Дата вступления в законную силу - 29 июля 2019 г.
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М.,
при секретаре Аксеновой А.В,
с участием начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия Савченко С.П, заместителя начальника Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Ики-Бурульская районная станция по борьбе с болезнями животных" Малашева О.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия Савченко С.П. на постановление судьи Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 11 июня 2019 года, вынесенное в отношении Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Ики-Бурульская районная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - БУ РК "Ики-Бурульская РСББЖ", учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 11 июня 2019 года БУ РК "Ики-Бурульская РСББЖ" освобождено от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по малозначительности с объявлением устного замечания.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, начальник отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия Савченко С.П. просит постановление судьи по делу об административном правонарушении N 5-19/2019 от 11 июня 2019 года отменить и возвратить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указывает, что фактически БУ РК "Ики-Бурульская РСББЖ" осуществляет деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах" без лицензии, так как имеющаяся лицензия в случае изменения места нахождения деятельности в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит переоформлению. Выводы суда о том, что БУ РК "Ики-Бурульская РСББЖ" имеет с 2009 года право (лицензию) на осуществление деятельности по адресу: "Данные изъяты" ошибочны, так как это адрес место нахождения организации, а не место осуществления лицензируемого вида деятельности. Обстоятельства, указанные судом в качестве обоснования малозначительности, не свидетельствуют о малозначительности совершенного заявителем административного правонарушения. Осуществление БУ РК "Ики-Бурульская РСББЖ" отдельных видов деятельности по адресу: "Данные изъяты" без лицензии может принести ущерб правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде. Разрешение на ввод в эксплуатацию лаборатории Управлением Роспотребнадзором по Республике Калмыкия в 2016 году не выдавалось.
В отзыве на жалобу начальник БУ РК "Ики-Бурульская РСББЖ" ФИО1 указывает, что в данный момент переоформление лицензии находится на рассмотрении в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В судебном заседании начальник отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия Савченко С.П. доводы жалобы поддержал.
Заместитель начальника БУ РК "Ики-Бурульская РСББЖ" Малашев О.Г. против удовлетворения жалобы и отмены постановления судьи Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 11 июня 2019 года возражал.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, прихожу к следующему.
Как усматривается из материалов дела, административным органом в ходе плановой выездной проверки установлено, что БУ РК "Ики-Бурульская РСББЖ" допустило нарушение статьей 11, 24, 26, 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СП 1.3.3118-13 "Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности), а именно: БУ РК "Ики-Бурульская РСББЖ" осуществляет деятельность по лицензии N "Данные изъяты" от 31 июля 2009 г. на "осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах", которая получена на здание лаборатории, расположенной по адресу: "Данные изъяты". В настоящее время БУ РК "Ики-Бурульская РСББЖ" осуществляет указанную деятельность в другом здании по адресу: "Данные изъяты". В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" имеющаяся лицензия в случае изменения места нахождения деятельности подлежит переоформлению. В соответствии с частью 2 статьи 18 указанного закона до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, указанному в лицензии.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 4 июня 2019 года в отношении БУ РК "Ики-Бурульская РСББЖ" протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", и временном запрете деятельности с 8 часов 00 минут.
Частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СП 1.3.3118-13 "Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)", Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" судья районного суда установилналичие в действиях БУ РК "Ики-Бурульская РСББЖ" признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом исходил из того, что БУ РК "Ики-Бурульская РСББЖ" (место нахождения: "Данные изъяты") имеет бессрочную лицензию N "Данные изъяты" от 31 июля 2009 г. на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах". Место нахождения территориально обособленного подразделения, используемого для осуществления лицензируемой деятельности: "Данные изъяты". Санитарно-эпидемиологическим заключением N "Данные изъяты" от 21 июня 2017 г. удостоверено, что условия выполнения работ при осуществлении деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модификационных организмов, осуществляемую в замкнутых системах, БУ РК "Ики-Бурульская РСББЖ" по адресу: "Данные изъяты", соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СП 1.3.3118-13 "Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)"; СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней"; СП 1.2.036-95 "Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I-IV групп патогенности"). Данное санитарно-эпидемиологическое заключение выдано взамен санитарно-эпидемиологического заключения N "Данные изъяты"от 26 февраля 2014 г. в связи с изменением адреса.
Законом о лицензировании предусмотрена возможность переоформления лицензии в случае изменения адреса места осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (часть 1 статьи 18).
Указанное положение законодательства означает, что получив лицензию, лицензиат не обязан ее получать вновь при изменении места осуществления деятельности.
Вместе с тем, данным Законом предусмотрено условие о том, что до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 данной статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии (часть 2 статьи 18).
Судом установлено, что БУ РК "Ики-Бурульская РСББЖ" осуществляет лицензируемый вид деятельности по адресу: "Данные изъяты", тогда как в лицензии местом нахождения территориально обособленного подразделения, используемого для осуществления лицензируемой деятельности, является: "Данные изъяты". После переноса помещения лаборатории по основному адресу деятельности ("Данные изъяты") учреждение обязано было направить соответствующую информацию в орган, выдавший лицензию, для внесения изменений. Таким образом, БУ РК "Ики-Бурульская РСББЖ" не выполнило соблюдение требований закона о лицензируемой деятельности.
Вместе с тем, принимая во внимание обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным интересам, судья в рассматриваемом случае усмотрел основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения учреждения от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выводы судьи основаны на положениях статьи 2.9 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как следует из материалов дела, приказом начальника БУ РК "Ики-Бурульская РСББЖ" N 21 от 13 декабря 2017 года ФИО1 в связи прекращением деятельности территориально обособленного подразделения БУ РК "Ики-Бурульская районная станция по борьбе с болезнями животных" по адресу: "Данные изъяты", выполнение работ с микроорганизмами 2-4 групп патогенности следует проводить по адресу: "Данные изъяты". 14 июня 2019 года на имя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подано заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с указанием нового места нахождения лицензиата и нового адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности: "Данные изъяты".
Довод о том, что совершенное правонарушение нельзя отнести к разряду малозначительных, подлежит отклонению, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не ограничивает применение статьи 2.9 Кодекса и не устанавливает конкретные нормы, к которым указанная статья не может быть применена.
Общественно-опасных последствий в результате бездействия БУ РК "Ики-Бурульская РСББЖ" не наступило.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела. Судьей районного суда, исследовавшим собранные по делу доказательства при рассмотрении настоящего спора по существу, установлены основания для применения указанной правовой нормы. Оснований для переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не имеется.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь статьями 30.7-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 11 июня 2019 года, вынесенное в отношении Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Ики-Бурульская районная станция по борьбе с болезнями животных" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия Савченко С.П. - без удовлетворения.
Судья Л.М. Кутланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.