Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Мызниковой Н.В.
судей Лобовой Л.В, Дегтеревой О.В.
при секретаре Иосебашвили Э.Х.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 20 ноября 2018 года, которым постановлено:
Обязать МВД России назначить фио пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 01 мая 2014 года.
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратился в суд с иском к МВД РФ, в котором просил обязать ответчика назначить пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 01 мая 2014 года.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что является гражданином Российской Федерации, с 03 декабря 2009 года ему выдан постоянный вид на жительство в Литве, где проживает до настоящего времени. 20 июня 1963 года истец был принят на службу в МВД Литовской ССР, уволен с данной службы с 1988 года в связи с выходом на пенсию, имеет выслугу лет более 29 лет, приобретенную до распада СССР.
Распоряжением министра внутренних дел Литовской ССР от 07 мая 1988 г. с 15 апреля 1988 г. истцу пожизненно была назначена пенсия за выслугу лет, поскольку в системе внутренних дел прослужил 29 лет и 1 день. Назначенная пенсия выплачивалась, индексировалась и пересчитывалась по апрель 2014 года включительно, однако с мая 2014 года выплата пенсии была прекращена решением канцлера Министерства внутренних дел N **** от 28 мая 2014 г.
02 июля 2014 г. фио обратился с прошением на имя Министра внутренних дел Российской Федерации в целях решения вопроса о предоставлении заявителю пенсионного обеспечения МВД РФ, по аналогии осуществления пенсионного обеспечения Министерствами обороны и ФСБ РФ.
Письмом Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Управления нормирования и оплаты труда Министерства внутренних дел Российской Федерации N **** от 20 августа 2014 года истцу в назначении пенсии было отказано.
В связи с чем, истец обратился в Консульский отдел посольства Российской Федерации в Литовской Республике, в полученном ответе ему было рекомендовано повторно обратиться в МВД РФ, что было сделано 12 февраля 2015 г.
Письмом Департамента по финансово-экономической политике и социальному обеспечению (ФЭД МВД России) от 13 марта 2015 г. N **** вновь было отказано и рекомендовано обжаловать в судебном порядке прекращение выплаты пенсии по линии МВД Литовской Республики, и указано, что выплата пенсии по линии МВД РФ возможна только в случае переезда истца на постоянное жительство в Российскую Федерацию.
Высший административный суд Литовской республики 23 августа 2016 г. принял окончательное решение, которым отклонил жалобу фио на право получения государственной пенсии должностным лиц и военнослужащих систем внутренних дел Литовской Республики, поскольку он является гражданином РФ, следовательно, вопрос его пенсионного обеспечение подлежит разрешению Министерством внутренних дел РФ.
На неоднократные обращения истца в МВД России получены ответы ФЭД МВД России от 19 октября 2016 г. N ***, от 23 мая 2018 г. **** в которых разъяснено, что правовых оснований осуществлять его пенсионное обеспечение не имеется.
В судебное заседание представители истца по доверенности фио, фио явились, требования по иску поддержали в полном объеме.
Представители ответчика по доверенностям фио, фио в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель ответчика МВД России.
В судебное заседание истец фио не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика по доверенности фио, представителей истца по доверенности фио, фио, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, фио, 29 апреля 1941 года рождения, проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР с 01 сентября 1958 г. по 07 декабря 1962 г.; службу в органах внутренних дел СССР с 20 июня 1963 г. по 15 апреля 1988 г, т.е. истец имеет выслугу лет более 29 лет.
Распоряжением министра внутренних дел Литовской СССР от 07 мая 1988 г. с 15 апреля 1988 г. истцу пожизненно была назначена пенсия за выслугу лет, в соответствии с действовавшим на тот момент постановлением Совета Министров СССР от 30 мая 1985 года N 493.
После увольнения из органов внутренних дел фио работал по трудовому договору на территории Литовской Республики и имеет страховой стаж.
Истец является гражданином Российской Федерации, с 03 декабря 2009 года ему выдан постоянный вид на жительство в Литве, до настоящего времени постоянно проживает на территории Литовской Республики.
Назначенная пенсия по выслуге лет выплачивалась фио, индексировалась и пересчитывалась по апрель 2014 года включительно.
Решением канцлера Министерства внутренних дел Литовской Республики от 28 мая 2014 г. N **** фио и решением министра внутренних дел N *** от 29 июля 2014 г. была прекращена выплата военной пенсии.
Истцом были обжалованы решения о прекращении выплаты пенсии, решением Высшего административного суда Литовской Республики 23 августа 2016 г. принято окончательное решение, которым отклонена жалоба фио на право получения государственной пенсии должностных лиц и военнослужащих систем внутренних дел Литовской Республики, поскольку он является гражданином РФ, следовательно, вопрос его пенсионного обеспечение подлежит разрешению Министерством внутренних дел РФ.
02 июля 2014 г. фио обратился с прошением на имя Министра внутренних дел Российской Федерации в целях решения вопроса о предоставлении заявителю пенсионного обеспечения МВД РФ, по аналогии осуществления пенсионного обеспечения Министерствами обороны и ФСБ РФ.
Письмом Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Управления нормирования и оплаты труда Министерства внутренних дел Российской Федерации N ***** от 20 августа 2014 года фио в назначении пенсии было отказано.
На обращение истца в Консульский отдел посольства Российской Федерации в Литовской Республике, ему было рекомендовано повторно обратиться в МВД РФ, что было сделано 12 февраля 2015 г.
