Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Моргоева Э.Т,
судей Дзуцевой Ф.Б, Гатеева С.Г,
при секретаре Гагкаевой Ю.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Джиоева Х.И. к МВД РФ по РСО-Алания о признании незаконным решения УВМ МВД по РСО-Алания от 22 декабря 2018 года, о признании уважительными причин пропуска срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и восстановлении срока, по апелляционной жалобе МВД по РСО-Алания на решение Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 22 апреля 2019 года, которым постановлено:
Административные исковые требования Джиоева Х.И. удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления по вопросам миграции МВД по РСО-Алания от... года N...
Признать уважительной причину пропуска срока Джиоевым Х.И. обращения в Управление по вопросам миграции МВД РФ по РСО-Алания с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Восстановить Джиоеву Х.И. срок обращения в Управление по вопросам миграции МВД по РСО-Алания с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Заслушав доклад судьи Моргоева Э.Т, объяснения по доводам апелляционной жалобы представителя МВД РФ по РСО-Алания - Овсепян А.Х, возражения представителя Джиоева Х.И. - Шанаева А.У, судебная коллегия,
установила:
Джиоев Х.И. обратился в суд с административным иском к МВД по РСО-Алания о признании незаконным рещения УВМ МВД по РСО-Алания от... года N.., об обязании продлить срок действия статуса вынужденного переселенца в связи с уважительными причинами пропуска срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
В судебном заседании представитель административного истца Шанаев А.У, действующий на основании доверенности от 20 декабря 2017 года, в обоснование заявленных требований пояснил следующее:
Джиоев Х.И. с... года состоял на учете в качестве вынужденного переселенца в Управлении по вопросам миграции МВД по РСО-Алания, ежегодно обращался с заявлением о продлении статуса. По обращению Джиоева Х.И. в... году статус ему был продлен до... года. В... административный истец не смог своевременно подать заявление о продлении статуса по уважительной причине, так как проживал вдвоем с тяжело больной матерью, которой требовался постоянный уход в г..Беслане, и выехать в г..Владикавказ он не мог. После смерти матери в... году, в результате непрерывного ухода за ней на протяжении двух лет, нервного напряжения у Джиоева Х.И. развилась вегето - сосудистая дистония по гипертоническому типу, и он с февраля 2017 года по настоящее время состоит на диспансерном учете у невролога ГБУЗ Правобережная ЦРБК, нуждается в постоянном амбулаторном и стационарном лечении. В феврале 2017 года Джиоев Х.И. попал в аварию, с переломом костей правой голени был госпитализирован в КБСП г..Владикавказа, где находился на стационарном лечении продолжительное время, а впоследствии долго передвигался на костылях, проходил неоднократно лечение по реабилитации ноги. В... Джиоев Х.И. вновь находился на стационарном лечении в РКБ г..Владикавказа с диагнозом "ИБС, атеросклеротический кардиосклероз". Состояние здоровья " Джиоева Х.И. относительно стабилизировалось в декабре... года, и тогда он обратился в Управление по вопросам миграции МВД по РСО-Алания с заявлением о продлении ему статуса вынужденного переселенца, указав на уважительность пропуска им срока для подачи заявления и представив документы, подтверждающие данные обстоятельства.
Однако ответчик письмом от 22 декабря 2018 года, проигнорировав представленные административным истцом документы, не дав им какой-либо оценки в письменном ответе, отказал ему в продлении срока действия статуса и признании уважительными причин пропуска срока, нарушив права истца, положения статьи 109 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия. С учетом представленных уточнений просил признать незаконным решение Управления по вопросам миграции МВД по РСО-Алания от 22 декабря 2018 года, просил признать уважительной причину пропуска административным истцом срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и восстановить этот срок.
В судебное заседание административный истец Джиоев Х.И, извещенный надлежащим образом, не явился.
В судебном заседании представитель МВД по РСО-Алания Овсепян А.Х, действующая на основании доверенности от 13 декабря 2018 года, административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении ввиду отсутствия надлежащих доказательств, подтверждающих уважительность пропуска Джиоевым Х.И. установленного законом срока на подачу заявления о продлении статуса вынужденного переселенца.
По делу постановлено указанное выше решение. В апелляционной жалобе МВД по РСО-Алания просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РСО-Алания приходит к следующему.
Каждое заинтересованное лицо в силу ст. 4 КАС РФ имеет законное право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, ему созданы препятствия к их осуществлению, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требовании о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации определяются Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 годаN 4530-1 "О вынужденных переселенцах".
Согласно пункту 1 статьи 1 указанного Закона вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных данным Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 названного Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации (пункт 4).
В силу пункта 5 названной статьи срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года;
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года;
5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Подпункт 2 пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" предусматривает, что лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 этого же Закона.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
В силу ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока по обстоятельствам, связанным с личностью истца, нарушенное право гражданина подлежит защите.
Как установлено судом первой инстанции, Джиоев Х.И. после предоставления статуса вынужденного переселенца обращался в установленном порядке в УФМС России по РСО-Алания с заявлениями о продлении ему срока действия статуса вынужденного переселенца.
Согласно материалам дела, Джиоев Х.И. обратился... года с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, и он был продлен ему до... года.
Как установлено в судебном заседании, приказом МВД по РСО-Алания от 27 декабря 2016 года Джиоев Х.И. на основании п.п.2 ст.2 ст. ФЗ "О вынужденных переселенцах" утратил статус вынужденного переселенца.
Административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие направлению истцу в соответствии с п.4 ст.9 ФЗ " О вынужденных переселенцах" уведомления о лишении лица статуса вынужденного переселенца с указанием причин и порядка обжалования в течение пяти дней со дня принятия решения.
