Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Мосуновой Н. И. на постановление руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл Гамеровой Э.И. от 9 апреля 2019 года N 32, решение судьи
Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 мая
2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
руководителя Центра по расчетам с населением ПАО "ТНС энерго Марий Эл" Мосуновой Н. И, родившейся "дата" в "адрес", зарегистрированной по адресу: "... ", имеющей на иждивении несовершеннолетнего ребенка, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
установила:
постановлением руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл Гамеровой Э.И. от 9 апреля
2019 года N 32 руководитель Центра по расчетам с населением ПАО "ТНС энерго Марий Эл" Мосунова Н.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере "... " рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 мая 2019 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба
Мосуновой Н.И. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, и дополнении к ней Мосунова Н.И. просит отменить решение судьи городского суда, изменить постановление должностного лица административного органа путем исключения из абзаца 9 страницы 4 слов "Вместе с тем, вопреки вышеуказанным требованиям, потребитель
"... "А. о приостановлении подачи электрической энергии не была уведомлена в установленном порядке". В обоснование жалобы указывает на отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения. Потребителю уведомление было направлено по почте заказным письмом с уведомлением, то есть одним из альтернативных способов, предусмотренных пунктом 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). При этом указанные правила не предусматривают обязанность использования иных способов уведомления потребителя в случае его уклонения от получения корреспонденции, а в соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) риск неполучения корреспонденции несет адресат. Потребитель обладал информацией об имеющейся задолженности, получая ежемесячно квитанции об оплате. Иные сведения о потребителе, кроме адреса места проживания, отсутствовали. Потребитель длительное время не производил оплату коммунальных услуг, допустил самовольное подключение к энергопринимающим устройствам, что свидетельствует о его недобросовестном бездействии.
На рассмотрение жалобы Мосунова Н.И. не явилась, извещалась надлежащим образом.
Изучив жалобу и дополнение к ней, заслушав объяснения защитников Мосуновой Н.И. Пуртовой И.В. и Фоминой О.Д, поддержавших жалобу, объяснения представителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл Алексеевой Ю.Г, просившей отказать в удовлетворении жалобы, исследовав материалы жалобного производства, дела об административном правонарушении, заслушав заключение представителя прокуратуры Республики Марий Эл Полозовой Т.В. о законности оспариваемых решений, судья приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой г. Йошкар-Олы на основании обращения в прокуратуру Республики Марий Эл
"... "И, проживающего по адресу: "... ", с жалобой на отключение без предупреждения электроэнергии в указанной квартире, в период с "дата" по "дата" проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства в деятельности ПАО "ТНС энерго Марий Эл", в ходе которой установлено следующее.
По адресу: "... " открыт лицевой счет
"N" на имя "... "А, договор энергоснабжения в письменном виде не заключался.
С "дата" начисление за электроэнергию по показаниям индивидуальных приборов учета собственникам помещений указанного дома производит ПАО "ТНС энерго Марий Эл".
В период с "... " "... "А. оплату электроэнергии, в том числе частичную, не производила, задолженность по состоянию на "дата" составила "... ".
"дата" ПАО "ТНС энерго Марий Эл" посредством заказной корреспонденции с уведомлением направило в адрес
"... "А. уведомление об ограничении, приостановлении предоставления коммунальной услуги энергоснабжения. Уведомление возвращено отправителю с отметкой об истечении срока хранения почтовой корреспонденции.
Направление уведомления иными способами, предусмотренными пунктом 119 Правил предоставления коммунальных услуг и позволяющими определить его получение потребителем, ПАО "ТНС энерго Марий Эл" не производилось.
"дата" ПАО "ТНС энерго Марий Эл" направило в
ООО " "... "" заявку о необходимости введения приостановления подачи электрической энергии по вышеуказанному адресу, на основании которой "дата" произведено приостановление подачи электрической энергии в квартиру "... "А, то есть было отключено электроснабжение до принадлежащего потребителю жилого помещения. Ограничение подачи электрической энергии в данную квартиру не производилось.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
По смыслу положений подпунктов "в", "г", "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении
N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг: качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Согласно подпункту "а" пункта 117 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе.
В силу пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.
Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела следует, что Мосунова Н.И. является руководителем Центра по расчетам с населением ПАО "ТНС энерго
Марий Эл" и в соответствии с пунктом 3.7 должностной инструкции осуществляет планирование работы в части полного и (частичного) ограничения режима потребления электрической энергии граждан-потребителей.
Постановлением заместителя прокурора г. Йошкар-Олы от 14 марта 2019 года в отношении Мосуновой Н.И. по указанным выше обстоятельствам возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, административный материал направлен руководителю Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл для рассмотрения по существу.
Должностное лицо административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Мосуновой Н.И, установив, что потребитель о приостановлении подачи электрической энергии не был уведомлен в установленном законом порядке, ограничение подачи электрической энергии при наличии технической возможности не производилось, пришло к выводу о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, выразившегося в нарушении режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл при рассмотрении жалобы Мосуновой Н.И. признал выводы должностного лица административного органа о наличии в действиях Мосуновой Н.И. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23
КоАП РФ, обоснованными.
Оснований не соглашаться с этими выводами, в том числе по доводам жалобы, не усматривается.
Сам по себе факт направления в адрес Мамаевой Г.А. уведомления заказным письмом с уведомлением о вручении, которое адресатом не получено (независимо от причины неполучения) и возвращено отправителю, не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.
Основной критерий, закрепленный в пункте 119 Правил предоставления коммунальных услуг, заключается в том, что избранный организацией способ уведомления должен подтверждать факт и дату его получения потребителем. Законодательством не предусмотрено применение мер воздействия без уведомления об этом должника, а пунктом 119 Правил предоставления коммунальных услуг установлен специальный порядок уведомления потребителя коммунальной услуги, включающий различные способы предупреждения (путем вручения потребителю-должнику под расписку, направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), иным способом), применяемые для подтверждения факта и конкретной даты получения потребителем соответствующего предупреждения (уведомления).
При этом формальное соблюдение требований пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг не является доказательством того, что ПАО "ТНС энерго Марий Эл" сделало все возможное для надлежащего уведомления потребителя о приостановлении коммунальной услуги по электроснабжению.
Доказательства отсутствия возможности уведомления потребителя иным предусмотренным способом, в том числе путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), в материалах дела отсутствуют. Довод заявителя об отсутствии иной информации о потребителе, кроме адреса проживания, об обратном не свидетельствует.
При изложенных обстоятельствах руководитель Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае нарушен порядок приостановления коммунальной услуги, установленный пунктом 119 Правил предоставления коммунальных услуг, и ответственность за данное нарушение должен нести руководитель Центра по расчетам с населением ПАО "ТНС энерго Марий Эл".
Ссылка в жалобе Мосуновой Н.И. на то, что в соответствии со статьей 165.1 ГК РФ направленное заказным письмом предупреждение считается доставленным потребителю-должнику, не принимается во внимание, так как подпунктом "а" пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрен специальный порядок извещения потребителя-должника о возможном введении ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги ввиду ее неполной оплаты.
Таким образом, ПАО "ТНС энерго Марий Эл" допущено приостановление подачи электроэнергии потребителю с нарушением установленного порядка уведомления, что, в свою очередь, повлекло нарушение круглосуточного бесперебойного режима обеспечения коммунальной услугой по электроснабжению.
На основании изложенного следует согласиться с выводами должностного лица административного органа и судьи городского суда о наличии в действиях Мосуновой Н.И. состава вмененного административного правонарушения.
Основания для признания совершенного правонарушения малозначительным по делу не установлены.
Административное наказание назначено должностным лицом в пределах санкции статьи 7.23 КоАП РФ и является минимальным, основания для изменения наказания отсутствуют.
При производстве по делу порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности, принцип презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не были нарушены.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица административного органа и решение судьи городского суда являются законными и обоснованными, а жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 2.9, 30.6 - 30.9
КоАП РФ, судья
решила:
постановление руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл Гамеровой Э.И. от 9 апреля
2019 года N 32, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Центра по расчету с населением ПАО "ТНС энерго Марий Эл" Мосуновой Н. И. оставить без изменения, жалобу
Мосуновой Н.И. - без удовлетворения.
Судья Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.