Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Пырч Н.В.
судей
Тихоновой Ж.В.
Камерзана А.Н.
при секретаре
Грошенко Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Мурманска N 89, Комитету по образованию администрации города Мурманска, администрации города Мурманска о возложении обязанности совершить определенные действия
по апелляционной жалобе администрации города Мурманска на
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 19 июня 2018 года, которым постановлено:
"исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Мурманска N 89, Комитету по образованию администрации города Мурманска, администрации города Мурманска о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска N 89 в срок до 28 ноября 2019 года оборудовать теневыми навесами для защиты детей от солнца и осадков территории групповых площадок в соответствии с требованиями п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Обязать администрацию города Мурманска организовать финансирование мероприятий в целях устранения нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении г. Мурманска N 89.
Обязать комитет по образованию администрации города Мурманска организовать проведение необходимых организационных мероприятий, обеспечить устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении г. Мурманска N 89".
Заслушав доклад председательствующего, выслушав объяснения представителя истца Управления Роспотребнадзора по Мурманской области по доверенности Саломатиной Е.Н, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (далее -Управление Роспотребнадзора по Мурманской области) действуя в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Мурманска N 89 (далее - МБДОУ г. Мурманска N 89), комитету по образованию администрации города Мурманска, администрации города Мурманска о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведения плановой проверки выявлены нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МБДОУ г. Мурманска N 89.
По результатам проверки вынесено предписание N 868/13-01 от 11 октября 2013 года об устранении выявленных нарушений в срок до 15 декабря 2017 года, с учетом его продления 21 сентября 2015 года и 02 ноября 2016 года, которым предписано обеспечить оборудование теневых навесов на территории групповых площадок в соответствии с требованиями пункта 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13.
В ходе внеплановой проверки контроля исполнения указанного предписания установлены факты его неисполнения в части не оборудования территории каждой групповой площадки теневыми навесами для зашиты детей от солнца и осадков.
Таким образом, имеет место длительное нарушение санитарного законодательства МБДОУ г. Мурманска N 89.
Нарушения требований законодательства, направленных на защиту граждан при осуществлении некоторых видов деятельности, связанных в основном с охраной здоровья обучающихся, непосредственным образом создают угрозу возникновения заболеваний.
Истец просил суд обязать МБДОУ г. Мурманска N 89 в срок до 28 ноября 2019 года оборудовать теневыми навесами для защиты детей от солнца и осадков территории групповых площадок в соответствии с требованиями пункта 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13, обязать администрацию города Мурманска организовать финансирование мероприятий в целях устранения нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МБДОУ г. Мурманска N 89, обязать комитет по образованию администрации города Мурманска организовать проведение необходимых организационных мероприятий, обеспечить устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МБДОУ г. Мурманска N 89.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Мурманской области по доверенности Краузе Е.М. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика МБДОУ г. Мурманска N 89 Кирьян Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещенный надлежащим образом, представил возражения относительно исковых требований, в которых просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика комитета по образованию администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещенный надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Мурманска, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований, приводя доводы, аналогичные доводам, изложенным в отзыве на иск.
Указывает, что с учетом площади земельного участка, его конфигурации, плотности застройки на прилегающей территории, у ответчика не имеется возможности оборудовать территории групповых площадок теневыми навесами в соответствии с требованиями пункта 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Полагает, что в целях безопасного нахождения детей на территории дошкольного учреждения установление теневых навесов должно быть произведено в соответствии с требованиями пожарной безопасности, в связи с чем необходимо согласование данного вопроса с уполномоченным органом в сфере пожарной безопасности, а также с ресурсоснабжающими организациями в целях исключения размещения теневых навесов в охранной зоне водопровода и иных сетевых коммуникаций.
Считает, что суду необходимо было назначить проведение комиссионного обследования территории дошкольного учреждения с привлечением уполномоченных организаций для определения количества и мест оборудования теневых навесов, а также для согласования с ресурсоснабжающими и иными организациями на предмет технической возможности оборудования теневых навесов в определенных местах.
