Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Холонгуевой О.Р.,
судей коллегии Чупошева Е.Н, Кушнаревой И.К,
при секретаре Петровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корякина Алексея Владимировича к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании права на получение мер социальной поддержки
по апелляционной жалобе представителя третьего лица - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Поповой Оксаны Владимировны на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 17 апреля 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Корякина Алексея Владимировича удовлетворить.
Признать за Корякиным Алексеем Владимировичем,... года рождения, как ветерана боевых действий, право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть с 27 мая 2003 года.
Заслушав доклад судьи Холонгуевой О.Р, выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
обращаясь с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, Корякин А.В. просил признать за ним как за ветераном боевых действий право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 27.05.2003г.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является ветераном боевых действий, с 3.11.1999г. по 21.03.2000г. проходил срочную службу на территории Республики Чечня в период проведения боевых действий.
В 2006г. получил удостоверение ветерана боевых действий, которое было выдано взамен ранее отданного в военный комиссариат.
27.05.2003г. Корякин А.В. по месту жительства встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно положениям Федерального закона "О ветеранах", истец относится к категории ветеранов боевых действий, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Истец считает, что право на обеспечение жильем как ветерана боевых действий у него наступило с 27.05.2003г, когда он обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
28.03.2019г. определением суда в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В судебном заседании Корякин А.В. поддержал исковые требования. Пояснил, что является ветераном боевых действий, в период прохождения срочной службы в течение 139 дней принимал непосредственное участие в них, имеет медаль "За отвагу".
Представитель ответчика Данзанова С.В. исковые требования не признала, пояснив, что удостоверение "ветеран боевых действий" истцом получено 03.08.2006г, в связи с чем, право на получение мер социальной поддержки у него не возникло.
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России в суд не явился. Направлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что поскольку статус ветерана боевых действий истцу был присвоен в 2006г, он не может быть включен в республиканский реестр нуждающихся ветеранов боевых действий с 2003г.
Представитель третьего лица администрации МО ГП "Бабушкинское" в судебное заседание не явился. Был направлен отзыв, в котором было выражено согласие с позицией истца.
Районным судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Попова О.В, ссылаясь на ранее приведенные в отзыве на иск доводы, просит решение суда отменить и принять решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В суд апелляционной инстанции представитель Минстроя России не явился, что не препятствует рассмотрению дела.
Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Баирова С.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, указывая на отсутствие у истца права на получение мер социальной поддержки с указанной им даты.
Представитель администрации МО ГП "Бабушкинское" просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав названных лиц, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Предъявляя настоящий иск, Корякин А.В. исходил из положений Федерального закона "О ветеранах", в соответствии с которым ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки.
Так, в подп. 3 п.1 ст.16 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениямистатьи 23.2настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
При этом законом определено, что данная мера применима к ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных вподпунктах 1-4пункта 1 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона.
Согласно подп.1 п.1 ст.3 Федерального закона "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Районный суд посчитал, что Корякин А.В. имеет право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилья с момента его постановки на учет нуждающихся в жилье. Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы со ссылкой на соответствующие нормы материального права. У судебной коллегии не имеется оснований с ними не согласиться.
Так, из материалов дела следует, что Корякин А.В. в период с 3.11.1999г. по 21.03.2000г. проходил срочную военную службу в составе объединенной группировки войск в Северо-Кавказском регионе, в течение 139 дней принимал непосредственное участие в боевых действиях.
Администрацией МО ГП "Бабушкинское" Кабанского района Республики Бурятия Корякин А.В. с 27.05.2003г. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
03.08.2006г. военным комиссариатом Республики Бурятия Корякину А.В. было выдано удостоверение ветерана боевых действий.
Судебная коллегия находит верным суждение о том, что Корякин А.В. относится к ветеранам боевых действий, перечисленным в подп. 1 п.1 ст.3 Федерального закона "О ветеранах".
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий, за участие в которых устанавливаются льготы, приведен вприложениик указанному Федеральному закону.
В разделе III этого Перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесено выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
К Северо-Кавказскому региону относятся Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чечня и Дагестан.
Истец проходил военную службу на территории Чеченской Республики в период с 3.11.1999г. по 21.03.2000г, что подтверждается записями в военном билете, справкой, выданной военным комиссаром Кабанского района Республики Бурятия.
Согласно Федеральному закону "О противодействии терроризму", контртеррористическая операция определяется как комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
То есть контртеррористическая операция осуществляется, в том числе, с проведением боевых действий.
Таким образом, Корякин А.В. в указанный период являлся участником контртеррористической операции, проводимой на территории Северо-Кавказского региона. Следовательно, он причисляется к числу ветеранов боевых действий, названных в подп.1 п.1 ст.3 Федерального закона "О ветеранах", на которого распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные в подп.3 п.1 ст.16 настоящего закона.
Согласно ст.28 Федерального закона "О ветеранах", реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единогообразца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Постановлением от 19.12.2003г. N 763 Правительство Российской Федерации утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и Инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения, в пункте 1 которой предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
На май 2003г, когда истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, удостоверений образца, установленного вышеуказанным постановлением Правительства России, не имелось, что не означает, что у Корякина А.В. отсутствовало само право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных законом "О ветеранах".
Такое право у истца возникло по факту его участия в боевых действиях в Северо-Кавказском регионе, что следует из названного закона.
Согласно п. 11.1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным вподпункте 3 пункта 3настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, обеспечение ветеранов боевых действий жилыми помещениями или денежными выплатами происходит в зависимости от времени их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В данном случае суд первой инстанции правомерно посчитал, что право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем у истца возникло с даты его постановки на учет нуждающихся в жилье, т.е. с 27.05.2003г.
Законом Российской Федерации от 21.01.1993г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" предусмотрены гарантии и компенсации, такие как предоставление путевок в лечебно-оздоровительные учреждения, бронирование жилья, оплата за наем жилья, льготный расчет стажа для назначения пенсии и пр, в том, числе предоставление по прибытии из указанных государств жилой площади в первоочередном порядке.
Данный закон распространяется на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателейучебных заведенийМинистерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике.
Между тем, предоставление льгот и гарантий по вышеприведенному закону N 4328-1 не означает, что ветерану боевых действий не могут быть предоставлены меры социальной поддержки, установленные в законе "О ветеранах". Тем более, что в первоочередном порядке Корякин А.В. не был обеспечен жильем после возвращения с военной службы.
Поэтому довод жалобы о том, что суд первой инстанции не дал оценки положениям Федерального закона от 16.05.1995г. N 75-ФЗ, подлежит отклонению.
При этом, по мнению коллегии, является ошибочной ссылка районного суда на Приказ Министра обороны России от 29.09.2017г. N 595 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации", который не имеет отношения к выдаче удостоверения истца, полученного им в 2006г.
Письмо заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации Зубова И.Н, содержащее разъяснение о порядке выдачи удостоверений в системе министерства внутренних дел, для суда правового значения не имеет, а потому довод жалобы об отсутствии в решении суда оценки данного письма следует признать несостоятельным.
Иные доводы апелляционной жалобы также выводов суда первой инстанции не опровергают. Исходя из изложенного, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, и не усматривает оснований для отмены законно постановленного судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 17 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.