Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Раскатовой Н.Н, Грибовой Е.Н,
при секретаре Волковой М.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н. гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков Департамента городского имущества г. Москвы и Префектуры САО г. Москвы на решение Пресненского районного суда города Москвы от 01 апреля 2019 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Префектуры Северного административного округа г. Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы по выполнению постановления Правительства Москвы от 01 октября 2002 года N 801-ПП.
Обязать Префектуру Северного административного округа г. Москвы и Департамент городского имущества г. Москвы в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Лисенко Г.А, Лисенко С.Н, жилые помещения с сохранением района проживания, по нормам жилой площади в соответствии с Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 21, а также нормативно-правовыми актами жилищного законодательства, относящимися к урегулированию отношений по переселению граждан в связи со сносом дома.
Возвратить из бюджета г. Москвы госпошлину в размере 600 рублей в пользу Лисенко Г.А.
В остальной части иска отказать.
установила:
Лисенко Г.А, Лисенко С.Н. обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы, Префектуре Северного административного округа о признании незаконным бездействия, восстановлении нарушенных прав путем выполнения обязательств по отселению из непригодного для проживания жилья, ссылаясь на нарушение своих прав со стороны ответчиков.
Истец Лисенко Г.А. и представитель истцов по доверенности Каменкин М.В. в судебное заседание суда первой инстанции явились, исковые требования поддержали. Лисенко С.Н. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен, доверил ведение дела через представителя.
Представители ДГИ г. Москвы, Префектуры СВАО г. Москвы, Правительства Москвы в судебное заседание суда первой инстанции явились, исковые требования не признали по доводам, подробно изложенным в письменном виде.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционных жалоб просят ответчики Департамент городского имущества г. Москвы и Префектура САО г. Москвы.
Истец Лисенко С.Н, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, обеспечил явку своего представителя на основании доверенности.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия полагает, что решение суда является необоснованным, так как не соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, а потому подлежит отмене по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела по существу судом первой инстанции было установлено, что Лисенко Г.А, Лисенко С.Н. зарегистрированы и проживают по адресу:... Данная квартира является четырехкомнатной, имеет площадь 79 кв.м и принадлежит истцам на праве собственности.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы "О признании жилого дома 1/2 по ул. Правды непригодным для проживания (Северный административный округ)" от 01 октября 2002 года N 801-ПП (в ред. от 08.12.2009г.) жилой дом 1/2 по ул.... в городе... признан непригодным для проживания и подлежащим сносу; на ДЖП и ЖФ города Москвы возложена обязанность по выделению Префектуре САО города Москвы в 2010-2014г.г. необходимой площади для переселения граждан из жилого дома 1/2 по ул.... ; на Префекта САО города Москвы возложена обязанность по осуществлению в установленном порядке переселения граждан из жилого дома 1/2 по ул.... города Москвы на жилую площадь, выделенную ДЖП и ЖФ города Москвы, и обеспечению на основании градостроительного плана земельного участка, выпуск распорядительного документа Правительства Москвы об использовании земельного участка, сносе дома и строительстве жилья за счет средств бюджета города Москвы.
Указанное постановление до настоящего времени не было признано утратившим силу.
Обратившись в суд с настоящим иском, истцы исходили из того, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу:.., в котором они проживают, в 2002 году признан аварийным и непригодным для проживания, однако со стороны ответчиков никаких мер по переселению Лисенко Г.А, Лисенко С.Н. из аварийного дома на иную жилую площадь предпринято не было.
Согласно ст. 3 Закона города Москвы "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" гражданам, освобождающим жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, или которым жилые помещения (жилые дома) принадлежат на праве собственности, предоставляются благоустроенные жилые помещения соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования или в собственность в районе проживания. Район проживания - территория, ограниченная внешней границей районов города Москвы, прилегающих к району города Москвы, в котором расположен жилой дом, подлежащий освобождению. При этом эти районы города Москвы должны находиться в одном административном округе города Москвы.
В соответствии со ст. 4 Закона города Москвы "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" основанием для освобождения жилых домов является правовой акт Правительства Москвы или в случаях, установленных Правительством Москвы, правовой акт уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, принимаемый в связи с признанием в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд исходил из того, что после признания в 2002 году многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:.., непригодным для проживания и подлежащим сносу, у города Москвы в лице уполномоченных органов государственной власти города Москвы возникла обязанность по переселению граждан, проживающих в указанном многоквартирном жилом доме, в другие жилые помещения с сохранением района проживания.
При этом, отсутствие жилой площади для расселения жителей в районе по ул.... города Москвы правовым основанием для неисполнения либо для приостановления исполнения уполномоченными государственными органами города Москвы предусмотренной законом обязанности по переселению жителей многоквартирного дома, признанного непригодным для проживания, в другие жилые помещения не является.
Отсутствие жилой площади для расселения жителей аварийного дома в пределах района в связи с отсутствием нового строительства не исключает возможности предоставления данным жителям жилых помещений в пограничных району проживания районах города Москвы в пределах административного округа; неисполнение уполномоченными государственными органами города Москвы означенной обязанности по переселению жителей многоквартирного дома, признанного непригодным для проживания, в другие жилые помещения в течение 16 лет после принятия соответствующего акта Правительства Москвы, и в течение 4 лет после окончания измененного срока переселения с учетом присутствия постоянной угрозы безопасности жителей аварийного дома, требованиям принципов добросовестности, гуманности, разумности и справедливости объективно не отвечает.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Так, при вынесении решении судом не было учтено, что по данным ГБУ "МосгорБТИ" многоквартирный дом по адресу:... - шестиэтажный, 1927 года постройки, кирпичный с деревянными гаями, построен по индивидуальному проекту.
