Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего О.В. Гордеевой,
судей В.В. Лукьянченко, С.И. Коневой,
с участием переводчика Л.Д. Векуа, при секретаре Д.А. Михайлове, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу Фазли Сулайман на решение Басманного районного суда г. Москвы от 29 ноября 2018 года по делу по административному исковому заявлению Ф. Сулайман о признании незаконным решения ГУВМ МВД России от 26 июля 2018 года об отказе в удовлетворении жалобы на решение ГУ МВД России по Москве от 14 мая 2018 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, о возложении обязанности на ГУВМ МВД России по Москве принять по жалобе административного истца новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Ф. Сулайман обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свое обращение незаконностью оспариваемого решения государственного органа, поскольку для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, по его мнению, имелись гуманные основания, заключающиеся в наличии опасности для жизни и здоровья административного истца в случае возвращения в Исламскую Республику Афганистан.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 29 ноября 2018 года постановлено: в удовлетворении административного искового заявления Ф. Сулайман отказать.
В апелляционной жалобе Ф. Сулайман ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии Ф. Сулайман и его представитель по доверенности и ордеру М.В. Вараева доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ГУ МВД России по доверенности А.В. Герцен просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, вы-слушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что Ф. Сулайман, 28 августа 1990 года рождения, гражданин Исламской Республики Афганистан (далее - Афганистан), уроженец г. Кабула, Афганистан. Вероисповедание ислам, национальность пуштун, родной язык дари, свободно владеет пушту и английским языками, русским языком не владеет. Образование, со слов, высшее, в 2016 году окончил Университет "Бахтар" в г. Кабуле. Прежнее постоянное место жительства г. Кабул.
По данным АС ЦБДУИГ, на территорию Российской Федерации административный истец прибыл 8 ноября 2016 года на основании двукратной визы КАБ16703 периодом действия с 30 октября 2016 года по 23 ноября 2016 года Пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации - КПП "Домодедово", цель въезда - частная. Принимающая сторона Абдул Манан Фахим Халазай, г. Орел.
Личность административного истца удостоверена национальным паспортом N 00514613, выданным 28 октября 2015 года Центральным паспортным управлением г. Кабула, со сроком действия до 28 октября 2020 года.
Семейное положение холост. На территории Афганистана проживают отец, мать, два брата и сестра истца. В настоящее время Фазли Сулайман пребывает на территории Российской Федерации без постановки на миграционный учет по адресу: г. Москва, ул. Цимлянская, д. 16, кв. 108. Не работает, источник средств к существованию - личные сбережения.
22 декабря 2016 года Фазли Сулайман впервые обратился в УВМ ГУ МВД России по г. Москве с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации. Свое ходатайство обосновал тем, что на территории Афганистана существует угроза жизни в связи с преследованием талибами. Сообщил, что ему неоднократно поступали угрозы и предупреждения о том, что он должен оставить место своей работы и присоединиться к движению "Талибан".
Решением ГУ МВД России по г. Москве от 17 мая 2017 года административному истцу отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие "беженец" согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" (далее - Федеральный закон "О беженцах"). Указанное решение он обжаловал в ГУВМ МВД России.
Решением ГУВМ МВД России от 19.07.2017 года N 673 решение ГУ МВД России по г. Москве от 17 мая 2017 года признано правомерным и обоснованным.
Территорию Российской Федерации административный истец не покинул, выслан не был. Пребывал на территории Российской Федерации в нарушение режима пребывания иностранных граждан.
8 мая 2018 года административный истец вновь обратился в УВМ ГУ МВД России по г. Москве с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Мотивы и доводы обращения остались при этом теми же, что при обращении за статусом беженца в 2016 году.
Решением ГУ МВД России по г. Москве от 14 мая 2018 года в предоставлении временного убежища административному истцу отказано в связи с отсутствием оснований предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах".
Указанное решение административный истец обжаловал в ГУВМ МВД России.
