Заместитель председателя Верховного Суда Чувашской Республики Савелькина Г.О., рассмотрев жалобу Мареева С.А. на постановление мирового судьи судебного участка N 7 Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 2 апреля 2019 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в отношении Мареева С.А.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 7 Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 2 апреля 2019 года Мареев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 7000 рублей.
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 мая 2019 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Мареев С.А. ставит вопрос об отмене указанных актов, как незаконных, а также о прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает, что мировым судьей не были учтены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Для перевозки груза, выходящего за пределы задней точки габарита автопоезда на 2,8 м, ООО "... " было выдано специальное разрешение N от 04 февраля 2019 года, в котором были указаны все параметры, включая модель автопоезда, габариты перевозимого груза, его вес, нагрузка на ось, но не был указан свес груза, так как в бланке программой выдачи документа данный параметр не отражается по техническим причинам. В данном разрешении были указаны максимальные габариты автопоезда - длина 19 метров, ширина и высота, что укладывается в его технические параметры, установленные заводом изготовителем и не превышает их. Общая длина автопоезда с перевозимым грузом составила 19,85 метров, что в соответствии с требованием п. 23.5 ПДД РФ не превышает по длине 20 метров и не требует специального разрешения. В соответствии с тем же пунктом Правил дорожного движения специальное разрешение для перевозки крупногабаритного груза требуется, если перевозимый груз выступает за заднюю точку габарита транспортного средства, в данном случае автопоезда, более чем на два метра.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.
Частью 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов.
В силу п. 1 ст. 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОЛОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно ч. 3 ст. 31 указанного Федерального закона, требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В силу п. 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2011 года N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают предельно допустимые габариты транспортного средства согласно приложению N 3.
Приложением N 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом установлены предельно допустимые габариты транспортных средств: длина одиночного транспортного средства - 12 метров, длина прицепа - 12 метров, автопоезд - 20 метров, длина выступающего за заднюю точку габарита транспортного средства груза не должна превышать - 2 метра. Предельно допустимые габариты транспортных средств, указанные в настоящем приложении, включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры.
При рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 20 мин. на "адрес", Мареев С.А, управлял автомобилем.., государственный регистрационный знак N с прицепом.., государственный регистрационный знак N, перевозил груз (металлоконструкции), который выступал за заднюю точку габарита автопоезда на величину 2 метра 85 см, а длина транспортного средства с грузом составляла 19 метров 85 см, то есть допущено превышение длины, указанной в специальном разрешении на перевозку крупногабаритного груза N от 04 февраля 2019 года, на 85 см.
Автомашина... государственный регистрационный знак N с прицепом.., государственный регистрационный знак N, принадлежат ООО "... ".
04 февраля 2019 года ООО "... " выдано специальное разрешение N, согласно которому обществу разрешена перевозка металлических балок (6 шт.) в составе автопоезда... ( N) и прицепа... ( N), маршруту города "адрес", габариты автопоезда составляют: длина 19,0 метра; ширина 2,55 метра; высота 4,0 метра.
Таким образом, Мареевым С.А. допущено превышение длины, указанной в специальном разрешении на перевозку крупногабаритного груза N от 04 февраля 2019 года, на 85 см.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Мареева С.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных по делу доказательств, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии Мареева С.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Данный вывод основан на положениях названного Кодекса, Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
Приведенные в жалобе доводы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательствам по делу, к утверждению о невиновности в совершении вмененного правонарушения, со ссылкой на то, что общая длина груза не превысила общую длину автопоезда, предусмотренную Приложением N 3 к Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 2011 года N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом".
Между тем указанные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку по настоящему делу Марееву С.А. вменяется перевозка груза, габариты которого превышают размеры, установленные в специальном разрешении более 50 см.
Из заявления о получении специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов от 16 января 2019 года следует, что ООО "... " имело намерения осуществить межрегиональную перевозку груза - металлоконструкции балки (6 шт), габариты которых ставили 16,1х1,632х0,9, общая масса груза - 18.6 т. Параметры транспортного средства (автопоезда), который должен осуществить перевозку, указаны: масса тягача - 10, 65 т, масса полуприцепа 7,25 т, общая масса транспортного средства (автопоезда) без груза составила 17,9 т, с грузом 36,5 т. В данном заявлении указаны габариты перевозимого груза, которые указаны как: длина 19,0 (свес 3 м), ширина 2,55 м, высота 4,00 м.
