Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Назимовой П.С,
судей
коллегии Нимаевой О.З, Захарова Е.И,
при секретаре Петровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное
дело по административному иску Крисенко А.Б. к Управлению Росреестра по Республике Бурятия, государственному инспектору по использованию и охране земель Республики Бурятия Тыхееву Д.Т. о признании незаконным предписания
по апелляционной жалобе Крисенко А.Б.
на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 30 апреля 2019 года, которым административный иск оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия
установила:
обращаясь в суд, Крисенко А.Б. просил признать незаконным предписание государственного инспектора по использованию и охране земель Республики Бурятия Тыхеева Т.Д. от 18 февраля 2019 года.
Требования основаны на том, что 18 февраля 2019 года государственным инспектором по использованию и охране земель Республики Бурятия Тыхеевым Д.Т. Крисенко А.Б. выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства и на заявителя возложена обязанность в срок до 10 июля 2019 года обеспечить использование земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "... ", в соответствии с видом разрешенного пользования (территории, занятые садами, виноградниками и другими). По мнению Крисенко А.Б, оспариваемое предписание является незаконным. Данный земельный участок он приобрел в 2016 году в целях размещения на нем здания цеха. В градостроительном плане земельного участка указана информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка, в том числе - для размещения здания.
В суд первой инстанции Крисенко А.Б. не явился, его представители Трифонов О.Н, Крисенко О.А. требования поддержали.
Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия Раднаев P.P. возражал против удовлетворения административного иска.
Государственный инспектор по использованию и охране земель Республики Бурятия Тыхеев Д.Т. в суд не явился.
Районный суд постановилрешение, которым административный иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Крисенко А.Б. - Трифонов О.Н. просит решение суда отменить решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В заседание судебной коллегии Крисенко А.Б, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Его представитель Трифонов О.Н. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия Логинова Л.Б. возражала против удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Государственный инспектор по использованию и охране земель Республики Бурятия Тыхеев Д.Т. в суд не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Крисенко А.Б. является собственником земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "... ".
Земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 12 апреля 2004 года на основании заявления правообладателя, описания земельного участка с видом разрешенного использования "для размещения здания".
Данный вид разрешенного использования был определен решением Комитета по управлению имуществом г. Улан-Удэ "О предоставлении в собственность находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, на котором расположены принадлежащие гражданам и юридическим лицам здания и сооружения" от 2 апреля 2004 года N З-375.
11 октября 2013 года Крисенко А.Б. обратился в кадастровый орган с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером... 3.
На основании указанного заявления в соответствии с градостроительным планом, утвержденным решением управления архитектуры и градостроительства администрации г. Улан-Удэ от 25 октября 2011 года N 109, филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Бурятия изменен вид разрешенного использования с "для размещения здания" на "садами, виноградниками и другими".
16 июня 2016 года в рамках осуществления государственного земельного надзора государственным инспектором по использованию и охране земель Республики Бурятия Горяйновым Р.В. на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Республике Бурятия от 19 мая 2016 года проведена выездная проверка в отношении принадлежащего Крисенко А.Б. земельного участка.
По результатам проверки Крисенко А.Б. выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательство в срок до 16 января 2017 года; на Крисенко А.Б. возложена обязанность обеспечить использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования.
В последующем 20 июля 2018 года государственным инспектором по использованию и охране земель Республики Бурятия ФИО1. вынесено определение о продлении срока исполнения предписания до 20 января 2019 года в связи с тем, что предписание от 16 июня 2016 года Крисенко А.Б. не было получено (л.д. 68).
Затем государственным инспектором в данное определение внесены рукописные исправления - основание продления срока исполнения предписания изменено на "проверка исполнения предписания не проведена" (л.д. 69).
В соответствии с распоряжением и.о. руководителя Управления Росреестра по Республике Бурятия от 28 января 2019 года в отношении Крисенко А.Б. проведена внеплановая документарная/выездная проверка с целью проверки выполнения им предписания от 16 июня 2016 годa.
По результатам повторной проверки 18 февраля 2019 года государственным инспектором по использованию и охране земель Республики Бурятия Тыхеевым Д.Т. заявителю вновь выдано предписание, которым на последнего возложена обязанность в срок до 10 июля 2019 года обеспечить использование земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "... ", в соответствии с видом разрешенного пользования.
Не согласившись с указанным предписанием административного органа, Крисенко А.Б. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая возникший между сторонами спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении административным ответчиком срока и последовательности административных процедур при принятии оспариваемого предписания.
Судебная коллегия с указанным выводом согласиться не может.
Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года N 486 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора (далее - Административный регламент).
Согласно подпункту 1 пункта 64 Административного регламента юридическим фактом - основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином, органом государственной власти, органом местного самоуправления выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
В течение пятнадцати рабочих дней с момента истечения срока устранения нарушения земельного законодательства, установленного предписанием, организуется проведение внеплановой проверки с целью определения факта устранения указанного нарушения (пункт 110 Административного регламента).
Как следует из пункта 106 Административного Регламента, срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения, времени вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 6 месяцев.
Указанный в предписании срок устранения нарушений может быть продлен:
- на основании ходатайства лица, в отношении которого вынесено предписание об устранении нарушений законодательства,
- по решению уполномоченного должностного лица Росреестра (территориального органа) в случае наличия документально подтвержденных оснований необходимости продления срока для обеспечения устранения выявленных нарушений в установленном законодательством порядке.
При рассмотрении данного дела установлено, что Крисенко А.Б. ходатайство о продлении срока исполнения предписания не заявлял. Кроме того, административным органом сведений о наличии документально подтвержденных оснований необходимости продления указанного срока не представлено.
Следовательно, у государственного инспектора ФИО1 не имелось правовых оснований, указанных в пункте 106 Административного регламента, для продления срока исполнения предписания ранее вынесенного предписания
Таким образом, действия административного органа по продлению срока исполнения предписания следует признать неправомерными. Данный срок был продлен спустя почти 1 год и 6 месяцев со дня его истечения, что входит в противоречие с пунктом 110 Административного регламента.
В течение пятнадцати рабочих дней с момента истечения срока устранения нарушений, установленного предписанием, проведение внеплановой проверки с целью определения факта устранения выявленного нарушения не было организовано. При этом Управление Росреестра по Республике Бурятия должно было организовать такую проверку в период с 17 января по 8 февраля 2017 года, а не через полтора года.
Таким образом, проведение повторной проверки при указанных обстоятельствах не согласуется с положениями Административного регламента, приведенными выше, а потому оспариваемое Крисенко А.Б. предписание нельзя признать законным, поскольку в рассматриваемом случае усматривается нарушение основополагающего принципа о недопустимости произвольного (без наличия правовых оснований) осуществления государственного земельного надзора (контроля).
Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене на основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ с принятием по делу нового решения, которым предписание государственного инспектора по использованию и охране земель Республики Бурятия Тыхеева Т.Д. от 18 февраля 2019 года следует признать незаконным и подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 30 апреля 2019 года отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Крисенко А.Б. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание государственного инспектора по использованию и охране земель Республики Бурятия Тыхеева Т.Д. от 18 февраля 2019 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.