... года Джиоев Х.И. обратился в Управление по вопросам миграции МВД по РСО-Алания с заявлением о признании уважительными причины пропуска срока обращения с заявлением о продлении статуса и продлении срока действия статуса, приложив копию справки.., копию свидетельства о смерти, копию справки от 15 декабря 2017 года, копии выписок из истории болезни, копию паспорта, что подтверждается письменным заявлением.
Согласно пункту 109, утвержденного приказом МВД РФ от 14 ноября 2017 г. N 853, Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, поданное заявителем после истечения срока предоставления статуса, рассматривается по существу при наличии уважительных причин несвоевременного обращения.
Однако административный ответчик, как следует из письма от... года, не рассмотрел по существу заявление Джиоева Х.И, несмотря на наличие документов в обоснование обстоятельств, указанных в заявлении, не дав им какую-либо оценку, и отказал в продлении срока действия статуса сославшись на неправомочность восстанавливать Джиоева Х.И. и его семью в статусе и признавать уважительными причины несвоевременного обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, нарушив требования пункта 109 Административного регламента.
Между тем, выпиской ГБУЗ "Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи" М3 РСО-Алания из истории болезни стационарного больного от... года подтверждается, что Джиоев Х.И. находился на стационарном лечении ГБУЗ "РКБ" М3 РСО- Алания с... года по... года с диагнозом: Хронический пиелонефрит, первичный, првосторонний, в фазе активного воспаления.
Справкой ВКК N.., выданной ГБУЗ "Правобережная центральная районная клиническая больница" М3 РСО-Алания... года подтверждается, что мать истца Джиоева Э.К,... года рождения, нуждалась в постоянном постороннем уходе с апреля... года по февраль... года, диагноз: последствия перенесенного инсульта в виде грубого левостороннего гемипареза, выраженные нарушения психики.
Из поступившего ответа на запрос суда из ОМВД России по Правобережному району РСО-Алания N... от... года следует, что Джиоева Э.К,... года рождения, умершая... года, действительно с 1991 года проживала вместе со своим сыном Джиоевым Х.И,... года рождения, по адресу: РСО-Алания, г. Беслан, ул.... Джиоев Х.И. один присматривал за своей больной матерью. Данный факт подтвердили соседи.
Указанные доказательства подтверждают доводы административного истца о том, что он, проживая в г. Беслане и ухаживая один за матерью, которую невозможно было оставить одну ввиду психического расстройства оставить без присмотра до ее смерти 11 февраля 2017 года, не имел возможности выехать в г. Владикавказ и подать соответствующее заявление в Управление по вопросам миграции МВД по РСО-Алания.
Также в судебном заседании нашли подтверждения доводы административного истца, о том, что он ввиду полученной в ДТП травмы, необходимости продолжительного реабилитационного лечения был лишен возможности обратиться с соответствующим заявлением.
Как следует из выписки из истории болезни N 267, Джиоев Х.И. находился на лечении в травматологическом отделении КБСП РСО-Алания с... года по... года, диагноз заключительный клинический: Закрытый перелом обеих костей правой голени в средней трети со смещением. Закрытая черепно-мозговая травма легкой степени, сотрясение головного мозга. Джиоеву Х.И. рекомендовано ограничение осевой нагрузки минимум на... месяца.
Согласно выписке ГБУЗ "Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи" М3 РСО-Алания из истории болезни стационарного больного, Джиоев Х.И. находился на стационарном лечении с... года по... года. Как следует из выписки, спустя полтора месяца после лечения с... года по... года в КБСП с закрытым переломом обеих костей правой голени со смещением у больного Джиоева Х.И. появились осложнения - замедленное срощение перелома костей голени. Больной направлен на лечение в травматологичексое отделение.
Согласно справке ГБУЗ "Правобережная центральная районная клиническая больца" М3 РСО-Алания от... года Джиоев Х.И. с... года находится на диспансерном учете у невролога ГБУЗ "ПЦРКБ" с диагнозом: Вегето-сосудистая дистония по гипертоническому типу. Нуждается в постоянном амбулаторном и стационарном лечении.
Как следует из выписного эпикриза N 1026 Джиоев Х.И. находился на стационарном лечении в кардиологическом отделении ГБУЗ "РКБ" М3 РСО- Алания с... года по... года, диагноз:...
Согласно выписке из истории болезни амбулаторного больного ГБУЗ "Правобережная центральная районная клиническая больца" М3 РСО- Алания Джиоев Х.И. находился на амбулаторном лечении с... года по... года с диагнозом:...
Принимая во внимание вышеизложенные доказательства, подтверждающие болезнь Джиоева Х.И, суд первой инстанции пришел к выводу, что административный истец пропустила срок обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца по уважительной причине и указанный срок подлежит восстановлению.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Овсепян А.Х. не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда.
Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции мотивированы, сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельств и основаны на нормах права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе регулирующих процесс доказывания судом не нарушены. При рассмотрении настоящего дела принцип состязательности и равноправия процессуальных сторон судом первой инстанции соблюден.
Возникшие между сторонами правоотношения судом первой инстанции определены правильно, применен надлежащий материально-правовой закон, представленные доказательства оценены в их совокупности и взаимосвязи.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 22 апреля 2019 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу МВД РФ по РСО-Алания - без удовлетворения.
Председательствующий Э.Т.Моргоев
Судьи: Ф.Б.Дзуцева
С.Г.Гатеев
Справка: дело рассмотрено под председательством судьи Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания Хадиковой З.Т
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.