Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Шурловой Л.А.,
судей Калединой Е.Г, Чернышовой Н.И.
с участием секретаря Ахтырской С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Садыкова А.А. на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 13 сентября 2018 года по исковому заявлению Садыкова А.А. к администрации г. Ставрополя, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края об обязании в незамедлительном порядке предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, заслушав доклад судьи Шурловой Л.А,
УСТАНОВИЛА:
Садыкова А.А. обратилась в суд с настоящим иском в обоснование требований указав, что составом семьи из 4 человек на основании постановления администрации г..Ставрополя от 10 ноября 2015 года N 2496 принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма, как семья, имеющая детей-инвалидов, порядковый N 4516. На основании постановления администрации г..Ставрополя включены в Книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях N 133 (ввиду наличия у ребенка-инвалида тяжелой формы хронического заболевания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире"). 20.03.2018 Садыкова А.А. обратилась с заявлением на имя главы администрации г..Ставрополя Джатдоеву А.Х с просьбой незамедлительно разрешить вопрос с предоставлением ей на состав семьи из 4 человек жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь. 16.04.2016 получила ответ, в котором указано, что по состоянию на 01.04.2018 ее семья состоит на общей очереди под N 5327, имеющих право на получение жилых помещений жилого фонда Ставропольского края по договору социального найма N 370, по списку граждан имеющих право на внеочередное предоставления жилого помещения по договору социального найма N11.
Администрация г..Ставрополя руководствуется статьями 4 Закона Ставропольского края от 10.11.2009 N72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договором социального найма" обеспечением жилыми помещениями граждан, вставших на жилищный учет после 01.01.2005 г, в том числе инвалидов, осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края на предоставление жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма является министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. 06.06.2018 истец обратилась с заявлением министру жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края Марченко Р.А. с просьбой незамедлительно разрешить вопрос с предоставлением ей на состав семьи из 4 человек жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь. 25.06.2018 получен ответ (очередь номер 1950) о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Ставропольского края в порядке общей очереди.
Считала отказ в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке незаконным, дискриминационным, полагая, что ей на состав семьи из 4 человек, с учетом положений ст. 17 ФЗ N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о праве ее ребенка-инвалида Садыкова И.И. на дополнительную жилую площадь положено жилое помещение общей площадью не менее 75 кв.м.
Просила суд обязать администрацию г. Ставрополя и министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о незамедлительном предоставлении Садыковой А.А. во внеочередном порядке жилое помещения в г. Ставрополе по договору социального найма на состав семьи из 4 человек, с учетом права ее ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 13 сентября 2018 года исковые требования Садыковой А.А. к администрации г. Ставрополя, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Садыкова А.А. просила решение суда отменить, как незаконное, с новым решением об удовлетворении требований. Указывает, что дети оба инвалиды, являются получателями жилищной льготы, семья вправе претендовать на отдельное жилое помещения во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющего у Садыкова И.И. права на дополнительную жилую площадь. Администрация г. Ставрополя предоставила сводный список, в котором по внеочередному списку семья оказалась под N101, что противоречит перерегистрации от 01.04.2017г. была указана под N14. В ответе от 16.04.2018 под N 08/18-3325 очередь была N11. Ссылки суда на предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидом, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005 г, в соответствии с требованиями Закона N 72-кз и установленными Правилами порядком очередности, исходя из времени принятия граждан на учет и при наличии свободных жилых помещений, носит дискриминационный характер в силу ст. 3.1 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку. По смыслу норм права, предоставление таким гражданам внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь, жилье должно быть предоставлено после обращения в орган местного самоуправления, а не в порядке очереди по списку внеочередников.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Министр министерства жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края Р.А. Марченко просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 05.12.2018 года решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 13.09. 2018 года- оставлено без изменения. Постановлением суда кассационной инстанции президиума Ставропольского краевого суда от 30.05.2019 года вышеуказанное апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в ином составе.
При новом слушании дела судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, заслушав пояснения Садыковой А.А, поддержавшей доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает о наличии оснований к отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права ст.330 ч.1 п. 4 ГПК РФ с разрешением вопроса по существу спора.