Отмечает, что в решении суда не установлено количество теневых навесов, не определен из размер, места установки в соответствии с планом земельного участка.
Обращает внимание, что администрация города Мурманска является муниципальным казенным учреждением и образовано для осуществления управленческих функций, осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, но не по вопросам бюджетного финансирования.
Приводит довод о том, что комитет по образованию администрации города Мурманска осуществляет полномочия администрации в сфере образования, является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных бюджетных учреждений в соответствии с перечнем подведомственных ему бюджетных учреждений, является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к подведомственному муниципальному бюджетному образовательному учреждению. Следовательно, именно комитет по образованию администрации города Мурманска обязан предоставить образовательному учреждению денежные средства с целью финансирования мероприятий.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу руководитель Управления Роспотребнадзора по Мурманской области Лукичева Л.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков администрации города Мурманска, комитета по образованию администрации города Мурманска, МБДОУ г. Мурманска N 89, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия по гражданским делам находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Разрешая дело, суд правомерно руководствовался положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений", и исходил из наличия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Абзацем седьмым статьи 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" социальная инфраструктура для детей определена, как система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
В силу положения статьи 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 26 утверждены СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", согласно пункту 1.1 которых санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности, а также при осуществлении деятельности по уходу и присмотру в дошкольных группах, размещенных во встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам зданиях (помещениях) и зданиях административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно пункту 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций, для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв.м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв.м.
На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам проведенной плановой выездной и документальной проверки МБДОУ города Мурманска N 89 было выдано предписание N 868/13-01 от 11 октября 2013 года, в пункте 1 которого указано на обязанность юридического лица установить теневые навесы на территории каждой групповой площадки в соответствии с требованием пунктам 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 в срок до 01 октября 2015 года.
На основании ходатайств представителя юридического лица МБДОУ г.Мурманска N 89 в указанное предписание внесены изменения в части продления исполнения пункта 1 до 10 ноября 2016 года, а впоследствии до 15 декабря 2017 года.
Рассмотрев ходатайство МБДОУ г. Мурманска N 89 от 28 ноября 2017 года, Управление Роспотребнадзора по Мурманской области не усмотрело оснований для переноса срока исполнения пункта 1 предписания N 868/13-01 от 11 октября 2013 года, с изменениями от 02 ноября 2016 года, до 15 декабря 2022 года.
При проведении внеплановой документарной и выездной проверки выполнения предписания N 868/13-01 от 11 октября 2013 года на основании распоряжения N 831/17 от 18 декабря 2017 года в отношении МБДОУ г. Мурманска N 89, выявлены факты его невыполнения, в частности, пункта 1, предусматривающего, что на территории учреждения, по адресу фактического осуществления деятельности отсутствуют теневые навесы для защиты детей от солнца и осадков в нарушении требований пункта 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 (акт от 26 декабря 2017 года N831/17).
Как усматривается из материалов дела, предписание надзорного органа N 868/13-01 от 11 октября 2013 года никем не оспорено, недействительным не признано.
Проанализировав положения Федеральных законов "Об образовании в Российской Федерации", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Устава МБДОУ г. Мурманска N 89, Устава муниципального образования город Мурманск, исходя из того, что выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства свидетельствуют о нарушении прав детей на безопасные условия воспитания, поскольку в дошкольном образовательном учреждении не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у ответчиков самостоятельной для каждого из них обязанности принимать меры по обеспечению безопасности условий нахождения детей в общеобразовательном учреждении.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также доказательства, принятые судом во внимание, приведены в мотивировочной части решения суда и, оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобы администрации города Мурманска доводы, выражающие несогласие с решением в части возложения на администрацию обязанности по организации финансирования мероприятий в целях устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, судебная коллегия находит несостоятельными.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу абзаца третьего пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Аналогичные положения содержатся и в статье 14 Устава муниципального образования города Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 10 марта 2006 года N 20-235 с последующими изменениями и дополнениями.
