Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Маркелова Ф.В. в интересах ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО N **** от 29 мая 2018 года, решение судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 22 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении Федерального
бюджетного учреждения здравоохранения "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО N **** от 29 мая 2018 года, ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, защитник Маркелов Ф.В. в интересах ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" подал на него жалобу в Троицкий районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 22 августа 2018 года оспариваемое постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Маркелов Ф.В. в интересах ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" просит об отмене постановленных актов, ссылаясь на то, что в действиях Учреждения отсутствует событие и состав административного правонарушения, должностным лицом в оспариваемом постановлении не указаны конкретные объекты при эксплуатации которых ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" допущено не соблюдение экологических требований. Кроме того, при вынесения постановления не были учтены ст. 2.9 и 4.2 КоАП РФ.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель юридического лица - директор ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" Плотников А.О. и защитник Маркелов Ф.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, на основании ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие законного представителя и защитника.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда не нахожу ввиду следующего.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в ходе проверки ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" с 05 марта 2018 года по 03 апреля 2018 года по адресу: **** при изучении и анализа представленной документации установлено, что руководитель ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" Плотников А.О, ответственный за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в нарушение ч. 1 ст. 73 ФЗ "Об окружающей среде" не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Действия ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ.
Факт совершения ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" указанного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе: приказом о проведении плановой выездной проверки от 22 февраля 2018 года; приказом от 19 марта 2018 года о внесении изменений в указанный приказ; актом проверки от 06 апреля 2018 года; протоколом об административном правонарушении от 16 мая 2018 года, в котором подробно приведено существо правонарушения, указаны нормы закона, нарушение которых вменяется юридическому лицу, перечислены доказательства, подтверждающие событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, все сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ протокол содержит, а также иными доказательствами по делу.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ.
Постановление N **** от 29 мая 2018 года, которым ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Действия ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" по ст. 8.1 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Так, из материалов дела следует, что ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" получена лицензия на пользование недрами МСК 00732 ВЭ от 05 декабря 2005 г, сроком действия до 01 декабря 2025 года с целевым назначением и видами работ: недропользователю предоставляется право на добычу подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" и населения с. Вороново. ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" как недропользователь владеет 5 скважинами, расположенными на 4 -х площадках.
Описание технических параметров 5 скважин, эксплуатируемых ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ", отражено в акте проверки N **** который представлен в материалы дела и является приложением к протоколу об административном правонарушении.
Таким образом, ссылка на то, что должностным лицом в оспариваемом постановлении не указаны конкретные объекты при эксплуатации которых ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" допущено не соблюдение экологических требований, настоятельна.
В ходе проверки ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" было установлено нарушение юридическим лицом требований ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", что свидетельствует о совершении административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений.
Довод жалобы на прохождение соответствующего обучения Архиповым А.А, являющимся заместителем директора, не может повлиять на квалификацию действий ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" по ст. 8.1 КоАП РФ и явиться основанием к освобождению Учреждения от административной ответственности. Основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей ст. 8.1 КоАП РФ, послужили конкретные выявленные в ходе проведения проверки нарушения, отсутствие подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности именно непосредственного руководителя ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" Плотникова А.О, в связи с чем подготовка иных лиц не влияет на квалификацию действий лица, привлечённого к ответственности.
В ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, организация и развитие системы экологического образования.
В соответствии с п. 1 ст. 73 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно п. 2 данной статьи подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Необходимость данной подготовки связана, в частности, с возложенной на данных субъектов обязанностью по осуществлению производственного экологического контроля.
Исходя из смысла ст. 73 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требование о наличии у руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, является безальтернативным условием и распространяется как на руководителей организации так и на ее соответствующих специалистов, не подменяя указанных лиц друг другом.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом N 2586-л от 30 октября 2017 года руководителем ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" назначен Плотников А.О, который не имел подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, что является нарушением ч. 1 ст. 73 ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В данном случае как было установлено должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении, ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" является недропользователем, Учреждением получена лицензия на пользование недрами МСК **** ВЭ от 05 декабря 2005 г, сроком действия до 01 декабря 2025 года с целевым назначением и видами работ: недропользователю предоставляется право на добычу подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" и населения с. Вороново, в связи с чем, руководитель Учреждения, а также его специалисты, ответственные за принятие решений, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду обязаны пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
При этом под руководителем организации понимают лицо, которое без доверенности действует от имени организации, представляет ее интересы, распоряжается имуществом, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в кредитных организациях расчетный и другие счета, является распорядителем кредитов, утверждает штаты, издает локальные акты управления (приказы, указания и др.), обязательные для всех работников.
В связи с этим, а также с учетом приведенных выше положений нормативно-правовых актов директор ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ " Плотников А.О. как руководитель организации, деятельность которой оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду обязан был пройти подготовку руководителя организации по программе в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, вне зависимости от наличия у работающих в Обществе специалистов, ответственных за соблюдение экологических мер безопасности, такой подготовки.
Вместе с тем указанное обязательное требование ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ " не было соблюдено.
При таких обстоятельства должностное лицо и судья районного суда пришли к верному выводу о наличии в действиях ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ " состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, поскольку его руководителем были ненадлежащим образом исполнены служебные обязанности по соблюдению экологических требований при осуществлении эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
В связи с вышеизложенным довод об отсутствии в действиях ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" события и с остава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ является ошибочным, поскольку не основан на законе и фактических обстоятельствах дела об административном правонарушении.
При рассмотрении настоящего дела судьёй первой инстанции исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обосновано приняты и положены в основу вынесенного решения, что нашло свое отражение в тексте решения суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10, ст. 30.7 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
По существу доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по убедительны мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет никаких оснований не согласиться. Несогласие с оценкой доказательств и заявленных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Каких-либо юридически значимых доводов, опровергающих выводы о виновности ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" в совершении правонарушения, в жалобе не приведено, они направлены на переоценку доказательств, основания для которой отсутствуют.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с положениями ст. 2.9 КоАП РФ и разъяснениями, содержащимися в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из изложенного, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, и может иметь место только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" к исполнению своих обязанностей, возложенных на него законодательством, в связи с чем утверждения заявителя о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным и прекращении производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, подлежат отклонению как несостоятельные.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
При назначении ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" наказания должностное лицо обоснованно учло фактические обстоятельства дела, данные о юридическом лице, а также характер совершенного им административного правонарушения.
А дминистративное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" материалы дела не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО N **** от 29 мая 2018 года, решение судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 22 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении Федерального бюджетного учреждения здравоохранения Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития РФ" оставить без изменения, жалобу защитника Маркелова Ф.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.