Постановлением Правительства Москвы от 01.10.2002 N 801-ПП "О признании жилого дома по ул. Правды непригодным для проживания (Северный административный округ)" дом по указанному адресу признан "непригодным для проживания и подлежащим сносу". Согласно п. 5 Постановления N 801-ПП дом подлежит сносу за счет инвестора. Первоначальной редакцией данного постановления было предусмо трено отселение дома с дальнейшей компенсацией затраченной площади инвестором, однако в 2009 году внесены изменения - отменено обязательство инвестора. При этом Постановлением N 801-ПП не установлены сроки ни снова дома, ни переселения граждан. Кон троль за исполнением Постановления N 801-ПП возложен на Префектуру САО г. Москвы.
ГУП "МосжилНИИпроект" в 2016 году разработано техническое заключение о состо янии конструкций дома N 1/2 по улице... На основании проведенного инженерного обследования установлено, что ограждения и несущие конструкции здания в целом работоспособные, перекрытия находятся в ограниченно работоспособном, а местами аварийном состоянии, в связи с чем требуется проведение ремонта в здании (л.д. 123-131).
Распоряжением префектуры САО от 09.12.2010 N 6029 "О рассмотрении проблемных вопросов создания и организации деятельности ТСЖ и управления многоквартирные домами" в отношении указанного дома определены мероприятия по отмене постановления N 801-ПП и включении дома в план капитального ремонта.
Согласно представленным в материалы дела письменным доказательствам, в отношении спорного дома дважды проводились внеочередные общие собрания собственников помещений (протоколы от 03.03.2014, от 16.05.2017), по итогам которых принято решение о том, что следует отменить Постановление N 801-ПП, дом требует капитального ремонта, в связи с чем собственникам помещений в многоквартирном доме следует принять обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт много квартирного... (л.д. 117-122).
В то же время из представленной в материалы дела переписки между Департаментом городского имущества и Департаментом капитального ремонта города Москвы следует, что включить спорный дом в программу капитального ремонта невозможно, поскольку имеется постановление N 801-ПП, вынесенное 17 лет назад о признании дома аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем в Правительстве г. Москвы с 2018 года активно обсуждается вопрос о внесении в постановление N 801-ПП изменений и признание дома N... подлежащим капитальному ремонту с сохранением существующих планировок квартир, а на Департамент капитального ремонта г. Москвы возложение обязанности по финансированию мероприятий по капитальному ремонту указанного дома (л.д. 102-103).
В соответствии п. 3.2.1 Регламента Правительства Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 N 112-ПП, подготовка проекта распорядительного документа Мэра Москвы и Правительства Москвы о внесении изменений и дополнений в ранее принятый (изданный) распорядительный документ или о его отмене (признании утратившим силу) осуществляется тем органом исполнительной власти города Москвы, который подготовил распорядительный документ, подлежащий отмене, в данном случае - префектурой САО.
Адресной инвестиционной программой города Москвы на 2018-2021 гг, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 09.10.2018 N 1233-ПП, и Государственной программой города Москвы "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 N 454-ПП, отселение дома не предусмотрено.
Кроме того, судебная коллегия обращает также внимание на то обстоятельство, что истцы проживают в доме, который был признан подлежащим сносу, с момента такого признания уже 17 лет, с иском предоставить им жилое помещение в районе проживания вместо занимаемого жилого помещения в аварийном доме обратились только в конце 2018 года. Спорный дом находится в той части Северного административного округа г. Москвы, которая непосредственно примыкает к Центральному административному округу г. Москвы - район "Беговой". Как пояснила истец Лисенко Г.А. в заседании судебной коллегии, часть жителей дома действительно была отселены, причем квартиры они получили в пределах Северного административного округа г. Москвы, в том числе в районе Бескудниково, который находится на окраине Северного административного округа г. Москвы. Однако как следует из имеющегося в материалах дела письма Лисенко С.Н. и Лисенко Г.А. на имя Префекта САО г. Москвы от 09.04.2018 г, истцы не согласны с переездом в район Бескудниково, о котором они узнали из устной беседы в Управе района Беговой, так как кадастровая стоимость жилья в этом районе в 2 раза меньше стоимости их квартиры в аварийном доме, подлежащем сносу (л.д. 19).
Учитывая приведенные выше обстоятельства, свидетельствующие о том, что в настоящее время дом по... не рассматривается органами государственной власти в г. Москве как подлежащий сносу, учитывая наличие решений собраний собственников помещений в указанном доме, в соответствии с которыми на основании технического заключения признан возможным капитальный ремонт дома, и инициирование в настоящее время вопроса о включении спорного дома в программу капитального ремонта в г. Москве, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований Лисенко Г.А. и Лисенко С.Н, в связи с чем полагает, что решение суда подлежит отмене, а по делу следует вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Лисенко Г.А. и Лисенко С.Н. к Департаменту городского имущества г. Москвы, Префектуре САО г. Москвы о признании незаконным бездействия, восстановлении нарушенных прав путем выполнения обязательств по отселению из непригодного для проживания жилья
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 01 апреля 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Лисенко Г.А. и Лисенко С.Н. к Департаменту городского имущества г. Москвы, Префектуре САО г. Москвы о признании незаконным бездействия, восстановлении нарушенных прав путем выполнения обязательств по отселению из непригодного для проживания жилья.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.