Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Рачиной К.А, Дегтеревой О.В,
при секретаре Воропаевой Е.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Мастеровой В.И. на решение Тверского районного суда города Москвы от 16 октября 2018 года об отказе в удовлетворении иска Мастеровой В.И. к Управлению социальной защиты населения Тверского района города Москвы об обязании присвоить звание ветеран труда,
УСТАНОВИЛА:
Мастерова В.И. 14.06.2018 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Центрального административного округа города Москвы (далее - УСЗН ЦАО города Москвы) в лице отдела социальной защиты населения Тверского района об обязании присвоить звание "Ветеран труда", мотивируя обращение тем, что принимала участие во Всероссийской переписи населения 2010 года, за указанную работу награждена ведомственным знаком отличия Росстата - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", что было представлено ответчику в целях выдачи удостоверения "Ветеран труда", однако в присвоении звания "Ветеран труда" ответчиком отказано, что истец полагает незаконным, нарушающим ее права.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал; представитель ответчика иск не признал.
16.10.2018 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Мастерова В.И. по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Мастеровым О.А, срок на подачу которой восстановлен определением от 04.04.2019.
В заседании судебной коллегии представитель истца Мастеровой В.И. по доверенности Мастеров О.А. доводы жалобы поддержал, ответчик УСЗН ЦАО г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 100-102).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Мастерова В.И, *** года рождения, имеющая трудовой стаж с 1982 года, с *** являющаяся получателем страховой пенсии по старости (л.д. 26), в период с 01.03.2010 по 31.12.2010 на основании срочного трудового договора работала в Мосгорстате на внештатной должности экономиста внештатной службы по Всероссийской переписи населения 2010 года, о чем внесены сведения в трудовую книжку (л.д. 18), и приказом Росстата от *** N *** награждена ведомственным знаком отличия Росстата - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" (л.д. 7).
*** Мастерова В.И. направила в ОСЗН Тверского района УСЗН ЦАО г. Москвы заявление о присвоении звания "Ветеран труда", представив указанные документы как основание для присвоения звания "Ветеран труда", в ответе от *** на которое истцу отказано, поскольку представленные истцом сведения о награждении медалью, на которую ссылается истец, не могут рассматриваться как награждение ведомственным знаком отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда" (л.д. 28-31).
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действующей на момент обращения Мастеровой В.И. к ответчику, рассмотрении им заявления и рассмотрения дела в суде, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы и ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты (ст. 1).
В силу ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ ветеранами труда являются: лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1); лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Положения ст. 7 указанного закона в редакции, действовавшей до 01.07.2016, предусматривали, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Из системного толкования положений ст.ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" как в ранее действовавшей, так и в действующей редакции, следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда, учитывая, что ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", относя к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, направлена на учет особых трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст.ст. 10, 22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п.п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения такого звания.
Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п. 2 которого указано, что з вание "Ветеран труда" присваивается гражданам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.); награжденным по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.1); начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2.2.).
Приказом Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от 08.10.2010 N 345 утвержден знак отличия - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года". Согласно указанному приказу ведомственный знак отличия Федеральной службы государственной статистики - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" учрежден в целях поощрения и морального стимулирования работников системы Федеральной службы государственной статистики, работников внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лиц, привлекавшихся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работников организаций, независимо от форм собственности, принимавших активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
При этом приказом Росстата от 30.09.2014 N 587, действовавшим в спорный период, были учреждены знаки отличия в системе органов государственной статистики: почетное звание "Почетный работник государственной статистики"; Почетная грамота Федеральной службы государственной статистики; Благодарность руководителя Федеральной службы государственной статистики; нагрудный знак "За вклад в развитие государственной статистики"; также действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений и рассмотрения дела в суд приказом Росстата от 30.08.2016 N 455 к ведомственным наградам Федеральной службы государственной статистики были отнесены Почетная грамота Росстата, Благодарность руководителя Росстата и Нагрудный знак "За вклад в развитие государственной статистики"; действующим приказом Росстата от 25.10.2018 N 635 "О ведомственных наградах Федеральной службы государственной статистики" к ведомственным наградам Федеральной службы государственной статистики относятся: почетное звание "Почетный работник государственной статистики"; нагрудный знак "За вклад в развитие государственной статистики"; Почетная грамота Федеральной службы государственной статистики и Благодарность руководителя Федеральной службы государственной статистики; указанные ведомственные награды являются формой поощрения федеральных государственных гражданских служащих и работников центрального аппарата Росстата, его территориальных органов и подведомственных организаций, работников и коллективов других ведомств и организаций, а также граждан Российской Федерации и иностранных граждан, оказывающих содействие в установленной сфере деятельности Росстата.
Таким образом, деятельность лиц, привлеченных к участию по подготовке и проведению переписи населения, представляла собой не постоянную трудовую деятельность, а временное участие в сборе статистической информации о демографических, экономических и социальных процессах, выполнялась в краткосрочный период на основании срочного трудового договора, без зачисления их в штат организации, в то время как определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет наличие необходимого стажа и факт признания особых трудовых заслуг гражданина по месту его работы, поэтому не любой знак отличия, учрежденный министерством или ведомством, может служить основанием для присвоения звания, а лишь знак, отмечающий особые заслуги в труде.
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Мастеровой В.И, поскольку представленная истцом медаль не относится к знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что указанная награда не может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде или награда за продолжительный добросовестный труд, а следовательно, и явиться основанием для предоставления указанному лицу мер социальной поддержки, предоставляемых государством за счет средств соответствующего бюджета, учитывая, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными им доказательствами, которым дана надлежащая оценка, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, а апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда города Москвы от 16 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мастеровой В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.