Судья Московского городского суда Павлов А.В., с участием прокурора Левенко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Общероссийской общественной организации "Российский союз спасателей" Дронова В.В. на постановление судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2019 года, которым постановлено:
"Признать Общероссийскую общественную организацию "Российский союз спасателей" (РОССОЮЗСПАС) виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей",
УСТАНОВИЛ:
22 февраля 2019 года Заместителем Тушинского межрайонного прокурора г. Москвы юриста 1 класса Путниным Я.С. в отношении Общероссийской общественной организации "Российский союз спасателей" (РОССОЮЗСПАС) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, дело передано для рассмотрения в Тушинский районный суд Москвы, судьей которого постановлено указанное выше постановление.
Не согласившись с вынесенным постановлением судьи защитником ООО "Российский союз спасателей" Дроновым В.В. подана жалоба в Московский городской суд, в которой ставится вопрос об его отмене, в обоснование доводов указывая на существенные нарушения процессуальных норм, установленных ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ: не были выявлены причины, способствовавшие совершению административного правонарушения, имеющие значение для дела; не установлена вина заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, выслушав защитника Дронова В.В, поддержавшего доводы жалобы, прокурора Левенко С.В, согласившуюся с постановлением судьи районного суда, обсудив доводы жалобы, не усматриваю оснований для отмены или изменения указанного постановления судьи.
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных Федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
В силу ч.1 ст. 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно ч. 1 ст. 22 указанного Закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций, в том числе вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
На основании ч. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В Правилах предоставления субсидий из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.2014 N 1332, установлены порядок, цели и условия предоставления субсидий из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - Правила).
Согласно пунктам 2, 3 Правил субсидии предоставляются по результатам конкурса, проведенного в порядке, установленном Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на финансовое обеспечение и (или) возмещение расходов, связанных с реализацией следующих мероприятий:
а) участие в подготовке и обучении населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
б) оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, пожаров и несчастных случаев на водных объектах;
в) участие в профилактике и (или) тушении пожаров;
г) участие в проведении аварийно-спасательных работ;
д) проведение конференций и семинаров по проблемам безопасности жизнедеятельности.
Конкурсный отбор некоммерческих организаций осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В случае установления фактов нецелевого использования субсидий и нарушения условий предоставления субсидий соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением условий предоставления субсидий и их целевым использованием осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пункты 11, 12 Порядка).
Из материалов дела следует и достоверно установлено судьей районного суда, что Тушинской межрайонной прокуратурой г. Москвы была проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства в отношении РОССОЮЗСПАС, расположенного по адресу: ***.
Проведенной проверкой установлено, что между МЧС России и РОССОЮЗСПАС заключено соглашение от 02 июня 2017 года о предоставлении из федерального бюджета 0 руб. на финансовое обеспечение и возмещение расходов, предусмотренных программой "РОССОЮЗСПАС на защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожаров и происшествий на водных объектах".
По фактам выявленных нарушений, выразившихся в нецелевом расходовании бюджетных средств, Тушинской межрайонной прокуратурой г. Москвы председателю Высшего Совета РОССОЮЗСПАС 28 ноября 2018 года внесено представление N **** об устранении допущенных нарушений закона, которое получено РОССОЮЗСПАС 10 декабря 2018 года. В представлении было указано на необходимость его рассмотрения с участием представителя прокуратуры, а также о рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, принятии мер по устранению допущенных нарушений, информировании в письменном виде о результатах рассмотрения представления в установленный законом месячный срок.
Согласно ответу РОССОЮЗСПАС от 15 января 2019 года, представленному в Тушинскую межрайонную прокуратуру, представление рассмотрено без участия представителя Тушинской межрайонного прокуратуры г. Москвы на 36 календарный день после поступления представления в РОССОЮЗСПАС.
Факт административного правонарушения и вина РОССОЮЗСПАС в его совершении подтверждаются исследованными судом материалами дела, в совокупности с иными собранными по делу доказательствами, а именно: информационным письмом заместителя председателя Счетной палаты Российской Федерации Ч.В.Е, адресованным Генеральному прокурору Российской Федерации Ч.Ю.Я, об отсутствии у РОССОЮЗСПАС документов, подтверждающих целевое расходование субсидии, на общую сумму 0 руб, предоставленной из федерального бюджета на основании соглашения от 02 июня 2017 года N ***; постановлением заместителя Тушинского межрайонного прокурора г..Москвы юриста 1 класса П.Я.С. о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 февраля 2019 года; решением о проведении проверки от 19 ноября 2018 года N ****, согласно которому Тушинский межрайонный прокурор г..Москвы старший советник юстиции К.Е.А. решилпровести проверку соблюдения требований бюджетного законодательства Общероссийской общественной организацией "Российский союз спасателей"; Уставом РОССОЮЗСПАС; соглашением от 02 июня 2017 года N ***о предоставлении из федерального бюджета субсидии на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; отчетом о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций; счетом на оплату от 10 октября 2017 года N ; договором на выполнение работ от 06 октября 2017 года; актом на выполненные работы от 12 октября 2017 года; платежным поручением от 14 августа 2017 года на сумму 0 руб, затраченных на приобретение 10 гидроскутеров; представлением заместителя Тушинского межрайонного прокурора г..Москвы П.М.Ю. от 28 ноября 2018 года N ****; Учетной политикой для целей бухгалтерского учета,
утвержденной приказом исполнительного комитета РОССОЮЗСПАС от 27 декабря 2014 года N; планом счетов бухгалтерского учета; ответом председателя исполнительного комитета РОССОЮЗСПАС Д.В.В. от 15 января 2019 года N ** и иными объективными письменными документами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о виновности РОССОЮЗСПАС в совершении административного правонарушения, предусмотренного 17.7 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы о недоказанности вины РОССОЮЗСПАС в совершении административного правонарушения, данный факт подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины ( статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению ( часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у РОССОЮЗСПАС имелась возможность для соблюдения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных Федеральным законом "О прокуратуре РФ", за нарушение которых ст. 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, действия РОССОЮЗСПАС квалифицированы судьей по ст. 17.7 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что при рассмотрении дела суд первой инстанции не выполнил требования закона об объективном, полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела и нарушил принцип презумпции невиновности, несостоятельны.
Изучение представленных материалов свидетельствует, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все доказательства по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенного постановления.
В связи с этим, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления судьи Тушинского районного суда Москвы не имеется.
Административное наказание назначено РОССОЮЗСПАС в пределах санкции ст.17.7 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, назначенное наказание является справедливым. Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Постановление судьи мотивированно, отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену или изменение постановления, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении Общероссийской общественной организации "Российский союз спасателей" оставить без изменения, жалобу защитника Общероссийской общественной организации "Российский союз спасателей" Дронова В.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.