Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Новиковой О.А.,
судей Матлахова С.А, Козиной Т.Ю,
при секретаре Башкайкиной Е.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Козиной Т.Ю. дело по апелляционной жалобе истца Чхаидзе Н.Б. на решение Кузьминского районного суда города Москвы от 24 января 2019 года, которым постановлено:
В иске Чхаидзе... к Городскому центру жилищных субсидий, ГБУ "Жилищник района Текстильщики" г. Москвы, ЖСК "Ташкент" о признании решений неправомерными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказать,
УСТАНОВИЛА:
Чхаидзе Н.Б. обратился в суд с иском к ГКУ города Москвы "Городской центр жилищных субсидий", в котором просил отменить решение от 18.05.2018 N... ; обязать возобновить начисление субсидии с апреля 2018 года, а также к ГБУ "Жилищник района Текстильщики" г. Москвы, ЖСК "Ташкент", в котором просил обязать ГБУ "Жилищник района Текстильщики" г. Москвы дополнить ЕПД следующими пунктами: отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, содержание и ремонт жилого помещения.
В обоснование иска истец указал, что более десяти лет ответчик начислял истцу жилищную субсидию, однако решением от 18.05.2018 начислять субсидию перестали на том основании, что у истца образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги. При этом задолженности истец не имел. Платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг истец получает, как от ЖСК, так и от ГБУ "Жилищник района Текстильщики" г. Москвы. Поскольку истец является зарегистрированным плательщиком услуг ГБУ "Жилищник района Текстильщики" г. Москвы, он обратился туда с просьбой указывать в ЕПД все поставляемые услуги, включая отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, содержание и ремонт жилого помещения. Однако ответчик в этом отказал. Отказ истец считает незаконным, поскольку именно данный ответчик оказывает истцу все жилищно-коммунальные услуги.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного в своей апелляционной жалобе просит истец Чхаидзе Н.Б, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Участники процесса в заседание судебной коллегии не явились, о слушании дела извещены, в связи с чем, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями закона.
Согласно ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно требованиям ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению ( п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. "О судебном решении").
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или общеизвестным обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов ( п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. "О судебном решении").
Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям отвечает.
Решение суда первой инстанции вынесено при точном соблюдении процессуальных норм и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к возникшим между сторонами правоотношениям, и содержит исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных фактов.
Судом первой инстанции было установлено и материалами дела подтверждается, что Чхаидзе Н.Б. является собственником жилого помещения по адресу: адрес.
Многоквартирный дом по адресу: адрес, находится в управлении управляющей организации ГБУ "Жилищник района Текстильщики" на основании договора управления с ЖСК "Ташкент".
Субсидия предоставлялась истцу, как одиноко проживающему пенсионеру в районном отделе центра жилищных субсидий (РОЦЖС) N... "Текстильщики" с 01.03.2011 в автоматическом режиме без подачи документов для оформления субсидии на новый период.
В конце февраля 2018 года истцу была назначена субсидия на период с 01.03.2018 по 31.08.2018. После поступления сведений о наличии у него задолженности по оплате за ЖКУ за 2 месяца, полученных из управляющей организации ЖСК "Ташкент" 04.04.2018 г, выплата субсидии с апреля 2018 года была приостановлена, о чем он был проинформирован.
В связи с тем, что вопрос с задолженностью не был решен в установленный срок, выплата субсидии была прекращена.
По информации ЖСК "Ташкент", по состоянию на 12.07.2018 у истца имелась задолженность по оплате ЖКУ в размере 16 726,20 руб. Кроме того, имелась задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт и газоснабжение в размере 617,52 руб. (по сведениям из Единого жилищного документа, полученного из адрес Текстильщики).
Начисление квартплаты жителям адрес, обслуживание лицевых счетов плательщиков жилищно-коммунальных и иных услуг находится вне компетенции ГБУ "Жилищник района Текстильщики".
