Заместитель председателя Калужского областного суда Алиэскеров М.А., рассмотрев жалобу Хожибобоева С. на постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 23 августа 2018 года, вынесенное в отношении Хожибобоева Салимжона по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калужского районного суда Калужской области от 23 августа 2018 года Хожибобоев С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Калужский областной суд в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Хожибобоев С. просит отменить постановление судьи районного суда, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указывает, что на момент его задержания и оформления протокола об административном правонарушении 22 августа 2018 года у него имелся патент на работу в Калужской области, продленный до 07 сентября 2018 года, в связи с чем обязанности выехать за пределы Российской Федерации у него не возникло. К жалобе прикладывает незаверенную копию справки инспекции ФНС по Ленинскому округу г. Калуги от 13 марта 2019 года N, согласно которой Хожибобоев С. осуществлял платежи в ИФНС по Ленинскому округу г. Калуги, а именно: 29 августа 2017 года в сумме 11700 рублей, 29 ноября 2017 года в сумме 7800 рублей; с 28 января 2018 года по 28 июля 2018 года включительно в сумме по 4000 рублей ежемесячно.
Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Как следует из протокола об административном правонарушении, 22 августа 2018 года в 19 часов 30 минут у "адрес" было установлено, что гражданин Республики Таджикистан Хожибобоев С, въехавший на территорию Российской Федерации 06 марта 2018 года и имевший постановку на миграционный учет сроком на 90 суток, в нарушение пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" по истечении срока временного пребывания не покинул территорию Российской Федерации, проживает без постановки на миграционный учет по адресу: "адрес", документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, не имеет.
Признавая Хожибобоева С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда в постановлении от 23 августа 2018 года исходил из того, что у гражданина Республики Таджикистан Хожибобоева С. отсутствовали документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в Российской Федерации
Однако с таким выводом судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 этого же Федерального закона, срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В силу пункта 2 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 5 статьи 5 этого же Федерального закона предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 5 статьи 13.3 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в момент совершения административного правонарушения, патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
При этом на основании пункта 6 статьи 13.3 указанного Федерального закона патент выдается иностранному гражданину лично по предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также документа, подтверждающего уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на период действия патента в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
В силу пункта 4 статьи 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации фиксированный авансовый платеж по налогу уплачивается налогоплательщиком по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который выдается (продлевается), переоформляется патент.
Таким образом, в случае своевременной уплаты иностранным гражданином фиксированного авансового платежа патент считается действительным, а срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продленным на срок действия патента без обращения в уполномоченный орган.
В материалах дела на момент его рассмотрения судьей районного суда имелась копия патента серии 40 N ( N) от 07 сентября 2017 года, выданного на имя Хожибобоева С. для работы на территории Калужской области (л.д. 8-9).
Сведения о выданном Хожибобоеву С. патенте на работу имелись также в информации из автоматизированной системы ЦБДУИГ ФМС России (л.д.12-14).
Данных о недействительности названного патента, его аннулировании, материалы дела об административном правонарушении в отношении Хожибобоева С, переданные на рассмотрение судье районного суда, не имели.
В силу статьи 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
Однако судьей районного суда не были учтены указанные выше положения Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не были истребованы и проверены сведения о том, имелись ли у Хожибобоева С. законные основания для пребывания на территории Российской Федерации в связи с действием патента.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении не были соблюдены требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в связи с чем имеются основания для отмены постановления судьи районного суда.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, настоящее дело подлежит возвращению на новое рассмотрение судье районного суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 23 августа 2018 года, вынесенное в отношении Хожибобоева Салимжона по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Калужский районный суд Калужской области.
Заместитель председателя
Калужского областного суда М.А. Алиэскеров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.