Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А,
при секретаре Давтян М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "РесурсМед" о признании незаконными действий Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившихся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов,
УСТАНОВИЛ:
ООО "РесурсМед" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Комиссия), в котором просит признать незаконными действия Комиссии, выразившееся в вынесении уведомления от 28 декабря 2018 года N 51-*/2018 об отказе в принятии к рассмотрению заявления ООО "РесурсМед" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером *.
В обоснование исковых требований административный истец ссылается на то, что в период с он является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *. По состоянию на 1 января 2016 года в отношении нежилого помещения была определена кадастровая стоимость в размере 232 462 332 рублей 37 копеек.
Поскольку несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости спорного объекта его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, ООО "РесурсМед", воспользовавшись правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения, 26 декабря 2018 года обратилось с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Между тем уведомлением (далее - Уведомление) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 28 декабря 2018 года N 51-*/2018 об отказе в принятии документов на Комиссию, заявление ООО "РесурсМед" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером * возвращено подателю со ссылкой на то обстоятельство, что к заявлению не приобщены выписка из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости и выписка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, поскольку представленные заявителем выписки от 19 декабря 2018 года и от 21 декабря 2018 года филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве не выдавались.
Административный истец считает незаконными действия Комиссии по отказу в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения, выразившиеся в вынесении Уведомления от 28 декабря 2018 года N 51-*/2018, поскольку они противоречит нормам Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Представитель административного истца Алатырцева Н.Ф. в судебном заседании требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала. Пояснила, что заявителем были представлены в Комиссию все требуемые документы, заверенные надлежащим образом. Факт достоверности сведений, указанных в выписках из ЕГРН, нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве Фокина Н.С. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, указав, что представленные заявителем выписки из ЕГРН филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве не выдавались.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что ООО "РесурсМед" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 20 декабря 2017 года, от 24 декабря 2018 года (л.д. 23-29), договором купли-продажи от 20 апреля 2017 года, зарегистрированном в установленном порядке (л.д. 53-58). Факт принадлежности административному истцу спорного нежилого помещения административным ответчиком не оспаривался.
В отношении нежилого помещения установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года в размере 232 462 332 рублей 37 копеек (выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости от 19 декабря 2018 года - л.д. 21). Аналогичные сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения содержатся и в п. * приложения к постановлению Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года".
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названного нежилого помещения влияют на права и обязанности ООО "РесурсМед" как плательщика налога.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.18 этого же Закона к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
В развитие приведенных законоположений Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок), пунктом 14 которого предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.
Согласно пункту 15 Порядка, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка (копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости), или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя.
Судом установлено, что ООО "РесурсМед" 26 декабря 2018 года в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером * по основанию установления в отношении данного объекта недвижимости рыночной стоимости. Заявление зарегистрировано в Управлении Росреестра по Москве за входящим номером */2018.
Согласно перечню приложений к заявлению были приложены, в том числе: выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19 декабря 2018 года; выписка их ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости N * от 21 декабря 2018 года; нотариально заверенные копии договора купли-продажи от 20 апреля 2017 года и акта приема-передачи имущества (л.д. 18).
Между тем Уведомлением от 28 декабря 2018 года N 51-*/2018 отказано в принятии к рассмотрению заявления ООО "РесурсМед" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером *. В качестве основания для вынесения Уведомления указано на то, что отсутствует выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости и выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости * (в форме электронного документа с ЭЦП либо оригинал с печатью). По данным Управления выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19 декабря 2018 года и выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости от 21 декабря 2018 года N *, приложенные к заявлению, не выдавались филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве.
Не согласившись в названным уведомлением административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 27 марта 2019 года, в связи с чем установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок на обращение в суд заявителем не пропущен.
Проверяя обоснованность отказа в принятии документов на Комиссию, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административным истцом в полном соответствии со ст. 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и п. 13 Порядка были представлены в Комиссию выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; а также выписка из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости, в связи с чем предусмотренных ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ" и пунктом 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости оснований для отказа в принятии заявления судом не установлено.
Доводы административного ответчика о том, что названные выписки из ЕГРН филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве не выдавались, не могут быть приняты судом во внимание. Так, согласно представленному административным ответчиком письму из Управления Росреестра по Москве в адрес филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 29 декабря 2018 года в связи с возникшими сомнениями в подлинности документов Управление Росреестра по Москве просило сообщить, выдавались ли данные документы. В соответствии с ответом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 11 января 2019 года документы от 21 декабря 2018 года N * в виде выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости и от 19 декабря 2018 года в виде выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости Филиалом не подготавливались.
Таким образом, представленные административным ответчиком в обоснование своей позиции письма были составлены после вынесения оспариваемого Уведомления, в связи с чем оснований для указания в Уведомлении на момент его вынесения сведений о непредоставлении справок не имелось.
Кроме того, непредоставление указанных в Федеральном законе от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" документов выражается в том, что такие документы вообще не предоставляются в Комиссию. В настоящем случае все требуемые документы в Комиссию были представлены.
То обстоятельство, что по сведениям Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" выписки из ЕГРН от указанных дат не подготавливались, само по себе не может являться основанием для отказа в принятии документов на Комиссию, поскольку такая информация может быть следствием технической ошибки либо иных обстоятельств, а следовательно может служить лишь основанием для проведения служебной проверки, которая по указанию представителя административного ответчика и была им инициирована.
При этом факт достоверности содержащейся в выписках из ЕГРН информации подтвержден выписками из ЕГРН, полученными административным истцом позднее и представленными в материалы дела. Сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения подтверждаются и постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП. Более того, непредоставление выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости вообще не имеет правового значения для решения вопроса о принятии документов на Комиссию, поскольку заявителем были представлены в Комиссию нотариально заверенные правоустанавливающие документы в отношении нежилого помещения (договор купли-продажи и акт приема-передачи), что является достаточным в силу положений ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд признает незаконными действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившиеся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 28 декабря 2018 года N 51-*/2018 в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *.
Ввиду того, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции Комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 КАС РФ, считает необходимым возложить на Комиссию обязанность рассмотреть по существу заявление ООО "РесурсМед" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения по состоянию на 1 января 2016 года в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
По правилам ст. 111 КАС РФ с Управления Росреестра по Москве в пользу ООО "РесурсМед" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившиеся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 28 декабря 2018 года N 51-*/2018 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером *.
Устранить допущенное нарушение прав и свобод ООО "РесурсМед", обязав Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть по существу заявление ООО "РесурсМед" от 26 декабря 2018 года о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером * в срок не превышающий 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Управления Росреестра по Москве в пользу ООО "РесурсМед" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.