Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Мызниковой Н.В.
и судей Лобовой Л.В, Дегтеревой О.В.
при секретаре Иосебашвили Э.Х.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 26 февраля 2019, которым постановлено:
исковые требования фио к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N1 по г.Москве и Московской области о признании решения комиссии по пенсионным вопросам незаконным, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости - удовлетворить.
Признать незаконным Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N1 по г. Москве и Московской области от 30 ноября 2018 года N 2546318 об отказе в назначении пенсии по старости фио.
Признать за фио право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст.ст. 33-34 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-I "О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обязать ГУ - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N1 по г. Москве и Московской области назначить фио выплату пенсии с 18 сентября 2018 года.
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление ПФР N 1 по г.Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии со ст.ст. 33-34 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-I "О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В обосновании заявленных требований истец ссылалась на то, что решением ГУ - ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области N *** от 30.11.2018 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием права. Данный отказ пенсионного органа в назначении пенсии истец считает незаконным, поскольку все необходимые документы, подтверждающие право на назначение пенсии, были представлены; ответчиком не учтен весь период проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в г.Узловая в период с 1986 г. по 1992 г.
Истец фио в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебном заседании исковые требования истца не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого, по доводам апелляционной жалобы просит представитель ГУ-ГУ ПФР N 1 по г. Москве и МО.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области в заседание судебной коллегии не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представил.
В силу положений ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав истца фио не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
В соответствии с п. 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другими федеральными законами.
Согласно п. 8 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в п. 8 части первой ст. 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (ст. 34 Закона).
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к ст. 35 того же Закона).
Из приведенных правовых норм следует, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста предоставляется за факт проживания (независимо от продолжительности) на загрязненной территории в определенный законом период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года, непосредственно следовавший за аварией, когда проводилась эвакуация населения и основные защитные мероприятия загрязненной территории, дополнительная величина снижения пенсионного возраста зависит от продолжительности проживания в соответствующей зоне.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N 403-О, назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в 5 лет.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" до 1 февраля 1998 года, применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 года N 237-р, с 1 февраля 1998 года применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года 1582, и с 21 октября 2015 года действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года N 1074.
Согласно названным выше Перечням, населенный пункт - г. Новомосковск, Новомосковского района, Тульской области, отнесен к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 года по настоящее время.
Таким образом, для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона N 166 от 15 декабря 2001 года, необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года независимо от продолжительности такого проживания, либо проживание на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста более чем на 1 год).
Как установлено судом и следует из материалов дела, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области N **** от 30 ноября 2018 г. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия оснований для применения положений Закона от 15.05.1991 г. N 1244-1 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а именно ввиду отсутствия права, учтен период проживания истца в зоне с правом на отселение с 07 июля 1987 г. по 10 июня 1990 г, что составляет 02 года 11 месяцев 04 дня, при необходимом не менее 03 лет.
Администрацией Тульской области фио выдана справка N **** от 21 октября 1994 г, из которой следует, что в период с 26 апреля 1986 года по 29 июня 1987 года она проживала в г. Новомосковске Тульской области, расположенном на территории, отнесенной в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 18.06.1992 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Справка выдана для предъявления в пенсионные органы для решения вопроса пенсионного обеспечения при наступлении права на пенсию.
Льготной справкой ГБУ Тульской области "МФЦ" Отделение N 24 в г. Узловая N *** от 29 августа 2018 г, выданной фио подтверждается, что в период с 07 июля 1987 г. по 28 августа 1992 г. она проживала в г. Узловая Тульской области - в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Основанием выдачи справки указано: справка с места жительства, домовая книга.
Согласно справке, выданной управляющей жилищной компанией ООО "УО Комфорт" от 31 октября 2014 г, фио была зарегистрирована по месту жительства в период с 28 апреля 1983 г. по 31 июля 1985 г, с 07 июля 1987 г. по 28 августа 1992 г. в ****
С 09 сентября 1982 г. по 01 июля 1987 г. фио проходила обучение в г. Новомосковск Тульской области, в Новомосковском филиале Московского химико-технологического института, поскольку была зачислена на очное (дневное) отделение, приказ от 25 августа 1982 г. N *** 6. Данный факт подтвержден записями в дипломе НВ N 321460 и трудовой книжке ***.
С 01 августа 1985 г. по 29 июня 1987 г. истец проживала в общежитии НФ МХТИ по адресу: г. Новомосковск Тульской обл, ул. Трудовые резервы д. 31/8, где была зарегистрирована временно по действующему в то время "Положению о паспортной системе СССР" от 28.08.1974 г. N **, что подтверждается справкой из общежития НФ МХТИ от 29 августа 2018 г, копией карточки прописки, справкой Администрации Тульской области от 21 октября 1994 г. N ***
Разрешая заявленные требования, с учетом представленных доказательств, которым дана оценка по правилам ст.ст.59, 60, 67 ГПК РФ, суд первой инстанции счел доказанным факт проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом в период с 22 апреля 1986 г. по 29 июня 1987 г, с 07 июля 1987 г. по 28 августа 1992 г, что составляет более трех лет, в связи с чем пришел к выводу, что истец имеет право на досрочное назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика относительно предмета спора, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку обстоятельств по настоящему делу, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 26 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.