Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Назимовой П.С,
судей коллегии Казанцевой Т.Б, Захарова Е.И,
при секретаре Петровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Бурятия к Саватеевой Н.Н. о взыскании задолженности по налогу и пени
по апелляционной жалобе Саватеевой Н.Н. на
решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 11 апреля 2019 года, которым административный иск удовлетворен и постановлено:
Взыскать с Саватеевой Н.Н, проживающей по адресу: "... ", в доход бюджета задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 19693 руб, пени по транспортному налогу 4325,61 руб, всего 24018,61 руб.
Взыскать с Саватеевой Н.Н. госпошлину в доход федерального бюджета в размере 921 руб.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
обращаясь в суд, Межрайонная ИФНС России N 8 по Республике Бурятия просила взыскать с Саватеевой Н.Н. задолженность по транспортному налогу в размере 19 693 руб, пени - 4325,61 руб.
Требования основаны на том, что в соответствии со сведениями органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, Саватеева Н.Н. в 2016 году владела транспортным средством марки "... ". Направленные в адрес налогоплательщика требования об уплате задолженности по транспортному налогу не исполнены налогоплательщиком в полном объеме, в связи с чем образовалась задолженность в сумме 19693 руб, пени - 4325,61 руб.
В суд первой инстанции стороны не явились.
Районным судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Саватеева Н.Н. просит его отменить, как незаконное и необоснованное. Указывает, что она, являясь инвалидом 1 группы, освобождена от уплаты транспортного налога. Саватеева Н.Н. в установленном порядке обращалась в налоговые органы с заявлением и документами по вопросу предоставления льготы по уплате транспортного налога. Кроме того, требование налогового органа об уплате налога она не получала.
В заседание судебной коллегии Саватеева Н.Н, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Бурятия Карбаинова А.И. возражала против удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца, не находит оснований для отмены решения суда.
В силу статьи 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Судом установлено, что по сведениям органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, в 2016 году Саватеева Н.Н. являлась собственником автомобиля марки " "... "", государственный регистрационный номер...
Из материалов дела следует, что в адрес Саватеевой Н.Н. направлено налоговое уведомление N... от 20 сентября 2017 года о начислении транспортного налога на транспортное средство " "... "" за 2016 год в размере 19 693 руб. сроком оплаты не позднее 1 декабря 2017 года.
Факт направления налогового уведомления в адрес ответчика подтверждается реестром почтовых отправлений с отметкой Почты России.
В связи с неуплатой налога в установленный законодательством срок налоговым органом в адрес налогоплательщика по месту регистрации в с. "... " направлено требование об уплате налога N... по состоянию на 22 декабря 2017 года на общую сумму 19800 руб, что подтверждается реестром заказных отправлений.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции, установив, что административный ответчик имеет непогашенную недоимку по транспортному налогу за 2016 год, пришел к правильному выводу о взыскании с Саватеевой Н.Н. задолженности в сумме 19 693 руб. и пени - 4325,61 руб.
Из дела видно, что процедура взыскания в судебном порядке транспортного налога и пени административным истцом соблюдена, налоговые уведомления и требования об уплате налога направлены в адрес ответчика с соблюдением положений статей 52, 69, 70 Налогового кодекса РФ. Расчет задолженности судом проверен и обоснованно признан правильным. Сроки для обращения налогового органа в суд, установленные статьей 48 Налогового кодекса РФ, не нарушены. Недоимка по налогу, пени до настоящего времени не погашена, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Довод апелляционной жалобы о том, что административный ответчик, как инвалид... группы, освобожден от уплаты транспортного налога, является несостоятельным.
С учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание. Такой характеристикой для налогообложения транспортным налогом федеральный законодатель избрал мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (кВт) и в соответствии с избранной физической характеристикой объекта налогообложения осуществил дифференциацию налоговых ставок исходя из вида транспортного средства и мощности двигателя (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 и статья 361 Налогового кодекса РФ). Данное правовое регулирование, принятое в пределах дискреционных полномочий законодателя и в равной мере распространяющееся на всех налогоплательщиков.
В соответствии со статьей 5.1 Закона Республики Бурятия от 26 ноября 2002 года N 145-III "О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" от уплаты транспортного налога в размере 50 процентов от установленной ставки освобождаются, в том числе инвалиды I, II групп в отношении одного легкового автомобиля, зарегистрированного на налогоплательщика, с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно (до 73,55 кВт).
Согласно представленным в налоговый орган сведениям МРЭО ГИБДД мощность принадлежащего Саватеевой Н.Н. транспортного средства марки " "... "", государственный регистрационный номер.., составляет 272 л.с.
Таким образом, исходя из указанных законоположений, действующих на момент нахождения автомобиля в собственности ответчика, льготы, установленные региональным законом, не распространяются на легковой автомобиль административного ответчика, мощностью двигателя 272 л.с.
Соответственно, оснований для освобождения Саватеевой Н.Н. от уплаты транспортного налога не имеется.
Вопреки доводам жалобы в материалах дела имеются доказательства направления налогового уведомления и требования об уплате налога и пени по известным налоговому органу адресу.
Неполучение налогового уведомления по месту регистрации налогоплательщика не освобождает его от обязанности уплачивать законно установленные налоги и пени.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение.
Между тем Налоговый кодекс РФ предоставляет право судам общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, освобождать его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым этими судами (пункт 1 статьи 1 и пункт 2 статьи 333.20 Кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что Саваттева Н.Н. является инвалидом... группы и находится в затруднительном материальном положении.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает возможным освободить административного ответчика от уплаты государственной пошлины, а потому решение суда в указанной части подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 11 апреля 2019 года отменить в части взыскания с Саватеевой Н.Н. государственной пошлины в размере 921 руб. в доход федерального бюджета.
В остальной части решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: П.С. Назимова
Судьи коллегии: Т.Б. Казанцева
Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.