Верховный Суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Алексеева Д.В., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.,
с участием представителя административного истца Петровой Л.В, представителя административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Молоствовой М.Г, представителей заинтересованных лиц - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Рафиковой Ю.Г, Администрации г.Чебоксары Кулеминой К.А,
при рассмотрении в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административного дела по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Сельский строительный комбинат "Чебоксарский" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
ЗАО "Сельский строительный комбинат "Чебоксарский" обратилось в суд с административным иском, после уточнения заявив требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью... кв.м, в размере его рыночной стоимости, равной 5836100 рублей. Иск мотивирован тем, что существующая кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка, составляющая 9351598,72 руб, превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются права заявителя, являющегося налогоплательщиком.
В судебном заседании представитель административного истца Петрова Л.В. заявленное требование поддержала.
Представитель административного ответчика - Кабинета Министров Чувашской Республики в судебном заседании не участвовал, в письменном отзыве просил разрешить иск по усмотрению суда, указав, что оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость была утверждена на основании отчета, составленного ООО "Оценка и Консалтинг" согласно государственному контракту, заключенному с ним Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, результаты государственной кадастровой оценки были рассмотрены в установленном порядке, кроме того, подтверждены положительным экспертным заключением НП "Деловой союз оценщиков" от 28 июня 2013 года.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Молоствова М.Г, ссылаясь на те же обстоятельства, просила разрешить иск по усмотрению суда.
Представители заинтересованных лиц - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Администрации г.Чебоксары Рафикова Ю.Г, Кулемина К.А. также просили разрешить иск по усмотрению суда.
Представитель указанного в административном исковом заявлении в качестве административного ответчика Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики в судебном заседании не участвовал, в письменном отзыве указал на то, что Министерство не является субъектом спорного правоотношения, поскольку не утверждало результаты определения кадастровой стоимости и не осуществляло функции по государственной кадастровой оценке.
На основании части 4 статьи 247 КАС РФ суд нашел возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Выслушав объяснения явившихся участников производства по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со статьями 24.18 и 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки.
Из обстоятельств дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью... кв.м, расположенный по адресу: "адрес", был поставлен на государственный кадастровый учет 05 марта 2018 года, его кадастровая стоимость по состоянию на эту дату в размере 9351598,72 рубля определена с учетом положений Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 сентября 2013 года N 396, включающих средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики.
ЗАО "Сельский строительный комбинат "Чебоксарский" является собственником указанного земельного участка, относящегося по категории земель к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием - магазины, что видно по выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
ЗАО "Сельский строительный комбинат "Чебоксарский" обращалось 08 февраля 2019 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Чувашской Республики с заявлением о пересмотре, однако решением от 28 февраля 2019 года N40 заявление отклонено в связи с несоответствием представленного отчета об определении рыночной стоимости земельного участка требованиям Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)".
Согласно положениям статей 24.15 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, в силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
В подтверждение своих доводов о том, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, административный истец первоначально ссылался на отчет, подготовленный индивидуальным предпринимателем ФИО1 в котором рыночная стоимость земельного участка указывалась в размере 5395500 рублей.
При уточнении административного иска административный истец ссылается на заключение ООО "Чебоксарская экспертно-сервисная компания", составленное по результатам судебной экспертизы, назначенной определением суда от 04 апреля 2019 года.
Согласно заключению указанной организации от 20 мая 2019 года N N рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 05 марта 2018 года составляла 5836100 рублей.
При определении рыночной стоимости земельного участка, суд исходит из сведений, изложенных в заключении по результатам судебной экспертизы.
Экспертная организация определялась судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, им разъяснялись права и обязанности эксперта по ст.49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Эксперты обладают специальным образованием, достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности.
