Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А,
при секретаре Давтян М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Шерстон" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Шерстон" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8, *9 и земельных участков с кадастровыми номерами *10, *11, *12.
В административном исковом заявлении административный истец просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений и земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО "Сенат-Оценка", по состоянию на 1 января 2018 года в размере 251 671 122 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *1, в размере 206 544 076 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *2, в размере 58 831 754 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *3, в размере 35 122 513 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *4, в размере 6 612 034 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *5, в размере 6 051 146 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *6, в размере 9 123 302 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *7, в размере 7 491 321 рубля в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *9, в размере 76 672 615 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *8, в размере 26 207 379 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *11, в размере 169 658 300 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *10, в размере 51 962 834 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *12.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8, *9.
Кадастровая стоимость помещений по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 360 072 897 рублей 27 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *1; 340 688 714 рублей 86 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *2; 77 914 441 рубля 67 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *3; 47 349 982 рублей 59 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *4; 9 427 692 рублей 77 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *5; 8 778 028 рублей 04 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *6; 13 008 403 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *7; 7 675 108 рублей 86 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *9 ; 83 466 808 рублей 81 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *8.
Также административный истец является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами *10, *11, *12, кадастровая стоимость которых по состоянию на 1 января 2018 года установлена в размере 282 082 776 рублей 50 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *10; 45 053 627 рублей 52 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *11; 84 965 828 рублей 50 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *12.
Поскольку общество является собственником нежилых помещений, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В свою очередь несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика арендной платы, поскольку её размер также исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Представителем ООО "Шерстон" по доверенности Петинова М.Р. представлено ходатайство, в котором административный истец заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества в размере рыночной, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы. Также представлено ходатайство об отказе от иска в части требований об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *8, *9. Отказ от иска принят судом, производство по делу в указанной части прекращено.
Представителем Департамента городского имущества города Москвы представлены письменные возражения относительно заявленных требований.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу принадлежат на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости (т. 1, л.д. 25-46).
В отношении названных объектов недвижимого имущества утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2018 года в размере 360 072 897 рублей 27 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *1; 340 688 714 рублей 86 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *2; 77 914 441 рубля 67 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *3; 47 349 982 рублей 59 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *4; 9 427 692 рублей 77 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *5; 8 778 028 рублей 04 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *6; 13 008 403 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *7, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости (т. 1, л.д. 50-58).
Административный истец также является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами *10, *11, *12 (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости - т. 1, л.д. 14-24). По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года составила 282 082 776 рублей 50 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *10; 45 053 627 рублей 52 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *11; 84 965 828 рублей 50 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *12, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости (т. 1, л.д. 47-49).
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных нежилых помещений уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Также административный истец в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" уплачивает арендную плату за земельные участки, расчет которой производится в процентах от их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимого имущества влияют на права и обязанности ООО "Шерстон" как плательщика налога и арендатора.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец 13 февраля 2019 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "Шерстон" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и земельных участков представило в суд отчет от 8 февраля 2019 года N *, подготовленный по заданию заявителя ООО "Сенат-Оценка", в котором по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость определена в размере 251 671 122 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *1, в размере 206 544 076 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *2, в размере 58 831 754 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *3, в размере 35 122 513 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *4, в размере 6 612 034 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *5, в размере 6 051 146 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *6, в размере 9 123 302 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *7, в размере 26 207 379 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *11, в размере 169 658 300 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *10, в размере 51 962 834 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *12.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам НП "СОЮЗ".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений и земельных участков, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 по состоянию на 1 января 2018 года по результатам судебной экспертизы составляет 279 059 322 рубля 03 копейки; нежилого помещения с кадастровым номером *2 - 166 654 237 рублей 29 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером *3 - 67 094 915 рублей 25 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером *4 - 36 161 864 рубля 41 копейка; нежилого помещения с кадастровым номером *5 - 5 608 474 рубля 58 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером *6 - 5 688 135 рублей 59 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером *7 - 7 788 135 рублей 59 копеек; земельного участка с кадастровым номером *10 - 189 406 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *11 - 37 872 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *12 - 67 529 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "Сенат-Оценка", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений и земельных участков в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ООО "Сенат-Оценка", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Суд отмечает, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний. Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений и земельных участков сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются доводы представителя Департамента городского имущества г. Москвы о том, что ООО "Шерстон" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости спорных объектов. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7 и земельных участков с кадастровыми номерами *10, *11, *12 должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении по состоянию на 1 января 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 13 февраля 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 279 059 322 рублей 03 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером *2 - в размере 166 654 237 рублей 29 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером *3 - в размере 67 094 915 рублей 25 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером *4 - в размере 36 161 864 рублей 41 копейки; нежилого помещения с кадастровым номером *5 - 5 608 474 рублей 58 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером *6 - 5 688 135 рублей 59 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером *7 - 7 788 135 рублей 59 копеек; земельного участка с кадастровым номером *10 - 189 406 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *11 - 37 872 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *12 - 67 529 000 рублей
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 13 февраля 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда
подпись
В.А. Полыга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.