Судом установлено, что состав семьи истца Садыковой А.А. составляет четыре человека: она, муж- Садыков И. ДД.ММ.ГГГГ, сын Садыков И.И. ДД.ММ.ГГГГ, сын Садыков Р.И. ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справки МСЭ-2012 N 2210195 от 12.03.2013 года, Садыков Р.И. является ребенком-инвалидом, по справке МСЭ-2009N 3002912 от 09.12.2010 года Садыков И.И. является ребенком-инвалидом.
Из материалов дела следует, что согласно медицинскому заключению ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая психиатрическая больница N 1" N 410 от 07.12.2015 Садыков Ильяс 20.09.2006 г/р, по состоянию здоровья не может совместно проживать с другими гражданами в одной квартире, в соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, имеет право на дополнительную площадь.
Постановление администрации г. Ставрополя в части включения семьи Садыковой А.А, имеющей детей-инвалидов, принятой 30.10.2014 на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Ставрополя составом семьи 4 человека, в список очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, в связи с наличием у сына - Садыкова И.И, 2006 г/р, ребенка-инвалида, тяжелой формы хронического заболевания, незаконным не признано.
Согласно акту обследования жилищных условий семьи Садыковых от 23.10.2014 года по адресу г "адрес", жилой дом общей площадью 46,6 кв.м, состоит из двух жилых комнат, комнаты светлые сухие, жилищно-бытовые условия удовлетворительные. В доме, кроме семьи из 4 человек, проживает мать Садыковой А.А.- Куроедова С.В. ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что по состоянию на 01.04.2018 года (дата ежегодной перерегистрации) семья Садыковой А.А, составом семьи 4 человека состоит на учете граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя в следующих списках:
- по общему списку - N 5327;
- по списку очередности граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма в соответствии с Законом N-72-кз - N 370;
- по списку граждан, ставших на жилищный учет после 01.03.2005 и имеющих право на внеочередное жилого помещения жилищного фонда Ставропольского края по договору социального найма в соответствии с Законом N-72-кз - (льготная очередь) N 101;
- по сводному списку, сформированному Министерством труда и социальной защиты населения СК очередной номер - N 1950.
20.03.2018 года Садыкова А.А. обратилась с заявлением на имя главы администрации г. Ставрополя Джатдоеву А.Х с просьбой незамедлительно разрешить вопрос с предоставлением ей на состав семьи из 4 человек жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь.
16.04.2016 года Истцом получен ответ, в котором по состоянию на 01.04.2018 г. ее семья стоит на общей очереди N 5327, имеющих право на получение жилых помещений жилого фонда Ставропольского края по договору социального найма N 370, по списку граждан имеющих право на внеочередное предоставления жилого помещения по договору социального найма N11.
06.06.2018 г. истец обратилась с заявлением министру жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Марченко Р.А. с просьбой незамедлительно разрешить вопрос с предоставлением ей на состав семьи из 4 человек жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь. 25.06.2018 г. получен ответ, согласно которому в сводном списке, сформированный министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края "в том числе как семья, имеющая детей инвалидов" ее очередь N1950, предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма за счет средств бюджета Ставропольского края возможно в порядке общей очереди.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что дети Садыковой А.А. оба инвалиды, являются получателями жилищной льготы. Данная семья вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у Садыкова И.И. права на дополнительную площадь. Предоставление жилого помещения незамедлительно, то есть в обход очередности, исключив иных граждан, состоящих в той же очереди, недопустимо, нарушит права и законные интересы той же категории граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы жалобы о нарушении норм материального и процессуального права заслуживают внимания.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации частью 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном ЖК РФ порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
Такой перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и действовал до 01.01.2018 (далее - Перечень). В настоящее время действует приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне.
Из материалов дела следует, что согласно медицинскому заключению ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая психиатрическая больница N 1" N 410 от 07.12.2015 Садыков И.И, 20.09.2006 г/р, по состоянию здоровья не может совместно проживать с другими гражданами в одной квартире, в соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, имеет право на дополнительную площадь.
Такой перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и действовал до 1 января 2018 г.
Часть 1 ст. 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие."Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019).
Постановление администрации г. Ставрополя в части включения семьи Садыковой А.А, имеющей детей-инвалидов, принятой 30.10.2014 на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Ставрополя составом семьи 4 человека, в список очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, в связи с наличием у сына - Садыкова И.И, 2006 г/р, ребенка-инвалида, тяжелой формы хронического заболевания, незаконным не признано.
Между тем суд, отказывая в иске, не учел, что действующее жилищное законодательство (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди. Данная позиция изложена в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019 (вопрос 8).