Выводы, изложенные в заключении экспертов, соответствуют предмету исследования, мотивированы, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами. Оценка рыночной стоимости земельного участка (расположенного в "адрес") проведена в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральными стандартами оценки. Рыночная стоимость земельного участка определена экспертами методом сравнительного подхода (метод сравнения продаж), при этом экспертом в основу взята достоверная рыночная информация о сделках с земельными участками на территории г.Чебоксары, проанализированы цены сделок с объектами, являющимися аналогами оцениваемых. Выводы экспертов о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка отвечают принципам обоснованности и однозначности, предусмотренным пунктом 4 Федерального стандарта оценки N 3 (ФСО N3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 254. Рыночная стоимость объекта установлена экспертом на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, как того требует ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ.
Возражений относительно объективности заключения экспертов участники производства по делу не имели.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Суд полагает, что по делу имеются основания для удовлетворения требования ЗАО "Сельский строительный комбинат "Чебоксарский" в уточненном содержании, то есть установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной заключением судебной экспертизы.
Относительно выявленной разницы между утвержденной кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью, определенной экспертами, суд полагает необходимым отметить, что методология проведения массовой кадастровой оценки отличается от методологии проведения индивидуальной рыночной оценки, государственная кадастровая оценка относится к сплошным массовым оценкам, проводимым по унифицированной процедуре, согласно положениям Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N4)" массовая оценка недвижимости - это определение стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке, обязательным элементом массовой оценки является группировка, классификация объектов недвижимости, то есть разделение рассматриваемой совокупности объектов на однородные группы.
При проведении индивидуальной оценки оценщик выявляет отличительные особенности объекта оценки, влияющие на формирование стоимости, поэтому рыночная стоимость при ее условности расценивается судом как наиболее вероятная цена.
Согласно абзацу 5 ст.24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с абзацем шестым статьи 24.20 указанного закона сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Законом для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При разрешении вопроса о распределении судебных расходов суд исходит из того, что при назначении судебной экспертизы 04 апреля 2019 года расходы по ее проведению были возложены поровну на ЗАО "Сельский строительный комбинат "Чебоксарский" и заинтересованное лицо - Администрацию г.Чебоксары как заявившие соответствующие ходатайства.
ООО "Чебоксарская экспертно-сервисная компания" сообщило суду о состоявшейся оплате в размере 15000 рублей лишь со стороны ЗАО "Сельский строительный комбинат "Чебоксарский". Сумма в размере 15000 рублей Администрацией г.Чебоксары не оплачена.
Судебная экспертиза была назначена по ходатайству лиц, участвующих в деле, в том числе Администрации г.Чебоксары, в целях реализации ими права на доказывание обстоятельств, на которые они ссылались.
В ходе судебного разбирательства не было установлено, что отчет оценщика, предоставленный суду при подаче административного иска, не отвечает требованиям законодательства. Различие в суммах рыночной стоимости земельного участка, указанных в этом отчете и в заключении ООО "Чебоксарская экспертно-сервисная компания", является несущественной (5395500 и 5836100).
Заключением по результатам судебной экспертизы фактически подтверждена рыночная стоимость земельного участка, о которой заявлял административный истец.
Ввиду этого, а также с учетом затрат административного истца на оплату услуг оценщика с целью соблюдения порядка обращения в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд полагает необходимым возложить оплату оставшейся суммы стоимости экспертизы на Администрацию г.Чебоксары исходя из фактического процессуального поведения данного участника производства по делу, заявлявшего, наряду с административным истцом, о назначении судебной экспертизы.
Руководствуясь ст.ст.180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью... кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере 5836100 рублей по состоянию на 05 марта 2018 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 08 февраля 2019 года.
Взыскать с Администрации г.Чебоксары в пользу ООО "Чебоксарская экспертно-сервисная компания" (428003, "адрес", ИНН N, КПП N, счет N N в Чувашском РФ АО "Россельхозбанк" г.Чебоксары, БИК N, счет N N) расходы по проведению судебной экспертизы в сумме 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Д.В.Алексеев
Мотивированное решение составлено 02 июля 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.