Согласно положениям статей 12, 45 Устава муниципального образования город Мурманск, администрация города Мурманска является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенных к ведению города, и реализует отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами Мурманской области, в том числе обеспечивает исполнение бюджета города и программ развития города, организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования, создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Из пункта 1.6 Устава МБДОУ г.Мурманска N 89 следует, что учредителем данного муниципального автономного учреждения является муниципальное образование город Мурманск. Функции и полномочия учредителя осуществляет комитет по образованию администрации города Мурманска. Имущество учреждения является муниципальной собственностью.
К компетенции учредителя, помимо прочего, относится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения, контроль за образовательной деятельностью, воспитанием и содержанием детей, защитой их прав и интересов, утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения (пункт 4.2 Устава).
Таким образом, отношения по формированию и содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию город Мурманск, обусловлены полномочиями органа местного самоуправления.
Вопросы финансового обеспечения образовательного учреждения, которое относится к бюджетным муниципальным учреждениям, находятся в компетенции органа местного самоуправления
Исходя из изложенного, обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности в силу закона является общей обязанностью как образовательного учреждения, так и органа местного самоуправления и осуществляющего его функции и полномочия как учредителя - комитета по образованию администрации г.Мурманска.
При этом ссылку в апелляционной жалобе на то, что обязанность по финансированию данных мероприятий должна быть возложена на комитет по образованию администрации города Мурманска, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку Комитет является структурным подразделением администрации города Мурманска, муниципальным казенным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета муниципального образования город Мурманск, образованным для осуществления управленческих функций в сфере образования.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение является подведомственной организацией комитета по образованию администрации, осуществляющего функции и полномочия учредителя - муниципального образования город Мурманск, однако не обладающего полномочиями по распределению выделяемых бюджетных средств.
При таком положении судебная коллегия находит выводы суда в части возложения на администрацию города Мурманска обязанности по организации финансирования мероприятий в целях устранения нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МБДОУ г. Мурманска N 89 и на комитет по образованию администрации в пределах предоставленных ему полномочий учредителя по организации проведения необходимых для этого мероприятий, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
Согласно сообщению комитета по образованию администрации города Мурманска, выполнение работ по исполнению предписания N 868/13-01 от 11 октября 2013 года, с изменениями от 02 ноября 2016 года в части обеспечения оборудования теневых навесов на территории групповых площадок включено в Муниципальную программу города Мурманска "Развитие образования на 2018-2024 годы" и планируется к выполнению до 15 декабря 2022 года.
По мнению судебной коллегии, в рассматриваемом случае имеет место длительное неисполнение указаний предписания Управления Роспотребнадзора по Мурманской области по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства дошкольным образовательным учреждением, чем нарушаются права несовершеннолетних воспитанников образовательного учреждения на охрану здоровья, а также требования Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
До настоящего времени нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения не устранены. Доказательств устранения выявленных нарушений суду первой инстанции не представлено, не представлено таких доказательств и в суд апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии возможности установки на территории МБДОУ г. Мурманска N 89 теневых навесов в соответствии с требованием пункта 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13, с учетом площади земельного участка, его конфигурации, плотности застройки на прилегающей территории, надлежащими доказательствами в соответствии с положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждены.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости согласования оборудования теневых навесов с уполномоченным органом в сфере пожарной безопасности, с ресурсоснабжающими организациями в целях исключения размещения навесов в охранной зоне водопровода и иных сетевых коммуникаций, равно как и доводы об отсутствии в решении указаний на необходимое количество теневых навесов и места их установки на правильность выводов суда первой инстанции не влияют, поскольку указанные вопросы подлежат разрешению на стадии исполнения решения суда.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права и не содержат указания на обстоятельства, которые не были проверены судом и влияли бы на законность и обоснованность судебного решения либо опровергали выводы суда, поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 19 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Мурманска - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.