Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Пырч Н.В,
судей
Тихоновой Ж.В,
Камерзана А.Н,
при секретаре
Грошенко Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анфимовой Маргариты Владимировны о признании незаконным решения об исключении из решения N 3-10-8 о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в форме обеспечения жилищная субсидия и обязании восстановить на учете,
по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Печенгского районного суда Мурманской области от 11 апреля 2019 года, которым постановлено:
"исковые требования Анфимовой Маргариты Владимировны удовлетворить.
Признать незаконным решение Федерального государственного казенного учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N 3-62/2 от 19 февраля 2019 года об исключении Анфимовой Маргариты Владимировны и А.К.И. из решения N 3-10-8 о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, форма обеспечения жилищная субсидия.
Восстановить Анфимову Маргариту Владимировну и А.К.И. на учете нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма форма обеспечения жилищная субсидия, на основании решения Федерального государственного казенного учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 02 апреля 2018 года N 3-10-8".
Заслушав доклад судьи Тихоновой Ж.В, возражения против доводов апелляционной жалобы истца Анфимовой М.В, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Анфимова М.В, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына А.К.И, обратилась в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГКУ "Северрегионжилье" МО РФ), отделению (территориальное пгт. Печенга) ФГКУ "Северрегионжилье" МО РФ, ФГКУ "Объединенное стратегическое командование Северного Флота" "2-финансово-экономическая служба" о признании незаконным решения об исключении её с сыном из решения * о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в форме обеспечения жилищная субсидия и обязании восстановить на учете.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 22 июня 2012 года состояла в зарегистрированном браке с А.И.П, который являлся военнослужащим и проходил военную службу по контракту в войсковой части 08275.
10 ноября 2015 года супруг А.И.П. умер.
В период службы А.И.П. было выделено служебное жилое помещение, расположенное по адресу:..,..,.., где она и их несовершеннолетние дети зарегистрированы и проживают до настоящего времени.
Решением ФГКУ "Северрегионжилье" МО РФ от 02 апреля 2018 года она и дети А.К.И, _ _ года рождения, А.А.И, _ _ года рождения, были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с даты принятия на учет 07 декабря 2017 года, с учетом умершего мужа.
19 февраля 2019 года начальником отделения (территориальное... ФГКУ "Северрегионжилье" МО РФ было принято решение о внесении изменений в учетные данные и снятии ее и сына А.К.И. с учета нуждающихся в жилом помещении, поскольку она и ее сын А.К.И. не были зарегистрированы на день смерти мужа в предоставленном ему жилом помещении.
Полагает данное решение незаконным, поскольку служебное жилое помещение было выделено ее мужу в мае 2013 года, она и их сын А.К.И. постоянно проживали в указанном жилом помещении и были зарегистрированы в нем по месту пребывания с 07 августа 2013 года по 25 мая 2016 года, а с 25 мая 2016 года по настоящее время зарегистрированы по месту жительства.
Просила признать незаконным решение начальника территориального отделения пгт. Печенга ФГКУ "Северрегионжилье" МО РФ от 19 февраля 2019 года об исключении Анфимовой М.В. и А.К.И. из решения N 3-10-8 о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в форме обеспечения жилищная субсидия и обязать восстановить ее и ее несовершеннолетнего сына А.К.И. на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в форме обеспечения жилищной субсидией на состав семьи из трех человек.
Также просила взыскать с филиала Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" - "2 финансово-экономическая служба" в ее пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы, возникшие при обращении за юридической помощью в сумме 5000 рублей.
В судебном заседании истец Анфимова М.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" - "2 финансово-экономическая служба" будучи извещенным, в судебное заседание не явился, мнения по иску не высказал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков ФГКУ "Северрегионжилье" МО РФ, отделение (территориальное пгт. Печенга) ФГКУ "Северрегионжилье" МО РФ, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом, просивших отказать в удовлетворении исковых требований, дело рассмотреть в их отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФГКУ "Северрегионжилье" МО РФ Кононова Е.И, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы указала, что принимая в качестве доказательства справку ООО ГУЖФ обособленное подразделение "Мурманский" Абонентский пункт N 6 суд не учел, что данная организация не является органом правомочным устанавливать совместное проживания граждан.
Полагала, что ссылка в решении суда на регистрацию истца и ее сына А.К.И. по месту пребывания в квартире не имеет правового значения, поскольку имела место до смерти военнослужащего.
Указал, что судом также не было принято во внимание, что истец была постоянно зарегистрирована с 1987 по 25.05.2016 в квартире своей матери в.., а несовершеннолетний был зарегистрирован с 10.01.2013 по 25.05.2016 в квартире родителей умершего военнослужащего в...
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков ФГКУ "Северрегионжилье" МО РФ, отделение (территориальное пгт. Печенга) ФГКУ "Северрегионжилье" МО РФ и федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" - "2 финансово-экономическая служба", извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку доказательств, подтверждающих уважительную причину неявки, и ходатайств об отложении рассмотрения дела ими не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и верно применил нормы материального права.
