Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
Председательствующего Мейстер В.М,
судей: Шишева Б.А. и Дагуф С.Е,
при секретаре Долевой М.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Журавкова В.И. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
исковое заявление Комитета по управлению имуществом МО " "адрес"" к Журавков В.И. о выселении гражданина из жилого помещения, удовлетворить.
Выселить Журавков В.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из домовладения, расположенного по адресу: "адрес"
Заслушав доклад судьи Дагуф С.Е, объяснения истца Журавкова В.И, поддержавшего доводы жалобы и просившего отменить решение и в иске администрации отказать, возражения представителя комитета по управлению имуществом МО " "адрес"" Эйнэр А.В, заключение прокурора Хут М.Б, полагавшего решение незаконным и подлежащим отмене с отказом в удовлетворении иска о выселении, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела судебная коллегия,
установила:
Комитет по управлению имуществом МО " "адрес"" обратился в суд с иском о выселении Журавкова В.И. из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Требования мотивировал тем, что Журавков В.И. заселен в служебную квартиру на период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Учебном научном центре военно-воздушных сил "Военно - воздушная Академия". Жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", является собственностью МО " "адрес"". Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим. Несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик Журавков В.И. обращался в комиссию по жилищным вопросам Администрации МО " "адрес"" с заявлением о заключении с ним договора социального найма однокомнатной квартиры "адрес", и по итогам заседания комиссии Журавкову В.И. было отказано в заключении с ним договора социального найма.
14.04.2014г. Журавков В.И. уволен с военной службы с зачислением в запас, что подтверждается выпиской из приказа начальника военного учебно-научного центра Военно- Воздушных Сил "Военно-Воздушная Академия" N.
По мнению истца, по истечению срока службы Журавков В.И, должен был освободить данное жилое помещение и сняться с регистрационного учета. Истец просил выселить Журавков В.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из муниципальной квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Ответчик Журавков В.И. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, подал письменные возражения, согласно которым необходимо применить последствия пропуска срока исковой давности, поскольку истцом пропущен трехлетний срок исковой давности.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства обороны РФ в лице ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения", надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, суд о причинах не явки не известил. В отзыве на исковое заявление указал, что сведения о заселении Журавкова В.И. в жилое помещение по адресу: "адрес", отсутствуют.
Дополнительно сообщил, что данное жилое помещение в реестре специализированных жилых помещений и жилых помещений для постоянного проживания не значится.
Прокурор Духу Т.Ю, участвующий в деле полагал, что иск подлежит удовлетворению.
Судом принято вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Журавков В.И. ставит вопрос об отмене решения Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ и принятии нового об отказе удовлетворении исковых требований Комитета по управлению имуществом МО " "адрес"".
При этом указывает, что суд оставил без внимания то, что истец пропустил срок исковой давности, а он является пенсионером Министерства обороны РФ и данное жилье для него единственное. Обращает внимание, что суд постановилснять его с регистрационного учета, в связи с чем он не сможет быть получателем пенсионных выплат и медицинского обслуживания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Журавков В.И. являлся военнослужащим, он был заселен ДД.ММ.ГГГГг. в служебную квартиру на период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Учебном научном центре военно-воздушных сил "Военно - воздушная Академия". Жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", является собственностью МО " "адрес"".
14.04.2014г. Журавков В.И. уволен с военной службы с зачислением в запас, что подтверждается выпиской из приказа начальника военного учебно-научного центра Военно- Воздушных Сил "Военно-Воздушная Академия" N.
Другого жилья Журавков В.И. не имеет, в приватизации не участвовал, за счет федерального бюджета жилье ему не предоставлялось.
Его выслуга лет составила более 32 лет в календарном исчислении.
ДД.ММ.ГГГГ между "Армавирской КЭЧ района" Минобороны России и Журавковым В.И. заключён договор найма служебного жилого помещения для постоянного проживания ответчика. В соответствии с указанным договором ему предоставлено жилое помещение, состоящее из одной комнаты, расположенное по адресу: "адрес".
В муниципальном образовании на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством Журавков В.И. поставлен не был, поскольку считалось, что он обеспечен жильем.
Судом установлено, что в жилое помещение Журавков В.И. вселён вместо выбывшего военнослужащего.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик Журавков В.И. обращался в комиссию по жилищным вопросам Администрации МО " "адрес"" с заявлением о заключении с ним договора социального найма однокомнатной квартиры "адрес", и по итогам заседания комиссии Журавкову В.И. было отказано в заключении с ним договора социального найма, по мотиву того, что на срок военной службы ему было предоставлено служебное жилое помещение.