В соответствии с постановлением Правительства Москвы N299 от 24.04.2007г. "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации" начисления платежей и выполнения функций жилищных организаций по начислению платежей за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги нанимателям по договорам найма или социального найма, арендаторам, владельцам, собственникам жилых и нежилых помещений, иным организациям, финансируемым из бюджета, включая бюджетные учреждения социальной сферы, формирования единого платежного документа, -счетов и счетов-фактур с использованием Автоматизированной системы управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ" (АСУ ЕИРЦ), - относятся к перечню государственных услуг, которые предоставляются Многофункциональными центрами предоставления государственных услуг. Сведения о начислениях за жилищно-коммунальные услуги, включенные в единый платежный документ (ЕПД), содержатся в Автоматизированной системе управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ" (АСУ ЕИРЦ), пользователями которой Правительством Москвы назначены Многофункциональные центры города Москвы.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится собственниками квартир на счет ЖСК "Ташкент". ЖСК "Ташкент" является юридическим лицом, расчеты с ЖСК "Ташкент" ГБУ "Жилищник района Текстильщики" производит как с юридическим лицом. Коммунальные услуги, а именно: горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление, а также техническое обслуживание ЖСК "Ташкент" оплачивает путем перечисления денежных средств на расчетный счет ГБУ "Жилищник района Текстильщики" на основании выставляемых счетов. Согласно существующим договорным отношениям, ЖСК обязан вносить плату на счет управляющей организации, а не собственники. Квитанции на оплату от ГБУ "Жилищник района Текстильщики" собственникам жилых помещений в доме не выставляются. Получателем платежей по услугам, включенным в ЕПД (единые, платежные документы), если таковые рассылаются на адреса собственников квартир в доме, где проживает истец, ГБУ "Жилищник района Текстильщики" не является.
ГБУ "Жилищник района Текстильщики" не ведет деятельность по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги и не осуществляет формирование ЕПД.
ГБУ "Жилищник района Текстильщики" не является поставщиком таких услуг, как электроэнергия и газ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам ст.ст.12, 56, 67 ГПК РФ, применяя Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. N 761, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение о прекращении выплаты истцу субсидии не нарушает требования закона, оснований для изменения единого платежного документа не имеется.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Доводы жалобы истца о том, что решение о прекращении выплаты субсидии не соответствует закону, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи ( часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений ( часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей ( часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги ( часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации ( часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации ( часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Исходя из пункта 7 Правил решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением, а в отношении лиц, проходящих военную службу, - федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации ( пункт 66 Правил).
Из пункта 67 Правил следует, что финансирование расходов на предоставление субсидий лицам, проходящим военную службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям, организациям и органам соответствующих федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов).
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд ( пункт 43 Правил).
Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, установлен перечень оснований для приостановления и прекращения предоставления субсидий.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 56 Правил предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 Правил.
Как предусмотрено пунктом 57 Правил, уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц.
Пунктом 58 Правил установлено, что при наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.
Согласно пункту 59 Правил при отсутствии уважительных причин неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев, невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности).
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) ( подпункт "г" пункта 60 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что право определенных категорий граждан на получение меры социальной поддержки в форме субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации. Порядок и условия предоставления субсидии, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены постановлением Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной связи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги ( статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в том числе собственников жилых помещений, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этой меры социальной поддержки.
По общему правилу субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам, имеющим право на такую меру социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину уполномоченным органом субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При этом решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг допускается только в случае, если им будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или невыполнения гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении субсидии. Примерный перечень таких причин содержится в пункте 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.
Таким образом, действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении) по заявлению обратившегося гражданина.
В пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению ( часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Исходя из приведенных нормативных положений, а также из разъяснений, содержащихся в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Поскольку из материалов дела следует, что причина образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у истца является его несогласие с начислением размера указанных услуг, уважительных причин неоплаты Чхаидзе Н.Б. коммунальных услуг судом не установлено, и истцом не представлено при рассмотрении дела, соответственно оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Доводы жалобы о том, что суд не рассмотрел требования истца, указанные в уточненном исковом заявлении от 13.12.2018, не являются основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку из материалов дела, в том числе протокола судебного заседания следует, что исковое заявление, датированное 13.12.2018, не принималось судом к рассмотрению, соответственно истец вправе исковые требования, изложенные заявлении от 13.12.2018 предъявить в отдельном судопроизводстве.
Ссылка в апелляционной жалобе истца на то, что суд необоснованно соединил в одно производство гражданские дела N5592/2018 и N5594/2018, не могут служить основанием к отмене судебного решения, поскольку данное обстоятельство не нарушило права истца или других лиц, нарушений положений п. 4 ст. 151 ГПК РФ при объединении исков судом допущено не было.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199,... 7-... 9 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кузьминского районного суда города Москвы от 24 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Чхаидзе Н.Б.-без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Федорова Я.Е.
Гр. дело N 33-24900
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июня 2019 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Новиковой О.А,
судей Матлахова С.А, Козиной Т.Ю,
при секретаре Башкайкиной Е.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Козиной Т.Ю. дело по апелляционной жалобе истца Чхаидзе Н.Б. на решение Кузьминского районного суда города Москвы от 24 января 2019 года
руководствуясь ст.193 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кузьминского районного суда города Москвы от 24 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Чхаидзе Н.Б.-без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.