Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Моргоева Э.Т,
судей Дзуцевой Ф.Б, Гатеева С.Г,
при секретаре Гагкаевой Ю.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алборовой Е.Н. к МВД по РСО-Алания о признании уважительной причины пропуска срока на подачу заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, о восстановлении срока обращения для продления срока действия статуса вынужденного переселенца,по апелляционной жалобе МВД по РСО-Алания на решение Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 14 мая 2019 года, которым постановлено: Административные исковые требования Алборовой Елены Нестеровны к МВД по РСО-Алания о признании уважительной причины пропуска срока на подачу заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, о восстановлении срока обращения для продления срока действия статуса вынужденного переселенца удовлетворить. Признать уважительной причину пропуска срока обращения Алборовой Е.Н. в УВМ МВД по РСО-Алания с заявлениями о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Восстановить Алборовой Е.Н. срок обращения в УВМ МВД по РСО-Алания с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Заслушав доклад судьи Моргоева Э.Т, объяснения по доводам апелляционной жалобы представителя МВД РФ по РСО-Алания - Овсепян А.Х, возражения представителя Алборовой Е.Н. - Миляевой З.Ю, судебная коллегия,
установила:
Алборова Е.Н. обратилась в суд с административным иском к Управлению по вопросам миграции МВД по РСО-Алания о признании уважительной причины пропуска срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, о восстановлении в очереди в сводных списках вынужденных переселенцев, нуждающихся в выдаче жилищного сертификата о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством по РСО-Алания", закрепив в качестве исходной дату постановки ее на учет... г.
В ходе судебного разбирательства Алборова Е.Н. уточнила административные исковые требования, в окончательном виде просила признать уважительной причину пропуска срока обращения в Управление по вопросам миграции МВД по РСО-Алания с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и восстановить ей срок обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Определением Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО- Алания от 25 апреля 2019 года АМС г. Владикавказа исключено из числа заинтересованных лиц.
Определением Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО- Алания от 14 мая 2019 года административный ответчик Управление по вопросам миграции МВД по РСО-Алания заменен на МВД по РСО-Алания.
В судебном заседании представитель Алборовой Е.Н. - адвокат Миляева З.Ю, действующая на основании адвокатского ордера N 0012643 от 25 октября 2018 года и доверенности от 25 октября 2018 года, заявленные требования поддержала, в обоснование пояснила следующее:
Алборова Е.Н,... года рождения, является инвалидом... й группы бессрочно. До... года она проживала в Грузии и в связи с межнациональным конфликтом была вынуждена переехать на постоянное место жительство в РСО-Алания.... года ей был присвоен статус беженца. В... года Алборова Е.Н. приобрела гражданство Российской Федерации. На основании решения Миграционной службы РСО-Алания от... года Алборовой Е.Н. бьщ присвоен статус вынужденного переселенца,... года было выдано удостоверение вынужденного переселенца. В соответствии с требованиями закона Алборова Е.Н. каждый год своевременно обращалась с личным заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Однако в 2016 году, в связи с состоянием здоровья, обострением заболеваний, Алборова Е.Н. не смогла своевременно подать заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. В 2017 году она также не имела такой возможности ввиду болезни и нахождения дважды на стационарном лечении в медицинских учреждениях. В настоящее время Алборова Е.Н. обратилась в УВМ МВД по РСО-Алания с заявлением о восстановлении срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, просила признать уважительной причины пропуска ею этого срока со ссылкой на продолжительную болезнь. Ответом Управления по вопросам миграции МВД по РСО-Алания N... от... года в продлении статуса административной истице было отказано, сообщено, что... года она была снята с регистрационного учёта, утратила статус ввиду того, что ею не было подано соответствующее заявление. При этом, административный ответчик уведомления об утрате статуса вынужденного переселенца в... года Алборовой Е.Н. не направил, поэтому она была лишена возможности обжаловать действия УВМ МВД по РСО-Алания в установленном порядке в соответствии со ст. 8 ФЗ "О вынужденных переселенцах".
Кроме того, удостоверение вынужденного переселенца у нее не изымалось, что предусмотрено п. 5 ст. 9 ФЗ "О вынужденных переселенцах" в случае утраты статуса вынужденного переселенца. Таким образом, административным ответчиком были нарушены требования п. 4 ст. 9 ФЗ "О вынужденных переселенцах", согласно которым уведомление о лишении лица статуса вынужденного переселенца либо об утрате лицом статуса вынужденного переселенца с указанием причин и порядка обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения. Отказ УВМ МВД по РСО-Алания Алборова Е.Н. считает необоснованным, поскольку ею к заявлению были приложены все медицинские документы, подтверждающие уважительность причины пропуска срока для обращения с очередным заявлением. Административный истец полагает, что ее длительная болезнь является одной из уважительных причин пропуска установленного законом срока, с учётом наличия у нее инвалидности 2-й группы а также ряда тяжёлых заболеваний, в том числе паркинсониозма, невозможности самостоятельно передвигаться, нарушением памяти, считает, что действиями административного ответчика, выразившихся в отказе ей в восстановлении пропущенного срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, нарушены ее права и охраняемые законом интересы. На основании изложенного, просила удовлетворить уточненные административные исковые заявления в полном объеме.
