ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 августа 2019 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Захарова Е.И.
с участием прокурора Астраханцевой Е.П,
при секретаре Мархаевой С.Б,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-91/2019 по административному исковому заявлению МП "Жилищник" о признании приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 18.12.2018 г. N 3/127 "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 09.08.2016 N 3/35 "О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей МП "Жилищник" в МО "город Северобайкальск" недействующим,
УСТАНОВИЛ:
Республиканской службы по тарифам РБ 18 декабря 2018 г. принят приказ N 3/127 "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 09.08.2016 N 3/35 "О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей МП "Жилищник" в МО "город Северобайкальск".
Приложение N 1, к данному приказу, устанавливающее тарифы в сфере холодного водоснабжения для потребителей МП "Жилищник" в МО "город Северобайкальск" и приложение N 2, устанавливающее тарифы в сфере водоотведения для потребителей МП "Жилищник" в МО "город Северобайкальск" изложены в новой редакции.
МП "Жилищник" обратилось с административным иском о признании приказа от 18.12.2018 г. N 3/127 несоответствующим законодательству Российской Федерации и недействующим.
Исковые требования мотивированы тем, что 13 ноября 2018 г. МП "Жилищник" в дополнение к ранее представленным материалам на корректировку тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение на 2019 год направило в РСТ Республики Бурятия изменения, касающиеся увеличения фонда оплаты труда в соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2018 г. по делу N 73-АПГ18-6 и изменением минимального размера оплаты труда согласно статье 2 Федерального закона от 07.03.2018 г. и расчета амортизационных отчислений. В соответствии с федеральным законодательством предприятие просило рассмотреть предложение о корректировке необходимой валовой выручки и тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение, утвержденных приказом РСТ РБ от 14.12.2017 г. N 3/116. В нарушении норм законодательства орган регулирования при корректировке тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение незаконно принял заниженные экономические показатели. В отношении МП "Жилищник" действуют одновременно Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-20199 года и Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия. Расчет МП "Жилищник" среднемесячной оплаты труда 1-го работника в сфере водоотведения и водоснабжения выполнен на основании показателей Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации. Служба по тарифам исходила из показателей, определенных тарифным соглашением, принятым на уровне субъекта РФ, в связи с чем размер тарифной ставки меньше чем в федеральном тарифном соглашении.
Участвуя в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, представитель МП "Жилищник" Стяжкин П.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Республиканской службы по тарифам Республики Бурятии Сулаев В.Н. просил в удовлетворении иска отказать, поддержав доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Астраханцевой Е.П, полагавшей, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, суд приходит к следующему выводу.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).
Согласно пункту 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 03.02.2005 N 29 Служба является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия, а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия.
Согласно пункту 6.3.4 данного Положения руководитель Службы издает в пределах своих полномочий приказы, имеющие нормативный характер.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемый Приказ N 3/127 от 18.12.2018 г. принят уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа РСТ Республики Бурятия и размещено 26 декабря 2018 г. на официальном портале правовой информации Республики Бурятия egov-buryatia.ru/.
МП "Жилищник" является гарантирующей организацией и оказывает услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Северобайкальск по тарифам, установленным Приказом РСТ Республики Бурятия от 09 августа 2016 г. N 3/35 "О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей МП "Жилищник" в МО "город Северобайкальск".
Данным приказом установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для оформления тарифов с использованием метода индексации. Приказ действует до 31 декабря 2019 года.
На основании заявления МП "Жилищник" на корректировку НВВ и тарифов на холодную воду и водоотведению, поступившего в РСТ Республики Бурятия 26 апреля 2018 года, регулирующий орган открыл дело о корректировке необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) и тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение на 2019 г.
После подачи заявления обществом представлены дополнительные документы, касающиеся увеличения фонда оплаты труда в соответствии с Определением Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2018 г, изменением минимального размера оплаты труда и расчета амортизационных отчислений.
На заседании коллегии РСТ Республики Бурятия 18 декабря 2018 г. вынесен оспариваемый приказ N 3/127.
Согласно пункту 74 Основ при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 настоящего документа и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 настоящего документа, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом "б" пункта 78 настоящего документа, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа.
Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива (пункт 58 Основ ценообразования).
Из пункта 61 Основ ценообразования следует, что базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 настоящего документа.
Согласно пункту 44 Методических указаний операционные расходы включают в себя, в т.ч. производственные расходы, определенные в соответствии с пунктами 16 - 18 настоящих Методических указаний, за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов).
Подпунктом 4 пункта 18 Методических указаний предусмотрено, что в составе производственных расходов учитываются расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда.
В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.
Операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (далее - базовый уровень операционных расходов) рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 Методических указаний (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), а на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования такие расходы рассчитываются по формуле путем индексации базового уровня операционных расходов (пункт 45 Методических указаний).
Из административного искового заявления и пояснений представителя административного истца следует, что доводы стороны истца сводятся к тому, что РСТ Республики Бурятия, производя корректировку тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение на 2019 год, при расчете среднемесячной оплаты труда, применил Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве в Республике Бурятия, а не Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации.
Согласно экспертному заключению экономической обоснованности затрат на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, оказываемые МП "Жилищник" в МО "город Северобайкальск" на регулируемый период 2016-2019 годы тарифная ставка рабочего I разряда, предложенная предприятием на 2016 год составила 7965 рублей.
Из протокола заседания коллегии РСТ Республики Бурятия от 18.12.2018 г. следует, что при формировании размера операционных расходов на 2019 год использован индекс потребительских цен на расчетный период регулирования в соответствии с прогнозом СЭР РФ на 2019 год и на плановый период 2019-2020 годов, одобренный на заседании Правительства РФ от 20.09.2018 г.
Таким образом, корректировка уровня операционных расходов проведена путем индексации базового уровня данных затрат, в т.ч. индексации тарифной ставки рабочего I разряда, предложенная МП "Жилищник" в 2016 году.
Учитывая, что корректировка уровня операционных расходов на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования рассчитывается путем индексации, которые не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода, способ корректировки, предложенный административным истцом, не предусмотрен Методическими указаниями и Основами ценообразования, в связи с чем требования МП "Жилищник" удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180 и 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления МП "Жилищник" о признании приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 18.12.2018 г. N 3/127 "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 09.08.2016 N 3/35 "О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей МП "Жилищник" в МО "город Северобайкальск" недействующим отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 5 августа 2019 года
Судья Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.