Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А,
при секретаре Давтян М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Нестерова Андрея Леонидовича, Погребинского Игоря Августовича, Шаффера Леонида о признании незаконными действий Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившихся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов,
УСТАНОВИЛ:
Нестеров А.Л, Погребинский И.А, Шаффер Л. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Комиссия), в котором просят признать незаконными действия Комиссии, выразившееся в вынесении уведомления от 27 декабря 2018 года N 51-*/2018 об отказе в принятии к рассмотрению заявления Нестерова А.Л, Погребинского И.А, Шаффера Л. о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8.
В обоснование исковых требований административные истцы ссылаются на то, что Нестеров А.Л. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, Погребинский И.А. - собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *3, *4, *5, *6, Шаффер Л. - собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *7, *8. По состоянию на 31 августа 2017 года в кадастровая стоимость в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *1 была определена в размере 5 744 695 рублей 86 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером *2 - в размере 6 702 145 рублей 17 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером *3 - в размере 5 489 376 рублей 04 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером *4 - в размере 5 106 396 рублей 32 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером *5 - в размере 5 361 716 рублей 14 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером *6 - в размере 4 021 287 рублей 10 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером *7 - в размере 5 106 396 рублей 32 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером *8 - в размере 4 021 287 рублей 10 копеек.
Между тем при определении кадастровой стоимости нежилых помещений были использованы недостоверные сведения, а именно: объекты были отнесены к оценочной подгруппе 7.1 - объекты офисно-делового назначения, в то время как они подлежат отнесению к оценочной подгруппе 3.1 - объекты, предназначенные для хранения индивидуального транспорта. В указанной ситуации административные истцы 26 декабря 2018 года обратились с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве, приобщив к заявлению документы, которые подтверждают недостоверность использованных при определении кадастровой стоимости сведений.
Между тем уведомлением (далее - Уведомление) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 27 декабря 2018 года N 51-*/2018 об отказе в принятии документов на Комиссию, заявление Нестерова А.Л, Погребинского И.А, Шаффера Л. о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8 возвращено подателям со ссылкой на то обстоятельство, что отсутствуют документы, подтверждающие недостоверность сведений об объектах недвижимости.
Административные истцы считают незаконными действия Комиссии по отказу в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений, выразившиеся в вынесении Уведомления от 27 декабря 2018 года N 51-*/2018, поскольку они противоречит нормам Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Представитель административных истцов Концедалов Д.С. в судебном заседании требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве Скиперский А.С. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что Нестеров А.Л. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, Погребинский И.А. - собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *3, *4, *5, *6, Шаффер Л. - собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *7, *8, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости (л.д. 56-79). По состоянию на 31 августа 2017 года кадастровая стоимость в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *1 была определена в размере 5 744 695 рублей 86 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером *2 - в размере 6 702 145 рублей 17 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером *3 - в размере 5 489 376 рублей 04 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером *4 - в размере 5 106 396 рублей 32 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером *5 - в размере 5 361 716 рублей 14 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером *6 - в размере 4 021 287 рублей 10 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером *7 - в размере 5 106 396 рублей 32 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером *8 - в размере 4 021 287 рублей 10 копеек (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости - л.д. 48-55).
В соответствии с положениями ст. ст. 399, 400, 401 НК РФ физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе помещения, строения, сооружения, здания), являются плательщиками налога на имущество физических лиц.
Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если субъектом Российской Федерации принято соответствующее решение.
Законом города Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" на территории города Москвы установлены ставки налога на имущество физических лиц в отношении недвижимого имущества, которые определяются исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений влияют на права и обязанности Нестерова А.Л, Погребинского И.А, Шаффера Л. как налогоплательщиков.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" р езультаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, среди прочего, является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
В развитие приведенных законоположений Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок), пунктом 14 которого предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.
Согласно пункту 15 Порядка, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка (копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений), или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя.
