Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Киселева Г.В.,
судей: Мирошниченко Д.С, Журавлевой О.В,
при секретаре судебного заседания Кузьмичевой Е.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника управления ПФР по г. Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) - Гриднева В.В. на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 29 апреля 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Данько Л.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, обязании включения периода работы в стаж для назначения пенсии и назначения страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Мирошниченко Д.С,
установила:
Данько Л.А. обратилась в суд с иском (впоследствии уточненным) к ГУ - УПФ РФ по г. Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) о признании незаконными решения N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности на ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры Крымгиреевской участковой больницы Андроповского территориального медицинского объединения (далее по тексту ТМО).
В обоснование заявленных требований указала, что решением ГУ - УПФ РФ по г. Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) N от ДД.ММ.ГГГГ Данько Л.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, предусмотренном п. 20. ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Отказ включения периода работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры Крымгиреевской участковой больницы Андроповского ТМО (в календарном порядке) в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" ответчиком мотивирован тем, что наименование учреждения не предусмотрено списком N 1066, утвержденным Постановлением Правительства России от 22 сентября 1999 года N 1066.
Просила признать незаконным решение N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности на ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры Крымгиреевской участковой больницы Андроповского ТМО.
Решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 29 апреля 2019 года удовлетворены исковые требования.
В апелляционной жалобе начальник УПФР по г. Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) - Гриднев В.В. просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает, что по постановлению N 464, правом на досрочную трудовую пенсию пользуются, врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности. Работникам здравоохранения один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и три месяца. Списками должностей, учреждений работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением N 1066, не предусмотрены территориальные медицинские объединения (ТМО).
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав лицо участвующее в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В Постановлении Пленума ВС РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" указывается, что решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленум Верховного Суда РФ в п. 3 указанного постановления разъяснил, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждаются исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Таким образом, в основу решения должны быть положены выводы, логически вытекающие из всех фактов, проверенных, исследованных и установленных в судебном заседании с учетом требований гражданского процессуального закона о правилах относимости и допустимости доказательств, которые также оценены с позиции их достоверности, достаточности и взаимной связи.
По мнению судебной коллегии, решение суда первой инстанции указанным критериям в полном объеме не соответствует, поскольку постановлено с неправильным применением норм материального права, выводы суда первой инстанции противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ДД.ММ.ГГГГ Данько Л.А. обратилась в ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) с заявлением об установлении ей досрочной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ согласно п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ УПФ по г. Невинномысску Ставропольского края N от ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии по п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" ей отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения (25 лет).
Общий стаж работы Данько Л.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом постановления Конституционного суда России от 29 января 2004 года N 2-П составляет 24 года 4 месяцев 5 дней.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости ответчик не включил период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры Крымгиреевской участковой больницы Андроповского ТМО (в календарном порядке), так как наименование учреждения не предусмотрено списком N 1066, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1066 от 22 сентября 1999 года.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", пришел к выводу, что требования истца об обязании ответчика включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения) периоды трудовой деятельности: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры Крымгиреевской участковой больницы Андроповского ТМО (в календарном порядке) подлежат удовлетворению, поскольку работа в указанный период и в указанных должностях подтверждается записями в трудовой книжке истца, представленными истцом справками и копиями приказов.
Однако судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами, поскольку судом первой инстанции неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение по делу.
Так в своем решении суд первой инстанции указывает, что Данько Л.А. имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как на день обращения с соответствующим заявлением к ответчику ее стаж по осуществлению лечебной деятельности, с учетом льготных периодов исчисления, составил более 25 (двадцати пяти) лет.
Однако в силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливалась при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 (три) месяца.
Подпунктом "а" пункта 5 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 (три) месяца.
Разъяснения относительно применения указанного подпункта правил содержатся в абзаце втором пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца).
В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
При этом в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года (абзац седьмой пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30).
Таким образом, после 01 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке).
С учетом изложенного исковые требования о льготном исчислении периодов работы Данько Л.А. в качестве медицинской сестры Крымгиреевской участковой больницы Андроповского ТМО, имевших место так же после указанной даты, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании истцом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, таким образом, поскольку трудовая деятельность Данько Л.А. осуществлялась только в сельской местности, правовых оснований для льготного исчисления оспариваемого периода работы в Крымгиреевской участковой больницы Андроповского ТМО при включении в специальный стаж у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, на основании представленных в материалах гражданского дела доказательств, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий Данько Л.А. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как лицу - осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. На основании изложенного, судебная коллегия считает необходимым обжалуемое решение отменить, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 29 апреля 2019 года - отменить.
Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Данько Л.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, обязании включения периода работы в стаж для назначения пенсии и назначения страховой пенсии по старости - отказать.
Апелляционную жалобу - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.