Московский городской суд в составесудьи Дорохиной Е.М.,при секретаре Сидорове В.Н., с участием прокурора Слободина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4176/2019 по административному иску Мусатова О.К. о признании недействительным итогового протокола проверки подписных листов,
УСТАНОВИЛ:
Мусатов О.К. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействительным итогового протокола от 14.07.2019 г. проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения Мусатова О.К. кандидатом в депутаты Московской городской думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 30, указывая на отсутствие оснований для признания недействительными *** из общего числа подписей.
В судебном заседании обсуждалось ходатайство прокурора о прекращении производства по делу.
Представитель административного истца - действующий на основании доверенности Салкин М.И. - в суд явился, против прекращения производства возражал, представил и поддержал письменные объяснения по данному вопросу.
Представители Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 30 - Председатель Комиссии Алпатов В.В. и действующий на основании доверенности Голышев И.В. - в суд явились, просили производство по делу прекратить.
Выслушав явившихся лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных этим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 вышеназванного Кодекса, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства.
Согласно части 4 статьи 36 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. В соответствии с частью 11 той же статьи, по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с частью 6 статьи 87 настоящего Кодекса и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
В силу положений части 6 статьи 87 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 86 настоящего Кодекса, по заявлению зарегистрировавшей кандидата, муниципальный список кандидатов избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, муниципальный список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 20 - 22 статьи 37 настоящего Кодекса, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Кодексом.
В обоснование заявленного требования истец ссылался на отсутствие оснований для признания недействительными части подписей в подписных листах, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения Мусатова О.К. кандидатом в депутаты Московской городской думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 30, тем самым, фактически его требование сводится к проверке подписных листов, тогда как повторная проверка подписных листов может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с частью 6 статьи 87 Избирательный кодекс города Москвы, то есть в ином порядке, а именно, при рассмотрении дела об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата.
Одновременно судом учитывается, что оспариваемый административным истцом протокол не может быть отнесен к числу тех действий и решений избирательной комиссии, которые могут быть оспорены в суде, как не являющийся волеизъявлением избирательной комиссии и не отвечающий признакам, приведенным в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно названным разъяснениям, к решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально, а к действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий.
Поскольку итоговый протокол проверки подписей, составленный рабочей группой избирательной комиссии, не является решением избирательной комиссии не может быть отнесен к числу тех действий, который могут быть оспорены в судебном порядке, производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 195 и 198 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по делу по административному иску Мусатова О.К. о признании недействительным итогового протокола от 14.07.2019 г. проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения Мусатова О.К.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение5 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Е.М.Дорохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.