Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П,
судей Агеева О.В. и Александровой А.В,
при секретаре судебного заседания Егоровой Т.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Платоновой Людмилы Вячеславовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе Платоновой Людмилы Вячеславовны на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 18 апреля 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии (далее - УПФР в г.Чебоксары) N 457 от 16.03.2017 Платоновой Л.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) по мотиву отсутствия требуемого 30-летнего медицинского стажа работы. Специальный стаж комиссией установлен в 19 лет 01 месяц 12 дней.
В специальный стаж не были включены периоды:
- работы с 01.10.1993 по 01.08.1995, с 01.02.1999 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по
20.10.2002, с 22.11.2002 по 20.10.2003 в должности старшей медицинской сестры ясли-
сада "медотдела МВД", "медотдела тыла МВД";
- нахождения на курсах повышения квалификации с 09.03.1998 по 09.04.1998, с
21.10.2002 по 21.11.2002, с 01.12.2005 по 30.12.2005, с 12.10.2010 по 12.11.2010, с
12.10.2015 по 12.11.2015;
- работы с 22.10.2003 по 31.05.2004, с 01.05.2005 по 30.11.2005, с 31.12.2005 по
31.01.2006 в должности диетсестры на 0,5 ставки и медицинской сестры приемного покоя
на 0,5 ставки стационара медотдела "МВД", госпиталя ".." ;
- работы с 01.02.2006 по 14.10.2007 в должности медицинской сестры приемного
покоя на 0,5 ставки госпиталя "..";
- работы с 01.10.2016 по 25.01.2017 в должности постовой медицинской сестры
палатной госпиталя "..".
Не согласившись с указанным решением, Платонова Л.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения - л.д.103-107), в котором просила признать решение УПФР в г.Чебоксары от 16.03.2017 незаконным в части невключения вышеуказанных периодов работы в специальный стаж, отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный стаж вышеуказанные периоды в календарном порядке, а периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до 3-х лет с 20.09.1988 по 19.02.1989, с 20.02.1989 по 06.09.1990 в льготном порядке - один год как один год шесть месяцев, и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 26.01.2017.
В судебном заседании истица Платонова Л.В. исковые требования поддержала, представитель третьего лица ФКУЗ "МСЧ МВД России по Чувашской Республике" Иванова Н.Н. удовлетворение уточненных исковых требований оставила на усмотрение суда.
Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 18.04.2019 (с учетом определения об исправлении описки от 23.05.2019) постановлено:
"Признать незаконным Решение ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии от 16.03.2017 N457 в части отказа во включении Платоновой Людмиле Вячеславовне в специальный страховой стаж:
в льготном порядке за один год работы как один год шесть месяцев периодов нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до 3-х лет с 20.09.1988 по 19.02.1989, с 20.02.1989 по 06.09.1990;
в календарном порядке периодов:
- нахождения на курсах повышения квалификации с 12.10.2010 по 12.11.2010 и с 12.10.2015 по 12.11.2015;
- работы с 01.10.2016 по 25.01.2017 в должности постовой медицинской сестры
палатной госпиталя "..".
Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии включить Платоновой Людмиле Вячеславовне в специальный страховой стаж:
в льготном порядке за один год работы как один год шесть месяцев периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до 3-х лет с 20.09.1988 по 19.02.1989, с 20.02.1989 по 06.09.1990;
в календарном порядке периоды:
- нахождения на курсах повышения квалификации с 12.10.2010 по 12.11.2010 и с 12.10.2015 по 12.11.2015;
- работы с 01.10.2016 по 25.01.2017 в должности постовой медицинской сестры
палатной госпиталя "..".
В удовлетворении исковых требований Платоновой Людмилы Вячеславовны к ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии об обязании включить в специальный страховой стаж в календарном порядке периодов:
- работы с 01.10.1993 по 01.08.1995, с 01.02.1999 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 20.10.2002, с 22.11.2002 по 20.10.2003 в должности старшей медицинской сестры ясли-сада "медотдела МВД", "медотдела тыла МВД";
- нахождения на курсах повышения квалификации с 09.03.1998 по 09.04.1998, с
21.10.2002 по 21.11.2002, с 01.12.2005 по 30.12.2005;
- работы с 22.10.2003 по 31.05.2004, с 01.05.2005 по 30.11.2005, с 31.12.2005 по
31.01.2006 в должности диетсестры на 0,5 ставки и медицинской сестры приемного покоя
на 0,5 ставки стационара медотдела "МВД", госпиталя ".." ;
- работы с 01.02.2006 по 14.10.2007 в должности медицинской сестры приемного
покоя на 0,5 ставки госпиталя "..";
назначении досрочной страховой пенсии по старости с 26.01.2017, отказать.
Взыскать с ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии в пользу Платоновой Людмилы Вячеславовны расходы по госпошлине в размере 300 руб."
