Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С,
судей Кочергиной Т.В, Васильевой Е.В,
при секретаре Левиной В.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 15 апреля 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Демчина Д.С. - удовлетворить.
Признать распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 02 октября 2018 года N 32696 о снятии с жилищного учета Демчина Д*С*, Демчина Сергея Петровича незаконным и отменить.
Возложить обязанность на Департамент городского имущества г. Москвы восстановить семью: Демчина Д*С*, Демчина С*П* на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки с 1994 года,
УСТАНОВИЛА:
Демчин Д.С. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании распоряжения незаконным, восстановлении на жилищном учете.
Исковые требования мотивированы тем, что семья истца из двух человек (истец Демчин Д.С, отец Демчин С.П. ) зарегистрированы и проживают по адресу: ***, где на условиях социального найма занимают комнату N 7 в двухкомнатной коммунальной квартире. С 1994 года семья истца в указанном составе состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 02 октября 2018 года N 32696 они были с жилищного учета сняты. Основанием принятия указанного распоряжения явился факт наличия у супруги Демчина С.П. - Т* 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: ***. Полагая свои права нарушенными, поскольку семья истца права пользования указанным жилым помещением не приобрела, истец просил суд признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы N 32696 от 02 октября 2018 года, обязать Департамент городского имущества города Москвы восстановить семью истца из двух человек (истец Демчин Д.С, отец Демчин С.П. ) на учёте по улучшению жилищных условий с даты постановки на учет.
Истец Демчин Д.С. в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы, третье лицо Демчин С.П. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания по делу извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, которые о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истец Демчин Д.С. в составе семьи из двух человек (он, отец Демчин С.П.) зарегистрирован по месту жительства по адресу: ***, где на условиях социального найма на основании ордера от 28 марта 1980 года N 3174 занимает комнату N 7, площадью жилого помещения 32,8 кв.м, в двухкомнатной коммунальной квартире, площадью жилого помещения 58 кв.м.
С 1994 года Демчин С.П. и Демчин Д.С. состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, учетное дело N ***.
С 2011 года Демчин С.П. состоит в зарегистрированном браке с Т*, которая в составе семьи из двух человек (она, мать Б*) зарегистрирована по месту жительства по адресу: ***, где занимает трехкомнатную квартиру, площадью жилого помещения 55 кв.м, и является собственником 1/3 доли в праве на нее, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23 января 2004 года сделана запись о регистрации.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 02 октября 2018 года N 32696 семья истца была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жилой площадью более нормы предоставления, при этом в учет принята площадь жилого помещения, расположенного по адресу: ***, 1/3 доля в праве собственности на которое принадлежит супруге Демчина С.П. - Т*.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 15 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы снимаются с жилищного учета: 1) в случае выезда на постоянное место жительства за пределы города Москвы; 2) при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений; 3) при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещениях; 4) при перечислении в установленном порядке субсидии; 5) при выявлении уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в представленных заявителем документах не соответствующих действительности сведений, которые послужили основанием для принятия заявителя на жилищный учет; 6) при выявлении уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на жилищный учет, приведших к необоснованному принятию граждан на жилищный учет; 7) при подаче в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы личного заявления о снятии с жилищного учета или в случае предоставления им жилого помещения в соответствии с настоящим Законом; 8) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
На основании ст. 14 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" право состоять на жилищном учете сохраняется за жителями города Москвы, в том числе до выявления предусмотренных статьей 15 указанного Закона оснований для снятия их с жилищного учета.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Согласно ч.1 ст. 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался вышеприведенными нормами права, оценил представленные в материалы дела доказательства и пришел к верному выводу, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
Признавая незаконным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 02 октября 2018 года N 32696, суд верно исходил из того, что Т*на улучшение жилищных условий совместно с семьей истца не претендует, истец с отцом в жилое помещение по адресу: ***, не вселялись и права пользования этим жилым помещением не приобрели, доля в праве собственности на указанную квартиру приобретена Тепловой Т.В. в порядке приватизации, совместно нажитым имуществом в период брака с Демчиным С.П. жилое помещение не является, в связи с чем оно не подлежит учету с целью исчисления площади жилых помещений, приходящихся на семью истца.
Таким образом, поскольку с уществовавших до введения в действие ЖК РФ оснований, дававших семье истца право на улучшение жилищных условий, они не утратили, их жилищные условия фактически не изменились, истец с отцом обеспечены жилым помещением общей площадью менее нормы предоставления, суд обоснованно пришел к выводу об обязании Департамента городского имущества г.Москвы восстановить семью истца из двух человек (Демчин Д.С, Демчин С.П.) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет, то есть с 1994 года.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы ответчика касаются обстоятельств, установленных судом первой инстанции, были предметом подробного изучения суда первой инстанции и направлены на оспаривание выводов суда и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 15 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.