Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "НикОля"" на постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 июня
2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "НикОля", юридический адрес: "... ", "адрес", ОГРН 1051200132917, ИНН 1215107161,
установила:
постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от "дата" общество с ограниченной ответственностью "НикОля" (далее - ООО "НикОля", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере "... " рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
и дополнении к ней ООО "НикОля" просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения. В обоснование жалобы отмечает, что доказательств вины общества в совершении вмененного административного правонарушения административным органом не представлено. Судом не применены положения статьи 1.5 КоАП РФ, в соответствии с которыми неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Выводы в постановлении суда противоречат выводам, изложенным в экспертном заключении от
"дата" "N", в части нарушений в системах канализации и вентиляции. Указывает, что в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не содержит данные о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу. Также указывает, что законному представителю ООО "НикОля" Рачеевой С.В. неправомерно отказано в ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении.
Законный представитель ООО "НикОля" Рачеева С.В. о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.
Заслушав объяснения защитника ООО "НикОля" Матвеевой Н.В, поддержавшей жалобу и дополнение к ней, представителей Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Сысоевой А.О. и
Лазаревой Т.Н, возражавших против удовлетворения жалобы, изучив жалобу и дополнение к ней, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.6 КоАП РФ нарушение
санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 30 марта
1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 года утверждены и введены в действие с
1 февраля 2002 года санитарные правила "Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (далее -
СП 2.3.6.1079-01).
Согласно пункту 1.2 СП 2.3.6.1079-01 санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения, в том числе в период проведения массовых общественных мероприятий (ярмарок, спортивных соревнований, олимпиад, универсиад, культурно-развлекательных, слетов и других аналогичных общественных мероприятий).
Пунктом 2.2 СП 2.3.6.1079-01 установлено, что организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала. При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей. При размещении организаций общественного питания в пристроенных, встроенно-пристроенных к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях должны соблюдаться гигиенические нормативы уровней шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки, а также предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Организациям, расположенным в жилых зданиях, следует иметь входы, изолированные от жилой части здания. Прием продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей со стороны магистралей при наличии специальных загрузочных помещений.
Пунктами 3.7, 3.11, 4.6 СП 2.3.6.1079-01 предусмотрено, что внутренняя система канализации производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод должна быть раздельной, с самостоятельными выпусками во внутриплощадочную сеть канализации. В помещениях, размещенных в жилых домах и зданиях иного назначения, сети бытовой и производственной канализации организации не объединяются с хозяйственно-фекальной канализацией этих зданий. Устройство и оборудование выбросов систем местной вытяжной вентиляции не должны влиять на ухудшение условий проживания и пребывания людей в жилых домах, помещениях и зданиях иного назначения. Система вытяжной вентиляции организаций, расположенных в зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от системы вентиляции этих зданий. Шахты вытяжной вентиляции выступают над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м.
Как усматривается из материалов дела, на основании письменного коллективного обращения граждан, проживающих в доме "... ", и обращения прокуратуры г. Йошкар-Олы с жалобой на нарушение требований санитарного законодательства при осуществлении деятельности в организации общественного питания в кафе " "... "" ООО "НикОля", расположенном по адресу: "... ", Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 КоАП РФ, и проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза кафе "Уют" ООО "НикОля" на соответствие пунктам 2.2, 2.5, 2.6, 3.7, 3.11, 3.13, 3.14, 4.6 СП 2.3.6.1079-01.
Из протокола об административном правонарушении от "... " года следует, что согласно экспертному заключению от "... " года "N" установлено, что ООО "НикОля" по фактическому месту нахождения организации общественного питания кафе " "... ""
ООО "НикОля" нарушило санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения, а именно:
- загрузка пищевых продуктов в организацию общественного питания осуществляется через два входа: один вход расположен с торца жилого дома имеющего окна, второй вход расположен со стороны двора жилого дома, где имеются окна и входы в квартиры, что не соответствует требованиям пункта 2.2 СП 2.3.6.1079-01 и пункта 3.7
СанПиН 2.1.2.2645-10;
- в нарушение требований пунктов 3.7, 3.11 СП 2.3.6.1079-01 не обеспечено соблюдение требований к канализации помещений. Согласно экспертному заключению в организации общественного питания отсутствуют производственные цеха, таким образом, внутренняя система канализации помещений служит для сбора хозяйственно-бытовых сточных вод кафе " "... "" ООО "НикОля" с выходом труб канализации в подвал. Проектная документация на канализационную систему отсутствует;
- в нарушение требований пункта 4.6 СП 2.3.6.1079-01 не обеспечено соблюдение требований к вентиляционной системе помещений. Документация (паспорт) на вентиляционную систему отсутствует.
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл при рассмотрении административного материала в отношении ООО "НикОля" правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал правильную юридическую оценку действиям общества и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о виновности ООО "НикОля" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина общества подтверждается собранными по делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают: протоколом об административном правонарушении от "дата", экспертным заключением от "дата" "N", актом санитарно-эпидемиологического обследования от "дата" "N", фотоматериалом и другими доказательствами.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "НикОля" приняты все зависящие от него меры по соблюдению санитарных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
С учетом изложенного, судья городского суда пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "НикОля" состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы содержание и оформление протокола об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены. Отсутствие в протоколе данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, в данном случае не является существенным недостатком.
Доводы жалобы о том, что законному представителю общества было отказано в ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении, являются голословными и опровергаются письмом Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от "дата" "N".
В целом, приведенные в жалобе доводы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание назначено ООО "НикОля" в соответствии с требованиями статьей 3.1, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи 6.6 КоАП РФ с учетом всех обстоятельств по делу.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Оснований для признания малозначительным совершенного правонарушения, объектом которого является здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, не усматривается.
Нарушений, влекущих отмену или изменение вынесенного судьей постановления, не установлено.
При таких обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья
решила:
постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 июня 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "НикОля" оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью "НикОля" - без удовлетворения.
Судья Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.