Рассматривая иск, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 105, 107, 108, 110 Жилищного кодекса РСФСР, статьями 93, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что спорное жилое помещение является служебным, было предоставлено Журавкову В.И. для проживания на период службы. С учетом изложенного суд пришел к выводу об отсутствии у ответчика предусмотренных законом оснований для занятия спорного жилого помещения.
В силу статьи 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Разрешая спор, суд удовлетворил иск Комитета по управлению имуществом МО " "адрес"", указав на то, что в силу положений статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих" и статей 102-104 Жилищного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи при увольнении Журавкова В.И. с военной службы в отставку, он должен был освободить занимаемое им жилое помещение, а Журавков В.И. подлежал обеспечению жилым помещением за счёт средств федерального бюджета.
С такими выводами суда судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РА согласиться не может в силу следующего.
В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
По смыслу указанной нормы, реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду.
Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определённым федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Закон "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.
Приведённые положения Закона о возможности предоставления муниципального жилого помещения по договору социального найма военнослужащим и членам их семей не были учтены судом, что привело к неправильному разрешению спора и нарушению прав Журавкова В.И, который в период прохождения военной службы имел право на предоставление ему жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", находящегося в настоящее время в муниципальной собственности, по договору социального найма и после увольнения с военной службы с зачислением в запас не мог быть выселен без предоставления другого жилья, поскольку не был обеспечен жильем за счет средств федерального бюджета, не имел какого либо жилья в собственности, либо другого жилого помещения по договору социального найма.
В связи с этим факт того, что договор социального найма заключён Журавковым В.И. в период прохождения им военной службы не с органом местного самоуправления, а с "Армавирской КЭЧ района" Минобороны России с учётом наличия у него права на получение этого жилого помещения по договору социального найма, не может служить основанием для ограничения его жилищных прав, в частности также основанием для выселения его без предоставления другого жилого помещения.
Пунктом 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.
В этой связи по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (статья 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Предоставляемое гражданам, выселяемым из служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии, другое жилое помещение должно находиться в черте соответствующего населенного пункта (часть 3 статьи 103 ЖК РФ), отвечать санитарным и техническим требованиям (часть 2 статья 15 ЖК РФ) и, как следует из содержания части 2 статьи 103 ЖК РФ, относиться к жилищному фонду социального использования. Благоустроенность и размер другого жилого помещения правового значения не имеют.
Вместе с тем Федеральный закон "О статусе военнослужащих", определяя основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, устанавливает дополнительные права и гарантии военнослужащих в жилищной сфере.
В соответствии с п. 1 ст. 23 названного Федерального закона военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Между тем судом при разрешении исковых требований о выселении Журавкова В.И. из спорного жилого помещения не учтены приведенные правовые нормы.
Допущенные судом первой инстанции перечисленные выше нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Журавкова В.И, в связи с чем решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска Комитета по управлению имуществом МО " "адрес"".
Судебная коллегия отмечает, что Журавков В.И. на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях не состоит, однако имеет право состоять на таком учете, поскольку другого жилья не имеет, не обеспечен жильем ни за счет средств федерального бюджета, ни в порядке приватизации.
Принимая во внимание сведения о доходе и имущественном положении ответчика, установленную норму учетной площади и площадь занимаемого ответчиком жилого помещения, право Журавкова В.И. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, а также то обстоятельство, что Жилищный кодекс РФ не допускает выселение ответчика без предоставления ему другого жилого помещения, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для прекращения права пользования спорным служебным жилым помещением и выселении из него ответчика без предоставления ему другого жилого помещения не имеется.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия считает необоснованными.
Доводы апелляционной жалобы Журавкова В.И. относительно неверного применения судом норм материального права судебная коллегия находит заслуживающими внимания.
При установленных судом обстоятельствах ответчик не может быть выселен из занимаемой квартиры без предоставления иного жилого помещения, поскольку его выселение противоречит выше приведенным нормам права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, не затребовал договор социального найма, отсутствие обеспеченности ответчика жильем. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, подлежит отмене и вынесение нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении иска Комитета по управлению имуществом МО " "адрес"" к Журавков В.И. о выселении его из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" отказать.
Председательствующий В. М. Мейстер
Судьи
Б.А. Шишев
С.Е.Дагуф
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.