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.
Согласно пункту 6 указанных выше Правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с Перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (ввиде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду. Указанная позиция приведена и в Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12.09.2017 N 37-КГ17-11
В целях защиты интересов и охраны здоровья как самого ребенка-инвалида, так и иных лиц, проживающих с ним в одной квартире, предоставление жилья осуществляется в особом порядке - вне очереди предусмотрено п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Между субъектным составом отношений, регулируемых п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий) и п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (о праве на внеочередное предоставление жилья), есть существенные различия: в первом случае в качестве обладающих правом названы наниматели жилых помещений и члены их семей, во втором же только граждане, страдающие заболеваниями особого характера.
Рассматривая вопрос о конституционности нормы п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, КС РФ не усмотрел ее несоответствия Конституции РФ, указав, что предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном этой нормой, в расчете лишь на самого несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо - при ее использовании - к существенным затруднениям в реализации родителями прав и обязанностей, возлагаемых на них Конституцией Российской Федерации и законом, и тем самым поощряло бы нарушение прав как самих несовершеннолетних, так и их родителей, а следовательно, лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение этими лицами жилого помещения по договору социального найма вне очереди, и поэтому такое толкование ее содержания не имеет права на существование. При этом КС РФ подчеркнул, что данная норма сама по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если исходя из обстоятельств конкретного дела их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади. Оценку обстоятельств конкретного дела должны, по мнению КС РФ, давать правоприменительные органы.
Влияющие на вынесение решения обстоятельства связаны прежде всего с потребностями ребенка-инвалида в должном уходе и воспитании, но не в меньшей степени они заключаются и в интересах других, в том числе несовершеннолетних, членов семьи, которые также нуждаются в постоянном присутствии в их жизни родителей и братьев и сестер. Именно постоянным присутствием в результате совместного проживания обеспечивается такое качество семьи, как ее общность, которое признается в качестве основополагающего признака этого социального института. Другими словами, правоприменительный орган должен обеспечить не только защиту прав ребенка-инвалида, но и закрепленные в п. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ права семьи и отдельных ее членов, в первую очередь родителей и их несовершеннолетних детей.
Если ребенок-инвалид окажется совместно проживающим с одним из родителей, а другие дети - с другим родителем, то в жилищно-правовом смысле в соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ эта семья существовать перестанет, что, конечно же, не может отвечать целям и семейного, и жилищного законодательства (статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет за каждым право на уважение его семейной жизни, ч. 1 ст. 38 Конституции РФ семья находится под защитой государства.)
В соответствии с ч. 2 ст. 54 СК РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ и ч. 1 ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Вынужденное проживание одного из родителей отдельно от ребенка-инвалида нарушает также и права этого родителя на равное с другим родителем осуществление своих родительских прав и несение родительских обязанностей.
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.01.2018 N 4-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой" гласит, что пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации во всяком случае не предполагает вынесения решения о предоставлении несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должные уход и воспитание, т.е. без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи. Не может данное законоположение рассматриваться и как препятствующее предоставлению жилого помещения исходя из необходимости проживания несовершеннолетнего вместе с членами его семьи.
Судебная коллегия при оценке обстоятельств конкретного дела пришла к выводу, что для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество определяющим (предпочтительным) будет именно их совместное проживание.
В силу части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии со статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
И учетом изложенного доводы жалобы суд находит убедительными, решение суда отмене с новым решением об удовлетворении иска и обязании администрацию г. Ставрополя, министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о незамедлительном предоставлении Садыковой А.А. во внеочередном порядке жилое помещения в г. Ставрополе по договору социального найма на состав семьи из 4 человек, с учетом права ее ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь.
руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 13 сентября 2018 года - отменить. Принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Садыковой А.А..
Обязать администрацию г. Ставрополя, министерство жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края предоставлении Садыкова А.А. на состав семьи из четыре человека: она, муж- Садыков И. ДД.ММ.ГГГГ, сын Садыков И.И. ДД.ММ.ГГГГ, сын Садыков Р.И. ДД.ММ.ГГГГ во внеочередном порядке жилое помещения в г. Ставрополе по договору социального найма с учетом права ребенка-инвалида Садыков И.И. ДД.ММ.ГГГГ на дополнительную жилую площадь.
Апелляционную жалобу Садыковой А.А. - удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.