В соответствии с абзацем пятым пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
Указанными положениями Закона к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, отнесены: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2 и 3.1 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 N 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников Федеральных органов исполнительной власти" Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти (федеральным государственным органам), в которых законом предусмотрена военная служба поручено предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, а также из личного дела военнослужащего, А.И.П. проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ в период с 22 мая 2002 года по 22 мая 2004 года, и с 15 июня 2006 года по 10 ноября 2015 года.
10 ноября 2015 года А.И.П. умер, смерть наступила в период прохождения военной службы и не связана с исполнением обязанностей военной службы.
На момент смерти военнослужащего А.И.П. выслуга в Вооруженных силах Российской Федерации составляла: календарная 11 лет 4 месяца, в льготном исчислении 16 лет 1 месяц.
В графе 21 "Семейное положение" послужного списка военнослужащего А.И.П. в качестве членов его семьи указаны: супруга Анфимова М.В, сыновья А.К.И, _ _ года рождения, А.А.И, _ _ года рождения.
После смерти А.И.П. его супруга Анфимова М.В. и дети А.К.И, А.А.И. являются получателем пенсии по потере кормильца.
Во время прохождения А.И.П. военной службы в войсковой части *, ему и членам его семьи супруге Анфимова М.В. и сыну А.К.И, _ _ года рождения, на основании договора найма служебного жилого помещения 08-18/213 от 16 мая 2013 года было предоставлено во временное пользование служебное жилое помещение, расположенное по адресу:..,...
В указанном жилом помещении А.И.П. был зарегистрирован по месту жительства и фактически проживал с 07.08.2013 по 10.11.2015, то есть по день смерти.
Совместно с А.И.П. в спорном жилом помещении также были зарегистрированы: супруга Анфимова М.В. и дети А.К.И, _ _ года рождения, Р.И.А, _ _ года рождения (сын супруги) и А.А.И, _ _ года рождения. При этом Анфимова М.В. была зарегистрирована в периоды с 07.08.2013 по 01.06.2015 и с 20.01.2016 по 20.07.2016 по месту пребывания, с 25.05.2016 по настоящее время зарегистрирована по месту жительства. Несовершеннолетний А.К.И. был зарегистрирован в период с 07.08.2013 по 01.06.2015 и с 20.01.2016 по 20.07.2016 по месту пребывания, а с 25.05.2016 по настоящее время - по месту жительства.
Допрошенные судом первой инстанции свидетели С.А.А. и П.И.М. подтвердили факт ведения совместного хозяйства и проживания Анфимовой М.В. ее супруга А.И.П. и их несовершеннолетних детей в спорном жилом помещении, а также нахождение Анфимовой М.В. и детей на иждивении умершего А.И.П.
Доказательств обратному суду представлено не было.
Решением ФГКУ "Северрегионжилье" МО РФ N 3-10-8 от 02.04.2018 Анфимова М.В. и совместно проживающие с ней члены семьи дети А.К.И. и А.А.И. приняты на учет нуждающихся в жилом помещении 07 декабря 2017 года, о чем в Единый реестр внесены сведения о праве Анфимовой М.В. на внеочередное обеспечение п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Решением от 19 февраля 2019 года N 3-62/2 ФГКУ "Северрегионжилье" МО РФ исключило супругу Анфимову М.В. и ее сына А.К.И. из решения N 3-10-8 о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма форма обеспечения жилищная субсидия, поскольку Анфимова М.В. и А.К.И. были вселены в жилое помещение после смерти военнослужащего и являлись членами семей нанимателей других жилых помещений.
Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Из положений части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что федеральный законодатель рассматривает постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства лишь как один из способов учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающий факт нахождения гражданина по месту жительства пребывания или жительства; отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Суд первой инстанции оценил представленные в материалы дела доказательства, обосновано учел позицию Конституционного Суда Российской Федерации, приведенные выше нормы права и пришел к обоснованному выводу о том, что истцы являлись членами семьи военнослужащего А.И.П, были вселены вместе с ним в служебное жилое помещение, где проживали все вместе и вели общее хозяйство до момента смерти последнего, в связи с чем как член семьи военнослужащего, приобрели право на обеспечение жилым помещением, которое за ними сохраняется в силу п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
С указанными выводами суда первой инстанции соглашается и суд апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не обоснованно приняты во внимание представленные истцом справки, суд апелляционной инстанции находит необоснованными, поскольку последние свидетельствуют лишь о периодах регистрации истцов в спорном жилом помещении, выводы же о фактическом проживании истцов в указанной квартире сделаны судом на основе анализа собранных по делу доказательств, в том числе с учетом показаний допрошенных свидетелей.
Приводимые в апелляционной жалобе доводы не ставят под сомнение законность решения суда и не содержат указания на обстоятельства, которые не были исследованы судом, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем не могут являться основанием к отмене обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для его отмены либо изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь 193, 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Печенгского районного суда Мурманской области от 11 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.