Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Мордовия Мартышкин В.Н., рассмотрев жалобу заместителя начальника управления по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 08 февраля 2019г. и решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 07 мая 2019г., состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление N1",
установил:
постановлением врио заместителя начальника управления по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия ФИО1 (далее -должностного лица) от 14 декабря 2018г. "N" общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление N1" (далее -ООО "РСУ N1") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП Российской Федерации") и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 08 февраля 2019г. постановление должностного лица от 14 декабря 2018г. отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации за отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 07 мая 2019г. решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска от 08 февраля 2019г. оставлено без изменения, а жалоба должностного лица-без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, заместитель начальника управления по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия ФИО1, оспаривая законность и обоснованность принятых в отношении "РСУ N1" судебных актов, ставит вопрос об их отмене и оставлении без изменения постановления "N" от 14 декабря 2018г.
В обоснование доводов жалобы указывает о наличии в действиях ООО "РСУ N1" состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации и на доказанность вины юридического лица. Считает, что ООО "РСУ N1" является субъектом административного правонарушения, и что у "РСУ N1", как генподрядчика, имелась возможность по допуску к осуществлению работ на строительном объекте иностранных граждан с соблюдением норм миграционного законодательства Российской Федерации, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Отмечает, что "РСУ N1", как Генподрядчик, должен был осуществлять проверку легальности привлечения к трудовой деятельности иностранной рабочей силы для исполнения публично-правовой обязанности как лицо, ответственное за осуществление строительных работ.
ООО "РСУ N1", уведомленное, в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП Российской Федерации, о принесении заместителем начальника управления по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия ФИО1 жалобы на решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 08 февраля 2019г. и решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 07 мая 2019г, в установленный срок возражения не представило.
Изучив доводы жалобы заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных решений.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно пункта 4 статьи 13 Федерального N 115-ФЗ, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В соответствии со статьёй 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. Установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Как усматривается из постановления должностного лица от 14 декабря 2018г, ООО "РСУ N1" вменено нарушение требований Федерального N115-ФЗ от 25 июля 2002г, выразившееся в допущении к трудовой деятельности гражданина "данные изъяты" ФИО2, который осуществлял трудовую деятельность в качестве подсобного рабочего "дата"г. на строительном объекте "Застройка многоэтажными жилыми домами квартала, ограниченного "адрес". Площадка "N" по генплану. Первый этап строительства (пл. "N")" на земельном участке с кадастровым номером "N" площадью "данные изъяты", без разрешения на работу или патента, дающего право на осуществление трудовой деятельности.
Должностным лицом действия ООО "РСУ N1", являющегося генеральным подрядчиком на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, в соответствии с договором генерального подряда от "дата". "N", заключенным с акционерным обществом " "данные изъяты"" (заказчик), квалифицированы по части 1 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации и оно подвергнуто наказанию в виде штрафа.
Отменяя постановление должностного лица от 14 декабря 2018г. и прекращая производство по делу, судья районного суда установив, что иностранный гражданин, не имеющий разрешения на работу и патента, осуществлял трудовую деятельность не на площадке "N", как следует из постановления должностного лица от 14 декабря 2018г, а на площадке "N", пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО "РСУ N1" состава вмененного правонарушения, поскольку материалами дела не подтвержден факт привлечения именно ООО "РСУ "N"" к трудовой деятельности на объекте "Застройка многоэтажными жилыми домами квартала, ограниченного "адрес". Площадка "N" по генплану. Второй этап строительства (пл. "N")" иностранного гражданина ( ФИО2) при отсутствии у него разрешения на работу в Республике Мордовия либо патента.
В мотивировочной части решения судьей приведено обоснование своим выводам и дана оценка имеющимся в деле доказательствам, оснований не согласиться с которыми не имеется.
Доводы заявителя, аналогичные изложенным в жалобе о наличии в действиях ООО "РСУ N1" объективной стороны вмененного административного правонарушения, были предметом тщательной проверки судьи верховного суда республики, в полной мере учтены при вынесении решения и обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном акте.
С выводами судьи районного суда об отсутствии в действиях ООО "РСУ N1" состава вмененного административного правонарушения, поскольку не установлена причастность указанного лица к привлечению иностранного гражданина, не имеющего патента и разрешения на работу, к работе на объекте, согласился и судья верховного суда республики, оставив без изменения вышеуказанное решение от 08 февраля 2019г. Оснований для выводов о неверной оценке доказательств по делу или в правильности выводов судей нижестоящих судебных инстанций, не имеется.
Вопреки доводам жалобы должностного лица, в рассматриваемом случае безусловный вывод о наличии в действиях ООО "РСУ N1" объективной стороны вменяемого ему состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации, из представленных по делу доказательств с очевидностью не следует.
Несогласие должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении с оценкой установленных по делу обстоятельств и доказательств, не может являться правовым основанием к отмене решения как судьи районного суда от 08 февраля 2019г, так и решения судьи верховного суда республики от 07 мая 2019г.
Кроме того, следует отметить, что статья 30.17 КоАП Российской Федерации предусматривает виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста, на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, при этом, перечень решений, которые может вынести суд, является исчерпывающим.
Вместе с тем КоАП Российской Федерации не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке статьи 30.13 КоАП Российской Федерации вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Данная правовая позиция отвечает положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, не допустим.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы заместителя начальника управления по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия ФИО1, в которой фактически ставится вопрос об отмене вступившего в законную силу решения судьи районного суда о прекращении производства по делу в отношении "РСУ N1" за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, тем самым об ухудшении положения юридического лица, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя верховного суда республики
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 08 февраля 2019г, решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 07 мая 2019г, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление N1", оставить без изменения, а жалобу заместителя начальника управления по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Мордовия В.Н. Мартышкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.