Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Кочуровой Е.Н. и представителя Ситниковой А.Л. по доверенности Демченко Е.В., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 18.06.2019 г., на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 04.12.2018г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08.02.2019 г. по гражданскому делу по иску Кочуровой Е.Н., Ситниковой А.Л., действующей также в интересах своих дочери * к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным уведомления об отказе в приёме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отмене уведомления и обязании рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
Кочурова Е.Н, Ситникова А.Л, действующая также в интересах своей дочери *, обратились в суд с исковым заявлением к ДГИ г. Москвы о признании незаконным уведомления заместителя начальника Управления ведения жилищного учета ДГИ г. Москвы об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги от 14.08.2018 года N * и отмене указанного уведомления; обязании заместителя начальника Управления ведения жилищного учета ДГИ г. Москвы рассмотреть заявление peг. N * от 31.07.2018 года о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и выдать Кочуровой Е.Н. решение по итогам рассмотрения заявления.
Требования мотивированы тем, что в квартире по адресу: * зарегистрированы и проживают следующие лица: Кочурова Е.Н, Ситникова А.Л, *.
Указанные лица проживают в г. Москве больше 10 лет (за исключением несовершеннолетней *), что подтверждается единым жилищным документом.
Нанимателем квартиры является *, что подтверждается финансовым лицевым счетом N * в квартире, а также единым жилищным документом.
*, * года рождения, является ребенком инвалидом, имеет право на жилищные льготы по состоянию здоровья, которые подтверждаются справками городской больницы г. Московский по формам Департамента здравоохранения города Москвы.
27.11.2017 года истцы и все зарегистрированные в квартире лица обратились с заявлением и предоставили необходимый комплект документов (за два года, предшествующих подаче, т.е. 2015-2016 года, по пункту 2.5.1.1.17. Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", приложение 6 к постановлению Правительства Москвы от 10.09.2014 года N 521-1111) в ДГИ г. Москвы о постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении. Заявление было подписано всеми зарегистрированными лицами, предъявлены оригиналы их паспортов.
12.12.2017 года ответчиком было изготовлено уведомление об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги по причине отсутствия некоторых документов.
31.07.2018 года истцы и третьи лица с новым пакетом документов (за два года, предшествующих подаче, т.е. 2016-2017 года, по пункту 2.5.1.1.17. Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", приложение 6 к постановлению правительств Москвы от 10.09.2014 года N 521-1111) обратились к ответчику с заявлением о предоставлении вышеуказанной государственной услуги, однако 14.08.2018 года ответчик снова составил уведомление об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, по причине отсутствия следующих документов: копия паспорта *, документов, подтверждающих сведения о доходах, имуществе * за 2016-2017 года, документов, подтверждающих сведения о регистрации * по месту жительства, а также сведений о его жилищной обеспеченности в случае регистрации по прежнему месту жительства вне Москвы; справок о наличии или отсутствии у * жилых помещений, право собственности, на которые зарегистрировано по прежнему месту жительства в Молдове; справок о наличии или отсутствии у *, Кочуровой Е.Н, *, Ситниковой А.Л, * жилых помещений, право собственности на которые зарегистрировано в период с 1991 года по 1998 года по прежнему месту жительства вне Москвы.
Получить документы * у истцов и третьих лиц возможность отсутствует, по причине того, что * с истцами не проживает, его место нахождения не известно. В связи с чем, истцы полагают, что истребование документов на *, который фактически не является членом семьи истцов и третьих лиц, не претендует на постановку на жилищный учет вместе с истцами, незаконно.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 04.12.2018г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08.02.2019 г. решение Пресненского районного суда г. Москвы от 04.12.2018г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявители ставят вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
В силу ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Порядок и условия признания граждан малоимущими в целях, установленных ЖК РФ, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) установлены Законом города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (далее - Закон N 29).
В соответствии с ч. 4 ст. 11 Закона N 29, с заявлением о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма, должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы" прием документов жителей города Москвы в целях признания из малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях осуществляют Центры по предоставлению государственных услуг города Москвы "Мои документы".
Перечень документов, самостоятельно представляемых гражданами, установлен пунктом 2.5.1.1 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014 N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений".
Решение о постановке на жилищный учет принимается по результатам проверки уровня жилищной и имущественной обеспеченности на основании представленных заявителем и запрошенных документов.
С 28.09.2008 порядок учета в целях реализации Закона N 29 определен постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008 N 815-ПП.
Согласно п. 4.1. данного Порядка определено, что ведение учета по всем категориям, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляется путем формирования списков граждан, состоящих на учете, а также учетных дел граждан, включенных в указанные списки.
