Челябинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Знамеровского Р.В. при секретаре Жернаковой В.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Челак Ларисы Николаевны об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления,
установил:
Челак Л.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункты 3.6.1, 7.12, 7.18, 9.2 Правил благоустройства Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, утвержденные решением Совета депутатов Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области N17 от 14 ноября 2017 года (далее - Правила благоустройства, Правила) в части возложения обязанности на собственников жилых домов на территориях индивидуальной застройки обеспечивать уборку прилегающей территории, которая не принадлежит этим лицам на праве собственности или ином праве, предусмотренном действующим федеральным законодательством.
В обоснование административного иска указано, что Челак Л.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок, расположенные на территории посёлка Роза. Административный истец полагает, что оспариваемые положения указанных Правил противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку возлагают на неё, как на собственника индивидуального жилого дома, дополнительные обязанности по содержанию прилегающей территории и расположенных на ней объектов, которые не входят в состав принадлежащего ей имущества.
В судебном заседании представитель административного истца Челак Л.Н. - Челак А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Совета депутатов Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области - Тарасов К.Г. в судебном заседании требования не признал.
Выслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Челябинской области Гурской О.Н, полагавшей требование подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Как установлено частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии со статьями 130, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу восемнадцатому части 1 статьи 2 этого же закона (в редакции, действующей на дату утверждения Правил) благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В силу пункта 19 части 1 статьи 14 поименованного закона к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения и городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения и городского округа.
Закрепив за органами местного самоуправления полномочие по организации благоустройства территории, законодатель одновременно предоставил данным органам право утвердить правила реализации такого полномочия.
Розинское городское поселение наделено статусом городского поселения Законом Челябинской области от 24 июня 2004 года N 242 - ЗО "О статусе и границах Коркинского муниципального района и городских поселений в его составе".
Во исполнение представленных полномочий Советом депутатов Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области принято решение N17 от 14 ноября 2017 года об утверждении Правил благоустройства.
Решение Совета депутатов Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области N 17 от 14 ноября 2017 года было опубликовано в газете "Горняцкая правда" от 21 ноября 2017 года N 130 (спецвыпуск N44), что подтверждено представленными в материалы дела письменными доказательствами.
Таким образом, оспариваемые Правила утверждены решением Совета депутатов Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в пределах предоставленных полномочий с соблюдением соответствующей процедуры принятия и опубликования, что не оспаривалось административным истцом.
Из материалов дела следует, что Челак Л.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес".
В соответствии с пунктом 1.2 Правил, прилегающая территория - территория, непосредственно примыкающая к границам здания, строения, сооружения, ограждения строительной площадки, нестационарного объекта, границы которой определяются в соответствии с настоящими Правилами.
В силу подпункта 2 пункта 3.6.2 Правил, границы прилегающей территории определяются от внешних границ здания, строения, сооружения, ограждения строительной площадки, некапитального нестационарного сооружения по периметру на расстоянии: для индивидуальных жилых домов - 10 м от периметра внешнего ограждения, а со стороны въезда (входа) - до проезжей части дороги.
Оспариваемыми административным истцом нормами предусмотрено, что благоустройство прилегающих территорий осуществляется собственниками зданий, строений, сооружения, помещений в них, нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов бытового обслуживания, а в отношении строящихся объектов капитального строительства (строительных объектов) - застройщиками. Перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения в отношении прилегающих территорий определяются в соответствии с общими требованиями к перечню работ по благоустройству и периодичности их выполнения, установленными настоящими Правилами (пункт 3.6.1 Правил).
Пунктом 5.1 Правил установлено, что физические и юридические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку отведенных и прилегающих территорий в соответствии с законодательством, настоящими Правилами и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 7.12 Правил, уборку прилегающей территории до проезжей части улиц индивидуальной жилой застройки осуществляют собственники домовладений.
Юридические лица и физические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку в летний период дворовых, придомовых, отведенных и прилегающих территорий (пункт 7.18 Правил).
На основании пункта 9.2. Правил, собственники жилых домов на территориях индивидуальной застройки обязаны, в том числе: очищать канавы, трубы для стока воды на отведенной и прилегающей территории для обеспечения отвода талых вод в весенний период.
Из толкования оспариваемых административным истцом положений Правил следует, что они предписывают, в том числе, обеспечивать своевременную и качественную уборку прилегающих территорий зданий, строений, сооружения, помещений в них, нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов бытового обслуживания, а в отношении строящихся объектов капитального строительства (строительных объектов) в радиусе 10 метров от периметра внешнего ограждения, а со стороны въезда (входа) - до проезжей части дороги лицами, которые не являются собственниками или законными владельцами таких территорий.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному Кодексу.
Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок осуществления права собственности определяется гражданским законодательством.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами, к которым Правила благоустройства не относятся, или договором.
Исходя из положений статей 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из правового анализа приведенного выше законодательства в его системном единстве со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующим отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, статьями 37 - 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. При этом возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", допуская установление органами местного самоуправления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, не предусматривает возложение на них обязанностей по содержанию таких территорий помимо их воли.
Между тем, как следует из содержания оспариваемых норм Правил благоустройства, Совет депутатов Розинского городского поселения установилобязанность по содержанию и уборке прилегающих территорий, понуждая лиц, не являющихся собственниками или законными владельцами земельных участков, к выполнению установленных данными нормами обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим в соответствующих частях со дня вступления решения в законную силу.
При подаче настоящего административного иска Челак Л.Н. была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, расходы по уплате которой в соответствии с положениями статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат взысканию в её пользу с административного ответчика.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Требования Челак Ларисы Николаевны удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункты 3.6.1, 7.12, 7.18, 9.2. Правил благоустройства Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, утвержденных решением Совета депутатов Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области N17 от 14.11.2017г. в той мере, в которой на лиц, не являющихся собственниками или законными владельцами земельных участков возлагается обязанность обеспечивать уборку прилегающей территории.
Возложить на Совет депутатов Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области обязанность опубликовать в официальном печатном издании сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Взыскать с Совета депутатов Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в пользу Челак Ларисы Николаевны в счет возмещения уплаченной при подаче административного иска государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.