Из копии специального разрешения N от 4 февраля 2019 года, следует, что обществу разрешена перевозка металлических балок (6 шт.) в составе автопоезда... ( N) и прицепа... ( N), маршруту города "адрес", габариты транспортного средства (автопоезда) составляют: длина 19,0 м; ширина 2,55 м; высота 4,0 м.
В ходе проверки установлено превышение максимальной длины (автопоезда) на 85 см.
При этом определение перевозимого груза как тяжеловесного и крупногабаритного производится исходя из установленных параметров с учетом массы и габаритов транспортного средства, который будет осуществлять перевозку груза.
Согласно приложению N 1 к Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 2011 года N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" допустимая масса четырехосного транспортного средства (автопоезда) с грузом не должна превышать 36 т. По настоящему делу общая масса транспортного средства (автопоезда) составила 36,5 т.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" "Автопоезд" - механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
Действительно, согласно приложению N 3 к указанному выше Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 2011 года N 272 длина автопоезда не должна превышать 20 м, однако по настоящему делу длина автопоезда обществом заявлена как 19 м.
С учетом изложенного доводы жалобы об отсутствии нарушений при перевозке крупногабаритного груза, подлежат отклонению.
Вопреки доводам жалобы замеры произведены уполномоченным должностным лицом с помощью рулетки измерительной металлической модификации Р10УЗК N 100, срок поверки до 15 июля 2019 года. Данная модификация рулетки отнесена к утвержденным типам средств измерений (регистрационный номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений 35279-07).
Таким образом, жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемых судебных постановлений.
Неустранимых сомнений в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, не имеется.
Административное наказание назначено Марееву С.А. в пределах санкции части 6 статьи 12.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления мирового судьи и решения судьи районного суда на основании пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из имеющегося в материалах дела протокола об административном правонарушении N от 6 февраля 2019 года следует, что 06 февраля 2019 года в 12 час. 20 мин. на 166 "адрес", Мареев С.А, управлял автомобилем.., государственный регистрационный знак N с прицепом.., государственный регистрационный знак N, перевозил крупногабаритный груз согласно товарно-транспортной накладной N от 5 февраля 2019 года и спецразрешению N от 4 февраля 2019 года. Длина транспортного средства с грузом составила 19 м 85 см, что превышает длину, указанную в спецразрешении на 85 см.
Между тем, в постановлении мирового судьи и решении судьи районного суда указано, что Мареев С.А. перевозил груз, который выступал за заднюю точку габарита автопоезда на величину 2 м 85 см, а длина транспортного средства с грузом составила 19 м 85 см, т.е. допущено превышение длины, указанной в специальном разрешении на перевозку крупногабаритного груза N от 4 февраля 2019 года на 85 см.
Указывая в судебных постановлениях о том, что перевозимый груз выступал за заднюю точку габарита автопоезда на величину 2 м 85 см, судья вышел за пределы объективной стороны, изложенной в протоколе об административном правонарушении. Таким образом, указание в постановлении мирового судьи от 2 апреля 2019 года и решении судьи районного суда от 17 мая 2019 года на то, что перевозимый груз выступал за заднюю точку габарита автопоезда на величину 2 м 85 см, подлежит исключению.
Данные изменения не влекут усиление административного наказания Мареева С.А. и никаким иным образом его положение не ухудшают.
Руководствуясь ч. 1 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 7 Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 2 апреля 2019 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 мая 2019 года изменить, исключить из данных судебных актов выводы о том, что перевозимый груз выступал за заднюю точку габарита автопоезда на величину 2 м 85 см.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка N 7 Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 2 апреля 2019 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в отношении Мареева ФИО21 оставить без изменения, жалобу Мареева С.А. без удовлетворения.
Заместитель председателя Верховного Суда
Чувашской Республики Г.О. Савелькина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.