Согласно п. 4.4. Порядка учета граждан в целях реализации городских жилищных программ, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 09.09.2008 года N 815-ПП, критерием, определяющим единицу учета, является адрес жилого помещения (комнаты в коммунальной квартире, квартиры или индивидуального жилого дома). На каждую единицу учета формируется одно учетное дело. Разделение учетных дел не производится.
В соответствии с Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище. Департамент на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения о постановке граждан на жилищный учет.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08.08.2017 N 519-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы" (Далее - Регламент).
Судами нижестоящих инстанций установлено, что Кочурова Е.Н, Ситникова А.Л. в составе семьи из 10 человек (истцы, *) зарегистрированы и проживают в отдельной трехкомнатной квартире по адресу: *, общей площадью * кв. м, жилой площадью * кв. м, на основании договора социального найма жилого помещения N * от 27.03.2012 г.
27.11.2017 года истцы и все зарегистрированные в квартире лица обратились с заявлением к ответчику о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
12.12.2017 года ответчиком было изготовлено уведомление об отказе в приеме документов, поскольку в соответствии с п. 2.8.1.3. Регламента заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных п. 2.5.1.1. Регламента, подлежащих обязательному предоставлению заявителем.
31.07.2018 года истцы и третьи лица повторно с новым пакетом документов обратились к ответчику с заявлением о предоставлении вышеуказанной государственной услуги.
14.08.2018 года ответчиком было изготовлено уведомление об отказе в приеме документов, поскольку в соответствии с п. 2.8.1.3. Регламента заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных п. 2.5.1.1. Регламента, подлежащих обязательному предоставлению заявителем, а именно заявителем не было представлено: копии паспорта *, документов, подтверждающих сведения о доходах, имуществе * за 2016- 2017 года, документов, подтверждающих сведения о регистрации * по месту жительства, а также сведения о его жилищной обеспеченности в случае регистрации по прежнему месту жительства вне Москвы; справки о наличии или отсутствии у * жилых помещений, право собственности на которые зарегистрировано по прежнему месту жительства в Молдове; справки о наличии или отсутствии у *, Кочуровой Е.Н, *, Ситниковой А.Л, * жилых помещений, право собственности на которые зарегистрировано в период с 1991 года по 1998 года по прежнему месту жительства вне Москвы.
На основании п. 3.3.3.4 Регламента, в случае непредоставления всех необходимых документов, в рассмотрении заявления отказывается.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь вышеуказанными нормами, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд обосновано пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку отсутствие необходимых документов, а именно: копии паспорта *, документов, подтверждающих сведения о доходах, имуществе * за 2016-2017 года, документов, подтверждающих сведения о регистрации * по месту жительства, а также сведений о его жилищной обеспеченности в случае регистрации по прежнему месту жительства вне Москвы; справки о наличии или отсутствии у * жилых помещений, право собственности на которые зарегистрировано по прежнему месту жительства в Молдове; справки о наличии или отсутствии у *, Кочуровой Е.Н, *, Ситниковой А.Л, * жилых помещений, право собственности на которые зарегистрировано в период с 1991 года по 1998 года по прежнему месту жительства вне Москвы, не позволило установить наличие оснований для признания (отказа в признании) граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ и принять соответствующее решение, оформляемое распоряжением ДГИ г. Москвы. При отказе в принятии заявления Кочуровой Е.Н. ответчик действовал в пределах своих полномочий и в соответствии с вышеназванным Регламентом.
Судом также был принят во внимание тот факт, что * является отцом *, * года рождения, который также был включен в заявление о предоставлении государственной услуги по постановке на жилищный учет. Кроме того, * состоит в браке с *, которая также претендует на поставку на жилищный учет, брак не расторгнут.
Истцы не лишены возможности повторно обратиться с указанным заявлением, поскольку истцам не отказано в признании нуждающимися, а лишь возвращены документы в связи с нарушением процедуры их оформления.
Довод заявителей о том, что истцы полагают поданные документы достаточными, не основан на законе, на основании вышеприведенных норм.
Доводы заявителей не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судов нижестоящих инстанций или опровергали выводы судебных актов, основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права, в связи с чем не могут послужить основанием к отмене состоявшихся судебных актов.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах и иное толкование норм материального права, и не могут служить предусмотренными ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Оснований для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Кочуровой Е.Н. и представителя Ситниковой А.Л. по доверенности Демченко Е.В. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 04.12.2018г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08.02.2019 г. по гражданскому делу по иску Кочуровой Е.Н, Ситниковой А.Л, действующей также в интересах своих дочери * к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным уведомления об отказе в приёме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отмене уведомления и обязании рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.