Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Долонове Ц.-Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО "Имидж" на решение судьи Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 21 июня 2019 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Имидж",
установил:
постановлением N Т-167 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории от 28 мая 2019 года ООО "Имидж" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 руб.
Решением судьи Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 21 июня 2019 года постановление по делу об административном правонарушении изменено в части назначенного административного наказания путем снижения размера административного штрафа до 100000 руб.
Не согласившись с решением судьи городского суда, представитель ООО "Имидж" Берестенникова Т.И. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ООО "Имидж" Берестенникова Т.И. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней снованиям.
Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории Алексеева А.Н. доводам жалобы возражала.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пунктами 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Байкальского управления Росприроднадзора от 13 марта 2019 года в отношении ООО "Имидж" проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование акватории и центральной экологической зоны озера Байкал в г.Северобайкальск.
В ходе осмотра установлено, что на территории г.Северобайкальск проводятся работы по очистке территории и вывозу строительного мусора с участков, где осуществлялись работы по сносу ветхих и аварийных домов.
Исполнителем указанных работ является ООО "Имидж" в рамках муниципального контракта от 19 ноября 2018 года, которым предусмотрено, что общество осуществляет уборку мусора - группирование мусора в кучи бульдозерами для последующей погрузки экскаваторами и вывозки.
Проверкой установлено, что ООО "Имидж" вывезло и разместило строительный мусор, образованный в результате демонтажа на территории г.Северобайкальск ветхих и аварийных домов, на земельном участке, в квартале.., в 450 метрах, в северо-восточном направлении от автомобильной дороги "... ", что входит в границы Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Имидж" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
Между тем согласно частям 1 - 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 11 Закона об отходах на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, возлагаются определенные обязанности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона об отходах обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя ООО "Имидж", при заключении муниципального контракта с Администрацией г.Северобайкальск ООО "Имидж" приняло на себя обязательства лишь по уборке строительного мусора и вывозу его с участков, где осуществлялись работы по сносу ветхих и аварийных домов, за пределы г.Северобайкальска на расстоянии 5 км.
Таким образом, ООО "Имидж" не является лицом, в процессе деятельности которого образовались отходы производства и потребления; в спорных отношениях общество не осуществляло деятельность, связанную с обращением с отходами, оно лишь являлось исполнителем муниципальной услуги и приняло на себя договорную обязанность на платной основе.
При этом место, куда должен был быть перевезен строительный мусор, было определено самим заказчиком работ - Администрацией г.Улан-Удэ.
Ни условиями муниципального контракта, ни положениями аукционной документации до его заключения, обязанность ООО "Имидж" по приемке именно отходов, по их размещению, утилизации не устанавливалась; финансовое сопровождение данных мероприятий не осуществлялось. Общество не приобретало право собственности на такие отходы, не размещало их в том смысле, который придается данной деятельности Законом об отходах и статьей 51 Закона об охране окружающей среды.
Отсутствие возложенных на ООО "Имидж" законом и муниципальным контрактом обязанностей по выполнению требований в сфере обращения с отходами имеет юридическое значение для правильной квалификации действий ООО "Имидж".
Установление одного лишь факта вывоза ООО "Имидж" строительного мусора на земельный участок в квартале 03:23:010604 по заданию заказчика не является достаточным для привлечения ООО "Имидж" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
Следовательно, вина ООО "Имидж" в совершении административного правонарушения не установлена, в связи с чем обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи городского суда подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
постановление N Т-167 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории от 28 мая 2019 года и решение судьи Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 21 июня 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Имидж" отменить.
Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Назимова П.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.