На указанное решение Платоновой Л.В. подана апелляционная жалоба по мотивам его незаконности в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный страховой стаж периодов работы с 01.10.1993 по 01.08.1995, с 01.02.1999 по 20.10.2002, с 22.11.2002 по 20.10.2003, нахождения на курсах повышения квалификации с 09.03.1998 по 09.04.1998, с 21.10.2002 по 21.11.2002, с 01.12.2005 по 30.12.2005. В жалобе указывается, что отказывая во включении в специальный стаж периодов работы в должности старшей медицинской сестры ясли-сада "медотдела МВД" и в должности старшей медицинской сестры "медотдела тыла МВД", суд первой инстанции исходил из того, что такого наименования учреждения здравоохранения как детские ясли и детский сад не содержится в Списке 2002 года. Вместе с тем, в соответствии со штатными расписаниями медотдела "МВД" и медподотдела тыла "МВД" должность старшей медицинской сестры относится к должностям среднего медицинского персонала для обслуживания детских дошкольных учреждений поликлиники больницы, а поликлиника больницы медотдела (медподотдела) "МВД" - к государственному лечебно-профилактическому учреждению и ее должность правильно должна быть указана как "старшая медицинская сестра по обслуживанию детских дошкольных учреждений поликлиники больницы, а не старшая медсестра ясли-сада. При этом ни в штатном расписании Медицинского отдела "МВД", ни штатном расписании Медподотдела тыла "МВД" упоминания такого подразделения, как ясли-сад или детское дошкольное учреждение, не имеется. Фактически, Платонова Л.В. была принята на работу в Медицинский отдел "МВД" на должность старшей медицинской сестры по обслуживанию детских дошкольных учреждений поликлиники больницы Медицинского отдела "МВД", однако работодателем обязанность по надлежащему оформлению трудовых отношений с работником, выполнена не была.
Работодателем Платоновой Л.В. являлся медицинский отдел (Медицинский отдел тыла) "МВД", в трудовых отношениях с ясли-садом N 15 и ДДУ N 15 Платонова Л.В. никогда не состояла. Кроме того, согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Платоновой Л.В. по состоянию на 01.01.2019, в пункте 2.3 ИЛС пенсионным органом в периоды работы с 21.03.1991 по 31.12.1996 работодателем указана поликлиника Медотдела "МВД" и стаж за указанный период работы учтен для целей досрочного назначения пенсии по старости в полном объеме ? 5 лет 9 месяцев 11 дней. А в период с 01.01.1997 по 31.01.2006 работодателем истицы в сведениях о состоянии ИЛС указан Медицинский отдел тыла "МВД". Таким образом, ответчик фактически частично признал исковые требования, признал работодателем не ясли-сад N 15 и детское дошкольное учреждение N 15, а именно лечебное учреждение. Также необоснованным полагает отказа суда во включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышенния квалификации по тем основаниям, что стоимость курсов оплачивалась истицей. Факт оплаты стоимости курсов не отменяет факта направления ее работодателем в рамках трудовых отношений на курсы повышения квалификации с сохранением на время обучения заработной платы.
В судебном заседании истица Платонова Л.В, представитель третьего лица - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Чувашской Республике" Иванова Н.Н. жалобу поддержали.
Представитель ответчика УПФ РФ в г.Чебоксары Ванеркин А.Н. полагал жалобу не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно положениям частей 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии, и могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 (Список 2002 года).
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 (Список 1999 года), - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 (Список 1991 года), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.
Согласно пп. "в" п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (Правила 2002 года).
По выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" и "н" пункта 1 настоящего постановления, - применяются Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 (Правила 1999 года), - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно; постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.
Предметом апелляционной проверки по доводам жалобы является обоснованность отказа во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов работы Платоновой Л.В. с 01.10.1993 по 01.08.1995, с 01.02.1999 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 20.10.2002, с 22.11.2002 по 20.10.2003 в должности старшей медицинской сестры ясли-сада "медотдела МВД" и в должности старшей медицинской сестры "медотдела тыла МВД", а также нахождения на курсах повышения квалификации с 09.03.1998 по 09.04.1998, с 21.10.2002 по 21.11.2002, с 01.12.2005 по 30.12.2005.
Как следует из записей в трудовой книжке, 21.03.1991 Платонова Л.В. принята на должность старшей медицинской сестры ясли-сада "медотдела МВД", 03.02.1999 переведена на должность старшей медицинской сестры "медотдела тыла МВД", 20.10.2003 была уволена с должности по сокращению штатов.
Отказывая во включении спорных периодов в специальный стаж, суд первой инстанции исходил из того, что работа в должности старшей медицинской сестры ясли-сада не дает права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку ясли-сады учреждениями здравоохранения не являются.
Судебная коллегия находит решение суда в оспариваемых частях ошибочным, сделанным без анализа имеющихся в материалах дела документов и без надлежащего распределения между сторонами бремени доказывания.