В судебное заседание Алборова Е.Н, извещенная надлежащим образом, не явилась.
В судебном заседании представитель МВД по РСО-Алания Овсепян А.Х, действующая на основании доверенности от 13 декабря 2018 года, административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении ввиду отсутствия надлежащих доказательств, подтверждающих уважительность пропуска Алборовой Е.Н. установленного законом срока на подачу заявления о продлении статуса вынужденного переселенца. По делу постановлено указанное выше решение. В апелляционной жалобе МВД по РСО-Алания просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РСО-Алания приходит к следующему.
Каждое заинтересованное лицо в силу ст. 4 КАС РФ имеет законное право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, ему созданы препятствия к их осуществлению, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требовании о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации определяются Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 годаN 4530-1 "О вынужденных переселенцах".
Согласно пункту 1 статьи 1 указанного Закона вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных данным Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 названного Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации (пункт 4).
В силу пункта 5 названной статьи срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года;
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года;
5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Подпункт 2 пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" предусматривает, что лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 этого же Закона.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
В силу ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока по обстоятельствам, связанным с личностью истца, нарушенное право гражданина подлежит защите.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением УФМС России по РСО-Алания Алборова Е.Н,... года рождения, была признана вынужденным переселенцем с... года.
Письменными материалами дела подтверждается, что Алборова Е.Н. после предоставления статуса вынужденного переселенца обращалась в УФМС России по РСО-Алания с заявлениями о продлении ей срока действия статуса вынужденного переселенца.
... года Алборова Е.Н. подала соответствующее заявление и ей был продлен статус вынужденного переселенца до... года.
В последующем заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца Алборова Е.Н. подала в УВМ МВД по РСО- Алания... года.
На основании приказа МВД по РСО-Алания от... года N... Алборова Е.Н. на основании п.п.2 п.2 ст.9 ФЗ "О вынужденных переселенцах" (лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока представления статуса в соответствии с п.4 ст.5 настоящего Закона) признана утратившей статус вынужденного переселенца.
Согласно ответу УВМ МВД России по РСО-Алания от... года N... Алборова Е.Н. в положенные законодательством сроки не обратилась с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, утратила его в соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 9 ФЗ "О вынужденных переселенцах" (истечение срока действия), и... года была снята с регистрационного учета.
В обоснование пропуска срока обращения для продления срока действия статуса вынужденного переселенца административный истец ссылается на длительную болезнь.
Доводы Алборовой Е.Н. о том, что она постоянно болела с... года, ввиду чего не имела возможности своевременно обратиться с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, пропустила по уважительной причине срок подачи заявления, подтверждаются медицинской документацией.
Так, из поступивших в ответ на запрос суда из ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава Росии выписок (эпикризов) медицинских карт стационарной больной Алборовой Е.Н. следует, что с... года по... года Алборова Е.Н. находилась в терапевтическом отделении в диагнозом:...
Согласно эхокардиографии из КБ СОГМА от... года у Алборовой Е.Н. дилатация полостей обоих предсердий, концентрическая гипертрофия миокарда левого желудочка со снижением сократительной функции, неопределенное движение МЖП, атеросклероз клапанного аппарата сердца, митральная недостаточность 2,5 ст, кальциноз корня аорты, аортальная недостаточность 2 ст, трикуспидальная недостаточность 2,5-3 ст, регургитация клапана ЛA 1 ст.
Из медицинской карты Алборовой Е.Н. и свидетельскими показаниями судом первой инстанции установлено, что с... года осмотры производились у нее на дому, Алборова Е.Н. постоянно жаловалась на головные боли, головокружение, тремор головы. С... года по... года Алборова Е.Н. находилась на стационарном лечении в 1-ом терапевтическом отделении Клинической больницы скорой помощи г. Владикавказа с диагнозом: ИБС. Стенокардия напряжения ФК III. Гипертоническая болезнь III стадия, риск 4. Дисциркуляторная энцефалопатия III. Синдром Паркинсона дрожательная форма. Хронический б/каменный холецистит ремиссия. Хронический панкреатит безболевая форма, ремиссия. Киста левой доли печени. Киста правой почки. Полип желудка.
Принимая во внимание вышеизложенные доказательства, подтверждающие болезнь Алборовой Е.Н, суд первой инстанции пришел к выводу, что административный истец пропустила срок обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца по уважительной причине и указанный срок подлежит восстановлению.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Овсепян А.Х. не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда.
Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции мотивированы, сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельств и основаны на нормах права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе регулирующих процесс доказывания судом не нарушены. При рассмотрении настоящего дела принцип состязательности и равноправия процессуальных сторон судом первой инстанции соблюден.
Возникшие между сторонами правоотношения судом первой инстанции определены правильно, применен надлежащий материально-правовой закон, представленные доказательства оценены в их совокупности и взаимосвязи.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 14 мая 2019 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу МВД РФ по РСО-Алания - без удовлетворения.
Председательствующий Э.Т.Моргоев
Судьи: Ф.Б.Дзуцева
С.Г.Гатеев
Справка: дело рассмотрено под председательством судьи Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания Хадиковой З.Т
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.