Судом установлено, что Нестеров А.Л, Погребинский И.А, Шаффер Л. 26 декабря 2018 года в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", обратились в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8 по основанию недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости (л.д. 8-11). В заявлении административными истцами указано, что недостоверность использованных при определении кадастровой стоимости нежилых помещений сведений подтверждается приложением "4.7.1 подгруппы Модельная стоимость ОН2" к отчету N 69/16 об определении кадастровой стоимости объектов капитального строительства и помещений города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года (подготовлен ООО "Ко-Инвест"), согласно которому исходный объект недвижимости, из которого были образованы принадлежащие Нестерову А.Л, Погребинскому И.А, Шафферу Л. помещения, был отнесен к оценочной подгруппе 7.1, в то время как в соответствии с функциональным назначением спорных объектов недвижимости - машиноместа - они должны быть отнесены к оценочной подгруппе 3.1.
Согласно перечню приложений к заявлению были в том числе приложены: полный перечень спорных машиномест; в качестве документов, подтверждающих недостоверность сведений - свидетельство о регистрации права собственности на исходный объект; экспликация БТИ с поэтажным планом в подтверждение факта того, что спорные объекты являются машиноместами; выдержка из приложения к отчету N 69/16; протокол собрания собственников нежилых помещений, подтверждающий прекращение права собственности на исходный объект и образование спорных машиномест как самостоятельных объектов недвижимости.
Между тем Уведомлением от 27 декабря 2018 года N 51-*/2018 отказано в принятии к рассмотрению заявления Нестерова А.Л, Погребинского И.А, Шаффера Л. о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8. В качестве основания для вынесения Уведомления указано на то, что отсутствуют документы, подтверждающие недостоверность сведений об объектах недвижимости.
Не согласившись в названным уведомлением административные истцы обратились в суд с настоящим административным иском 25 апреля 2019 года.
В силу ч. 1 ст. 219 главы 22 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частями 5, 8 ст. 219 КАС РФ также предусмотрено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, среди прочего, выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Оценивая причины пропуска срока на обращение в суд, суд исходит из следующего. Как следует из материалов дела, оспариваемое уведомление Комиссии, направленное посредством почтовой связи, было получено представителем административных истцов 25 января 2019 года (л.д. 14-16). Сведений о иной дате вручения Уведомления административным истцам административным ответчиком не представлено. Таким образом, о нарушении своих прав заявители узнали только 25 января 2019 года, а срок на обращение в суд ими не пропущен.
Проверяя обоснованность отказа в принятии документов на Комиссию, суд приходит к следующему.
Как следует из нормативных положений ст. 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в них не закреплен конкретный перечень документов, которые необходимо предоставлять в подтверждение доводов о недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости. Такими документами могут быть любые документы, подтверждающие, по мнению заинтересованного лица, неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (например данные о местоположении объекта оценки, его целевом назначении и т.д.).
Как установлено судом, заявителем в полном соответствии со ст. 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и п. 13 Порядка были представлены в Комиссию все документы, указанные в качестве приложения к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, на которые он ссылался в обоснование своей позиции. Эти же документы поименованы в качестве возвращаемых административным истцам в оспариваемом Уведомлении.
Доводы административного ответчика о том, что представленные документы не подтверждают наличие ошибок либо неправильных сведений об объектах недвижимости, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку сводятся к оценке представленных в Комиссию документов по существу.
Однако решение вопроса о том, подтверждают ли приобщенные к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости документы обоснованность доводов заявителей в полномочия секретаря Комиссии не входит. Секретарь Комиссии вправе проверять лишь соответствие прилагаемых к заявлению документов установленному перечню, а также проверять соблюдение сроков обращения в Комиссию. Выводы об отсутствии оснований для пересмотра кадастровой стоимости, могли быть сделаны лишь по итогам заседания Комиссии, которая должна была рассмотреть заявление по существу.
Учитывая, что заявителями были представлены в Комиссию все требуемые Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ" документы, а предусмотренных ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ" и пунктом 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости оснований для отказа в принятии заявления судом не установлено, суд признает незаконными действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившиеся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 27 декабря 2018 года N 51-*/2018 в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8.
Ввиду того, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции Комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 КАС РФ, считает необходимым возложить на Комиссию обязанность рассмотреть по существу заявление Нестерова А.Л, Погребинского И.А, Шаффера Л. о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившиеся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 27 декабря 2018 года N 51-*/2018 в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8.
Устранить допущенное нарушение прав и свобод Нестерова Андрея Леонидовича, Погребинского Игоря Августовича, Шаффера Леонида, обязав Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть по существу заявление Нестерова Андрея Леонидовича, Погребинского Игоря Августовича, Шаффера Леонида от 26 декабря 2018 года о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8 в срок не превышающий 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.