Судебная коллегия по административным делам Калужского областного суда
в составе: председательствующего судьи Сидоренкова И.А,
судей Жудова Н.В. и Сычева Ю.В.
при секретаре Купрач И.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жудова Н.В. дело по апелляционной жалобе Лобанова Е.И. на решение Калужского районного суда Калужской области от 17 декабря 2018 года по административному исковому заявлению Лобанова Евгения Игоревича к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калужской области и Министерству здравоохранения Калужской области об оспаривании действия (бездействия),
установила:
Лобанов Е.И. обратился в суд с административным иском, указывая на то, что 6 декабря 2017 года в районе 17 час.45 мин, по вызову прибыла бригада скорой медицинской помощи ООО "Антониус Медвизион Калуга-Скорая помощь", сотрудники которой осмотрели его в рамках базовой программы ОМС, произвели замеры артериального давления, сделали укол лекарства. На настоятельные просьбы супруги о госпитализации, врачи скорой помощи не усмотрели оснований для его медицинской эвакуации и затем удалились. После ухудшения самочувствия, 7 декабря 2017 года другая бригада скорой помощи доставила его в медицинское учреждение, где ему был поставлен диагноз "инсульт". При этом врачи пояснили ему о том, что было упущено много времени, медицинская помощь своевременно не оказана. Полагает, что в результате халатного, ненадлежащего исполнения медицинским персоналом бригады скорой медицинской помощи ООО "Антониус Медвизион Калуга-Скорая помощь" своих обязанностей, он долгое время находился в тяжелом состоянии в отделении реанимации Калужской областной больницы, вследствие чего он стал инвалидом 1 группы. Супруга Лобанова Н.Н, действуя в его интересах, обратилась к административным ответчикам с заявлениями о проведении проверки изложенной выше информации и о проведении экспертизы законности и качества оказанной ему медицинской помощи ООО "Антониус Медвизион Калуга-Скорая помощь". По результатам рассмотрения обращений, территориальный орган Росздравнадзора каких-либо нарушений не установил, о чем уведомил письмом от 21 сентября 2018 года. Считает, что административными ответчиками допущено бездействие, так как проверка по доводам обращения проведена формально.
Просит признать бездействие Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калужской области и Министерства здравоохранения Калужской области незаконными, обязав их провести надлежащую проверку по обращениям, а также провести экспертизу законности и качества медицинской помощи, оказанной ему ООО "Антониус Медвизион Калуга-Скорая помощь".
Решением Калужского районного суда от 17 декабря 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения районного суда как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового решения.
Выслушав представителя административного истца - Лобанова И.Е, поддержавшего жалобу, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступившие на нее письменные возражения Министерства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно представленным Министерством здравоохранения Калужской области сведениям, 11 августа 2017 года было принято решение государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калужской области "Региональный центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" передавать вызовы с прикрепленных территориально улиц микрорайона "Правобережье" г.Калуги в полном объеме ООО "Антониус Медвизион Калуга-Скорая помощь", которой в свою очередь надлежало обслуживать их с 01.09.2017 г. по 31.12.2017г.
Из дела видно, что Лобанова Н.Н, действуя в интересах своего супруга Лобанова Е.И. (административного истца по настоящему делу), обратилась с заявлениями от 29 августа 2018 года в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калужской области (Росздравнадзор) и Министерство здравоохранения Калужской области, в которых изложила доводы о некачественно оказанной Лобанову Е.И. медицинской помощи бригадой скорой медицинской помощи ООО "Антониус Медвизион Калуга-Скорая помощь", вызов которой имел место 6 декабря 2017 года. В указанных обращениях был поставлен вопрос о проведении проверки указанных доводов и на основании ст.64 Федерального закона от 21.11.2011 г. N323-ФЗ - проведения экспертизы законности и качества оказанной медицинской помощи.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции проанализировав в соответствии с требованиями п.3 ч.9 ст.226 КАС РФ предметную компетенцию Министерства здравоохранения Калужской области, пришел к правильному выводу о том, что Министерство, действуя в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N59 -ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", правомерно переадресовало рассмотрение обращения в территориальный орган Росздравнадзора, о чем письменно уведомило Лобанову Н.Н.
Указанный вывод районного суда автор жалобы не оспаривает.
В свою очередь, по результатам рассмотрения обращения, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калужской области направил в адрес Лобановой Н.Н. письменное уведомление от 21 сентября 2018 года, в котором сообщил, что приведенная информация по вопросу оказания медицинской помощи Лобанову Е.И. не нашла своего подтверждения; медицинская помощь оказана своевременно, в полном объеме, в соответствии с действующим законодательством.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанным административным ответчиком также не было допущено незаконное бездействие при рассмотрении поступившего к нему обращения.
Из материалов дела следует, что органом государственного контроля была проведена предварительная проверка поступившей к нему информации.
Согласно части 3.2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, получении достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются (часть 3.3)
В материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о том, что территориальным органом Росздравнадзора были направлены в ООО "Антониус Медвизион Калуга-Скорая помощь" и ГБУЗ КО "Региональный центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф" запросы о предоставлении необходимой для рассмотрения обращения информации и такие сведения, подробно отражающие обстоятельства выезда бригады скорой помощи и оказанных Лобанову Е.И. медицинских процедур, органом контроля получены.
Кроме этого, в ходе предварительной проверки территориальным органом Росздравнадзора была истребована и изучена карта вызова скорой медицинской помощи от 6 декабря 2017 года.
При таких обстоятельствах, оснований считать проведенную проверку неполной не имеется.
Несогласие административного истца с содержанием данного на обращение ответа, само по себе не свидетельствует о допущенном органом контроля незаконном бездействии.
Правильным является вывод суда первой инстанции, касающийся отсутствия у административных ответчиков оснований по проведению в рассматриваемом случае экспертизы качества медицинской помощи.
По делу установлено и не оспаривается в апелляционной жалобе административным истцом, что Лобанову Е.И. медицинская помощь оказывалась в соответствии с программой обязательного медицинского страхования, по полису "Росно МС" N.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
Экспертиза качества медицинской помощи проводится при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, аттестованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертами, привлекаемыми Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения) к проведению мероприятий по контролю в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункты 4 и 6 Порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, утв. Приказом Минздрава РФ от 16.05.2017 N 226н.).
При этом согласно части 3 статьи 64 упомянутого Федерального закона, экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Согласно ч.ч.6, 7, 9, 12 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи. Федеральный фонд, территориальный фонд, страховая медицинская организация для организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи поручают проведение указанной экспертизы эксперту качества медицинской помощи из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи. Результаты экспертизы качества медицинской помощи оформляются соответствующими актами по формам, установленным Федеральным фондом. По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи территориальный фонд и (или) страховая медицинская организация в порядке, установленном Федеральным фондом, информируют застрахованных лиц о выявленных нарушениях при оказании им медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Учитывая приведенные положения специального законодательства в сфере обязательного медицинского страхования, обязанность проведения указанной экспертизы не могла быть возложена на административных ответчиков.
В апелляционной жалобе не приводится каких-либо новых фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения административного спора.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 17 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лобанова Е.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.