Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Савелькиной Г.О.,
судей Смирновой Е.Д, Алексеева Д.В.
при секретаре судебного заседания Ивановой М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Джураева А.Э. к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным и отмене решения МВД по Чувашской Республике от 11 апреля 2019ода об отказе в предоставлении временного убежища, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении временного убежища,
поступившее по апелляционной жалобе Джураева А.Э. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 15 мая 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Джураева А.Э. отказано.
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
Гражданин "данные изъяты" Джураев А.Э. обратился в суд с административным иском к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным и отмене решения МВД по Чувашской Республике от 11 апреля 2019года, которым ему отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Требования мотивировал тем, что на основании постановлений суда он был привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, в связи с чем в соответствии с п.2 ст.27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" ему не был разрешен въезд на территорию Российской Федерации на срок пять лет. На момент совершения административных правонарушений он состоял в фактических брачных отношениях с гражданской РФ ФИО6 После его выдворения ФИО6 вместе с ним выехала в "данные изъяты", где они ДД.ММ.ГГГГ вступили в брак, в котором ДД.ММ.ГГГГ у них родилась "данные изъяты". В связи с необходимостью ухода за престарелыми родителями "данные изъяты" и нуждается в постоянном уходе) и ухудшением состояния здоровья "данные изъяты" вернулась в РФ. После снятия ограничения Джураев А.Э. также въехал на территорию РФ с целью проживания со своей семьей, получения разрешения на временное проживание и трудоустройства. Однако по его заявлению 07 декабря 2018 года в выдаче разрешения на временное проживание, в выдаче патента для работы ему отказано. Использовав все правовые механизмы для получения права на работу в РФ и проживания со своей семьей, он обратился в УВМ МВД по Чувашской Республике с заявлением о предоставлении временного убежища в Российской Федерации.
Уведомлением от 16 апреля 2019 года N N, полученным им 19 апреля 2019 года, ему сообщено о том, что решением МВД по Чувашской Республике от 11 апреля 2019 года ему отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации ввиду отсутствия обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.12 Федерального закона "О беженцах", п.7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации. С указанным решением он не согласен, поскольку его исполнение повлечет существенные расходы для его семьи, полагает, что имеются гуманные основания для предоставления ему временного убежища, поскольку семейные обстоятельства требуют постоянного его присутствия и проживания с семьей, находящейся на его иждивении.
В судебном заседании административный истец Джураев А.Э. заявленные требования поддержал по приведенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика МВД по Чувашской Республике Свеклова Т.В. требования не признала ввиду необоснованности.
Судом вынесено указанное выше решение, которое обжаловано Джураевым А.Э. по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца Джураева А.Э, представителя административного ответчика МВД по Чувашской Республике Свекловой Т.В, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и гл. 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст.ст. 4, 24, 25 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 22 января 2019 года гражданин "данные изъяты" Джураев А.Э. обратился в УМВД по Чувашской Республике с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации в связи с необходимостью проживания с "данные изъяты", их обеспечения, оказания физической и материальной помощи в уходе за "данные изъяты", "данные изъяты", невозможностью трудоустроиться на территории "данные изъяты".
Решением УВМ МВД по Чувашской Республике от 11 апреля 2019 года Джураеву А.Э. отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-I "О беженцах" и пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274.
Оснований не соглашаться с данными выводами суда судебная коллегия не усматривает.
Федеральный закон от 19 февраля 1993 года N 4528-I "О беженцах", устанавливая правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1).
Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 12).
Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 12).
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
По своей правовой природе временное убежище является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П, Определение от 30 сентября 2010 года N 1317-О-П).
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Поскольку административным истцом подобных обстоятельств в анкете лица, подавшего заявление о предоставлении временного убежища, не приведено, то оспариваемое решение уполномоченного органа, вынесенное с соблюдением установленного порядка в пределах полномочий и компетенции органа, прав административного истца не нарушает, не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в том числе международному законодательству (Конвенции ООН от 28 июля 1951 года "О статусе беженцев", Протоколу к ней, касающемуся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года) и практике Европейского Суда по правам человека (пункт 88 постановления от 12 декабря 2013 года по делу "Латипов (Latipov) против Российской Федерации", пункт 78 постановления от 3 марта 2011 года по делу "Эльмуратов (Elmuratov) против Российской Федерации").
Доводы апелляционной жалобы о том, что гуманной причиной, требующей временного пребывания Джураева А.Э. на территории Российской Федерации, является необходимость содержания семьи и ухода за "данные изъяты", не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда, так как по смыслу вышеуказанных положений и разъяснений законодательства, данные гуманные причины должны быть обусловлены личностью самого иностранного гражданина или лица без гражданства, состоянием его здоровья либо обстоятельствами, касающимися данного гражданина, а не его близких, находящихся на территории Российской Федерации. При этом само по себе наличие у иностранного гражданина супруга, несовершеннолетних детей, иных лиц, имеющих гражданство Российской Федерации, не относится к обстоятельствам временного характера, при том, что законодательством предусмотрены иные правовые механизмы легализации нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации в целях обеспечения совместного проживания членов семьи, данное обстоятельство не может рассматриваться как единственное и достаточное основание для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации в соответствии с подпунктом 2 пункта2 статьи 12 Федерального закона о беженцах.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений статей 1, 3, 10, 12 Федерального закона "О беженцах", пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001года "Об утверждении Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого решения, в том числе по доводам апелляционной жалобы Джураева А.Э, не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Джураева А.Э. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 15 мая 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Г.О. Савелькина
Судьи: Е.Д. Смирнова
Д.В.Алексеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.