В своей жалобе истец просил признать незаконным и отменить решение ГУ МВД России по г. Москве об отказе в предоставлении убежища на территории Российской Федерации. Сообщил, что на территории Афганистана для него существует угроза жизни по причине преследования сторонниками движения "Талибан", поскольку истец работал системным администратором в Министерстве экономического управления информационных технологий.
Решением ГУВМ МВД России от 26 июля 2018 года решение ГУ МВД России по Москве от 14 мая 2018 года об отказе в предоставлении временного убежища было признано правомерным, в удовлетворении жалобы Ф. Сулайман было отказано.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд руководствовался законностью оспариваемого решения ГУВМ МВД России, по причине отсутствия причин гуманного характера, требующих предоставления Ф. Сулайман разрешения на временное убежище на территории России.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Федеральный закон "О беженцах", устанавливая среди прочего правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1). Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).
Пунктом 1 статьи 12 Закона предусмотрено, что предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона РФ "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с п. 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9.04.2001 N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно п. 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, временное убежище, предоставляется на срок до одного года, который (срок предоставления временного убежища) может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что при вынесении оспариваемого решения ГУВМ МВД России учтено, что административный истец не отвечает критериям, определяющим понятие "беженец", а также отметил отсутствие обстоятельств, указывающих, что в случае возвращения на родину административный истец может быть подвергнут негуманному обращению.
Временное убежище не может расцениваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) и трудовую деятельность на территории Российской Федерации.
В настоящее время Ф. Сулайман имеет возможность выехать в государство своей гражданской принадлежности, чтобы затем, получив разрешение на въезд, вернуться в Российскую Федерацию и урегулировать свое правовое положение на ее территории в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что Ф. Сулайман в настоящее время находится на территории России легально, соблюдает правила миграционного учета, не имеется.
При вынесении решения, судом первой инстанции правильно приведен анализ всех обстоятельств дела связанных с просьбой административного истца, как личных, так и общественно-политических, и правомерно сделан вывод об отсутствии у того гуманных причин для предоставления временного убежища.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2010 года N 1317-О-П временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах", является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке.
По материалам международных организаций возможному преследованию могут подвергаться только высшие партийные функционеры НДПА, если они в настоящее время не пользуются защитой исламских политических партий племен или влиятельных лиц. В настоящее время в Республике Афганистан появились предпосылки, которые позволяют принимать своих возвращающихся граждан независимо от национальности, вероисповедания, пола, языка, принадлежности к определенной социальной группе и политических убеждений. В стране проведены демократические выборы Президента, принята новая Конституция, страна присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, законы Республики Афганистан направлены на соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина.
Также административный истец не относится к основным группам риска среди афганцев, которые могут быть подвержены преследованию по различным признакам, следовательно, может беспрепятственно вернуться в страну гражданской принадлежности, не столкнувшись при этом с преследованиями либо негуманным отношением по отношению к себе.
Перечисленные обстоятельства подтверждаются и правовой позицией Европейского суда по правам человека. В пункте 124 Постановления Европейского Суда по правам человека по жалобе N 55822/10 "Шакуров против России" указано, что одна лишь возможность жестокого обращения по причине нестабильной ситуации в запрашивающей стране сама по себе не вызывает нарушения прав заявителя.
ИРА является участником Конвенции ООН 1951 г. и Протокола к ней 1967 г. о статусе беженцев (сентябрь 2005 г.). Страна присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции против пыток и других, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказаний. ИРА является Исламской Республикой, его законы направлены на соблюдение основных гражданских прав и свобод человека и гражданина.
С учетом изложенного отсутствуют основания для вывода о том, что имеются основания для признания административного истца беженцем в той ситуации, когда он ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Иные гуманные причины, дающие основания для продления срока предоставления временного убежища, не названы.
Таким образом, из поданного в суд административного искового заявления, доводов апелляционной жалобы, следует, что административный истец рассматривает режим временного убежища в качестве способа для легализации своего нахождения на территории Российской Федерации.
Подобное понимание административным истцом порядка и оснований предоставления иностранному гражданину временного убежища, равно как и сама длительность срока пребывания заявителя на территории Российской Федерации с данным статусом, противоречат понятию временного убежища, определенному подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах".
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 29 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.