Так, в материалах дела имеются выписки из приказов МВД Чувашской АССР от 02.10.1990 N 638 "О введении новых условий оплаты труда работников, не имеющих специальных званий начсостава, учреждений здравоохранения МВД Чувашской Республики" (л.д.36) и от 14.02.1994 N 160 "Об утверждении штатов медподотдела МВД ЧР" (л.д.72), согласно которым в состав лечебно-профилактических учреждений медотдела и медподотдела входила больница с поликлиникой. В штате поликлиники, в свою очередь, состоял медицинский персонал для обслуживания детских дошкольных учреждений: врачи педиатры, старшие медсестры и медсестры.
Из должностной инструкции медицинской сестры ДОУ (л.д.40-41) следует, что назначение и увольнение медсестры ДОУ осуществляется начальником медотдела МВД ЧР, медсестра непосредственно подчиняется врачу педиатру и работает по его руководством. В своей работе медсестра руководствуется "Положением о медсестре ДОУ", являющимся приложением к приказу МЗ СССР N 60 от 19.01.1983 "О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населения в городах". Утвержденное приказом Минздрава СССР от 19.01.1983 N 60 положение называется Положением о медицинской сестре (фельдшере) детской городской поликлиники по оказании лечебно-профилактической помощи детям в детских садах.
О том, что медицинское обслуживание детских дошкольных учреждений может осуществляться как штатными работниками таких учреждений, так и работниками учреждений здравоохранения, оказывающими медицинскую помощь детям в дошкольных учреждениях, говориться и также в постановлениях Правительства РФ от 01.07.1995 N 677 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", от 12.09.2008 N 666, письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.04.2009 N 03-768, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.04.2009 N 15-2/10/2-2569.
Совокупность указанных доказательств свидетельствует о работе истицы в должности старшей медицинской сестры по обслуживанию детских дошкольных учреждений поликлиники больницы медотдела, медподотдела тыла МВД ЧАССР, МВД ЧР, то есть истица состояла в штате лечебно-профилактического учреждения, работа в составе которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Факт работы истицы в спорные периоды в течение полного рабочего дня подтверждается уточняющей справкой ".." N 2 от 26.01.2017, выданной на основании архивных документов, находящихся в распоряжении учреждения: личной карточки формы Т-2, приказов за 1991-2017 годы, штатных расписаний, тарификационных списков, лицевых счетов за 1991-2017 годов.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Поскольку истица зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 19.10.1997, период работы с 01.10.1993 по 01.08.1998 подлежит включению в специальный стаж без учета сведений индивидуального персонифицированного учета.
Что касается иных периодов, то как следует из индивидуального лицевого счета истицы, работодатель представлял в отношении нее сведения за период с 01.01.1999 по 31.10.1999, с 01.01.2002 по 20.10.2002 и с 22.11.2002 по 31.12.2002 с указанием на льготные условия труда, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В отношении иных периодов работы код особых условий труда не проставлен. Вместе с тем, учитывая установленный выше факт работы истицы в должности среднего медицинского персонала в учреждении здравоохранения в течение полного рабочего дня и отсутствие работодателя, который правомочен представить корректирующие сведения, судебная коллегия полагает необходимым включить в специальный стаж и периоды работы с 01.11.1999 по 31.12.2001, с 01.01.2003 по 20.10.2003.
Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поскольку оспариваемые периоды нахождения на курсах повышения квалификации предоставлены истицы в периоды, которые включены в специальный стаж, также подлежат включению в специальный стаж.
Учитывая изложенное, решение суда в обжалуемых частях не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении исковых требований. Поскольку при включении указанных периодов в специальный стаж, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости 30-летнего стажа у истицы на момент обращения за пенсией не имелось, оснований для отмены решения суда в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской республики от 18 апреля 2019 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Платоновой Л.В. о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о включении в специальный стаж периодов работы с 1 октября 1993 года по 1 августа 1995 года, с 1 февраля 1999 года по 31 октября 1999 года, с 1 ноября 2002 года по 20 октября 2002 года, с 22 ноября 2002 года по 20 октября 2003 года в должности старшей медицинской сестры ясли-сада "медотдела МВД", "медотдела тыла МВД", а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 9 марта 1998 года по 9 апреля 1998 года, с 21 октября 2002 года по 21 ноября 2002 года, с 1 декабря 2005 года по 30 декабря 2005 года отменить и вынести в указанных частях новое решение
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по включению в специальный страховой стаж работы Платоновой Людмилы Вячеславовны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы с 1 октября 1993 года по 1 августа 1995 года, с 1 февраля 1999 года по 31 октября 1999 года, с 1 ноября 2002 года по 20 октября 2002 года, с 22 ноября 2002 года по 20 октября 2003 года в должности старшей медицинской сестры поликлиники медицинского отдела "МВД", медицинского подотдела тыла "МВД", а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 9 марта 1998 года по 9 апреля 1998 года, с 21 октября 2002 года по 21 ноября 2002 года, с 1 декабря 2005 года по 30 декабря 2005 года.
Апелляционную жалобу Платоновой Людмилы Вячеславовны на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 18 апреля 2019 года в остальной части оставить без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи О.В. Агеев
А.В.Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.