Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Биремовой А.А.
судей - Хираева Ш.М, Сатыбалова С.К,
при секретаре - Ибрагимовой Т.Р,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. дело по апелляционной жалобе представителя Администрации МР " "адрес"" Михитаева А.И. на решение Лакского районного суда от "дата" по делу по иску Лакской межрайонной прокуроры в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ "Хурхинская СОШ" и администрации MP " "адрес"" о признании незаконным бездействия директора МКОУ "Хурхинская СОШ" и администрации MP " "адрес"", связанное с непринятием мер по материально-техническому обеспечению образовательной деятельности для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы,
установила:
Лакский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МКОУ "Хурхинская СОШ " и администрации MP " "адрес"" о признании незаконным бездействия директора МКОУ "Хурхинская СОШ" и администрации MP " "адрес"", связанное с непринятием мер по материально-техническому обеспечению образовательной деятельности для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
Требования иска мотивированы тем, что в ходе проведенной Лакской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства о воинской обязанности и военной службе в образовательных организациях установлено, что на протяжении длительного периода в Муниципальном казённом образовательном учреждении "Хурхинская средняя общеобразовательная школа" (далее - МКОУ "Хурхинская СОШ"), не принимаются меры по исполнению требований законодательства о воинской обязанности и военной службе.
В ходе проверки установлено, что материально техническое оснащение в МКОУ "Хурхинская СОШ" для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы обеспечено не в полной мере, по сколько отсутствует минимальный перечень учебно-наглядных пособий, приборов медицинского имущества, предусмотренный приложением N, инструкции.
В частности, предметный кабинет не полностью укомплектован наглядными пособиями и принадлежностями. Наглядные пособия и принадлежности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов не обновлялись на протяжении последних 3-х лет. Отсутствует соответствующий спортивный городок с элементами полосы препятствий, приборы радиационной и химической разведки (в количестве 1 шт.), макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ (в количестве 1 шт.), макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ (в количестве 1 шт.), макет автомата Калашникова 7.62 мм, санитарно-хозяйственное имущество, носилки санитарные, лямка медицинская носилочная.
На основании изложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие директора МКОУ "Хурхинская СОШ" и администрации MP " "адрес"", связанное с непринятием мер по материально-техническому обеспечению образовательной деятельности для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в МКОУ "Хурхинская CОШ".
Решением Лакского районного суда от "дата" исковые требования прокурора удовлетворены, судом постановлено:
"Признать незаконным бездействие МКОУ "Хурхинская СОШ" и администрации MP " "адрес"", связанное с непринятием мер по материально-техническому обеспечению образовательной деятельности для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в МКОУ "Хурхинская СОШ" "адрес" РД.
Обязать директора МКОУ "Хурхинская СОШ" и администрацию MP " "адрес"" принять меры по материально техническому обеспечению образовательной деятельности для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в МКОУ "Хурхинская СОШ" "адрес" РД".
На указанное решение представителем администрацию MP " "адрес"" Михитаевым А.И. подана апелляционная жалоба, в которой в целом выражается согласие с выводами судьи районного суда, однако полагают, что возможность исполнить данное решение не представляется возможным в связи с отсутствием финансовых и материальных средств в Хурхинской средней общеобразовательной школе и отсутствием финансирования в этом направлении в 2019 году, так как в бюджете муниципального района указанные средства для выполнения решения суда не заложены и будут заложены в бюджете района в 2020 году.
В связи с этим просит апелляционную инстанцию отменить решение суда об обязании администрации МР " "адрес"" выделить финансовые и материальные средства, для исполнения решения Лакского районного суда от "дата" в связи с отсутствием финансовых средств в 2019 году.
Дело согласно ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд пришел к выводу о признании незаконным бездействия МКОУ "Хурхинская СОШ" и администрации MP " "адрес"", выразившегося в непринятии своевременных мер по соблюдение требований действующего законодательства, по материально техническому обеспечению образовательной деятельности, для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, что нарушает права учащихся на получения знаний в указанной области в соответствии с государственными образовательными стандартами, а также нарушает права, и законные интересы государства на организацию обороны Российской Федерации.
У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с указанными выводами, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана правильная и надлежащая оценка в соответствии с положениями статьями 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 553 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает обязательную подготовку к военной службе.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Согласно п. 5 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 N 1441 подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.
Функции руководителей образовательных учреждений в части обеспечения организации обучения граждан к начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в определены Инструкцией об организации обучения граждан РФ начальными знаниями в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной совместным Приказом Министерства обороны РФ "96 и Министерства образования и науки РФ N 134 от 24.02.2010 (далее Инструкция).
Согласно п. 3 Инструкции задачами обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы являются, в том числе: формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения.
В соответствии с п. 11 Инструкции руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, а так же обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
В силу п. 13 Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности".
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального Закона от 29.12.2012 N 273 к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п. 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
В соответствии со ст.ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) образовательные организации обладают автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в ходе проведенной Лакской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что материально техническое оснащение в МКОУ "Хурхинская СОШ" для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы обеспечено не в полной мере, по сколку отсутствует минимальный перечень учебно-наглядных пособий, приборов медицинского имущества, предусмотренный приложением N 1, инструкции.
В частности, предметный кабинет не полностью укомплектован наглядными пособиями и принадлежностями. Наглядные пособия и принадлежности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов не обновлялись на протяжении последних 3-х лет.
Кроме того, отсутствует соответствующий спортивный городок с элементами полосы препятствии, приборы радиационной и химической разведки (в количестве 1 шт.), макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ (в количестве 1 шт.), макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ (в количестве 1 шт.), макет автомата Калашникова 7.62 мм, санитарно-хозяйственное имущество инвентарное, носилки санитарные, лямка медицинская носилочная.
Из объяснений директора МКОУ "Хурхинская СОШ" "адрес" РД Лугуева Г.М. от "дата" следует, что в настоящее время в МКОУ "Хурхинская СОШ" в связи с отсутствием финансирования не в полной мере исполняются требования законодательства о воинской обязанности и военной службе. В школе нет минимального перечня учебно-наглядный пособий, приборов медицинского имущества, предметный кабинет не полностью укомплектован, наглядными пособиями и принадлежностями. Наглядные пособия и принадлежности не обновлялись на протяжении последних 3-х лет. Нет элементов полосы препятствий, приборов радиационной и химической разведки, макета простейшего укрытия, макета убежища, макета автомата Калашникова, хозяйственного имущества, носилок санитарных и т.д. Это связано с отсутствием финансирования в этом направлении.
При поступлении денежных средств, указанные нарушения будут устранены.
При изложенных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии финансовых возможностей на указанные цели не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку приведенное выше законодательство не связывает выполнение его требований с финансовыми возможностями.
Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается. Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лакского районного суда от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации МР " "адрес"" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.