Письмом Департамента по финансово-экономической политике и социальному обеспечению (ФЭД МВД России) от 13 марта 2015 года N ***** истцу было отказано и рекомендовано обжаловать в судебном порядке прекращение выплаты пенсии по линии МВД Литовской Республики.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, с учетом положений ст.39 Конституции Российской Федерации, Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также Соглашения между Российской Федерацией и Литовской Республикой о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г, правомерно пришел к выводу о наличии у истца права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, поскольку истец является гражданином Российской Федерации, проходил службу в МВД Литовской ССР, уволен со службы 15 апреля 1988 г, то есть до распада СССР, имеет выслугу лет более 29 лет; выплата государственной пенсии должностных лиц и военнослужащих была прекращена Литовской Республикой, поскольку истец является гражданином Российской Федерации.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такими выводами суда, поскольку они подтверждаются представленными доказательствами.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет военнослужащим назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы".
Согласно статье 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе, на лиц, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, которые проживают в государствах - бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел.
Статьей 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N4468-1 установлено, что пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в зависимости от последнего места службы, в отношении сотрудников органов внутренних дел, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В силу статьи 50 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N4468-1, работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется, в том числе, Министерством внутренних дел Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (статья 51 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N4468-1).
Между Российской Федерацией и Литовской Республикой 29 июня 1999 года заключено Соглашение о пенсионном обеспечении, подписано 29 июня 1999 г. и вступило в силу с 29 мая 2001 г.
Упомянутое соглашение распространяется на все виды пенсий, которые установлены правовыми актами Литовской Республики и Российской Федерации, регламентирующими пенсионное обеспечение, за исключением пенсий военнослужащих и должностных лиц органов внутренних дел.
В Литовской Республике это соглашение распространяется на перечисленные в Законе о пенсиях виды государственных пенсий социального страхования: по старости, по потере трудоспособности (инвалидности), вдовьи и сиротские, а также на пенсии по утрате кормильца, за выслугу лет, которые были назначены в соответствии с правовыми актами, действовавшими до вступления в силу этого закона.
Соглашение заключено по территориальному (интеграционному) принципу, суть которого - государственные пенсии социального страхования на основании своих законов назначает и платит государство, на территории которого лицо проживает постоянно.
Указанное Соглашение регулирует пенсионное обеспечение лиц, постоянно проживающих на территории государства одной Стороны и переселяющихся на постоянное место жительства на территорию государства другой Стороны и распространяется на все виды пенсионного обеспечения, которые установлены или будут установлены законодательством государства каждой из Сторон, за исключением пенсионного обеспечения военнослужащих, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и членов их семей.
Ст.ст.1,2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о порядке предоставления социальных гарантий военным пенсионерам Российской Федерации, постоянно проживающим в Литовской Республике, предусматривает выплату пенсии военным пенсионерам Российской Федерации за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации посредством финансирования и поступления средств на выплату пенсий на определенный счет банка Литовской Республики через Посольство Российской Федерации.
Согласно статье 5 Соглашения между Российской Федерацией и Литовской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенного 29 июня 1999 года при назначении пенсий в соответствии с настоящим Соглашением принимается во внимание страховой (трудовой) стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству государства каждой из Сторон, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения.
Если законодательство государства одной Стороны предусматривает назначение пенсий на льготных условиях или за выслугу лет, то при назначении указанных пенсий учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный по законодательству государства другой Стороны в результате осуществления соответствующей деятельности на территории этого государства.
Согласно статье 6 Соглашения между Российской Федерацией и Литовской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенного 29 июня 1999 года при назначении пенсий в соответствии с настоящим Соглашением их размер исчисляется в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.
Названное международное соглашение, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и Литовской ССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
Согласно ст.3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Исходя из указанного, судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы, в том числе о назначении пенсии по месту проживания или месту пребывания пенсионера на территории Российской Федерации, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, при этом судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
Доводы ответчика о том, что истец вправе получать только одну пенсию были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно признаны необоснованными, о чем указано в мотивировочной части судебного решения.
Доводы ответчика о том, что истцу назначена пенсия в соответствии с законодательством Литовской Республики, и при назначении пенсии за выслугу лет по линии МВД России будет иметь место двойной зачет периодов его военной службы и службы в органах внутренних дел, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену судебного постановления.
Согласно части 1 статьи 16 Закона Литовской Республики "О государственных пенсиях социального страхования" N1-549 от 18 июля 1994 г, минимальный стаж для государственной пенсии социального страхования по старости, назначаемой в соответствии с законодательством Литовской Республики, составляет 15 лет.
Из материалов дела усматривается, что страховая пенсия истцу назначена (с зачетом в общий трудовой стаж периодов прохождения службы в МВД) и выплачивается, с 29 октября 2003 года, что подтверждается письмом Каунасского отделения правления государственного социального страхования от 12 ноября 2018 г.
Литовская пенсия по старости истцу фио рассчитана с учетом стажа продолжительностью 49 лет 10 месяцев 5 дней (по состоянию на 31 декабря 2017 г.), что позволяет выплачивать ее в размере 476,47 евро (по состоянию на ноябрь 2018 г.) согласно справки Каунасского отделения Правления фонда государственного социального страхования N ( ***** от 13 ноября 2018 г.).
Право на назначение пенсии по старости согласно законодательству Литовской Республики возникло у фио без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству Российской Федерации, и пенсия была назначена Литовской Республикой только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, согласно которому основное условие назначения государственной социальной пенсии по старости - это период обязательного или добровольного страхования по программе государственного социального пенсионного страхования не менее 15 лет.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.