расположен в охранной зоне Вл 0,4 кв.
Указанные обстоятельства послужили основанием для отказа Аваеву А.И. в утверждении схемы расположения земельного участка.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, полно и всесторонне исследовал установленные по делу обстоятельства, дав им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального права, а доводы апелляционной жалобы не служат основанием к отмене правильного по существу решения.
При рассмотрении дела нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, повлекшее вынесение незаконного судебного акта, районным судом не допущено.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 29 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аваева А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.