Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова И.В.
судей
Антакановой Е.В.
Гонеевой Б.П.
при секретаре
Мучкаевой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хулаева Р.А. к администрации г. Элисты Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма
по апелляционной жалобе представителя ответчика Тельмджиева А.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 8 мая 2019 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Басангова И.В, выслушав объяснения представителя ответчика Тельмджиева А.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения истца Хулаева Р.А, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
установила:
Хулаев Р.А. обратился в суд с иском к администрации г. Элисты Республики Калмыкия (далее - администрация г. Элисты) о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма.
В обоснование заявленного требования истец указал, что постановлением Мэрии города Элиста Республики Калмыкия от 14 апреля 2011 г. Хулаев Р.А. признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
17 августа 2016 г. Хулаеву Р.А. вследствие полученной военной травмы установлена ХХ группа инвалидности.
Постановлением администрации г. Элисты от 18 января 2019 г. истец включен в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Жилое помещение по договору социального найма, а также выплата на приобретение жилого помещения или строительство ему не предоставлялись.
В связи с изложенным Хулаев Р.А. просил суд обязать администрацию г. Элисты предоставить ему жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма.
В судебном заседании истец Хулаев Р.А. заявленное требование поддержал и просил его удовлетворить.
Представитель администрации г. Элисты Челянов Э.В, не возражая против наличия у истца права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, просил отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на доводы, содержащиеся в возражениях на исковое заявление, в которых указано, что администрация г. Элисты является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обеспечение нуждающихся граждан, в том числе инвалидов, жилыми помещениями должно осуществляться Министерством социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия за счет средств государственного жилищного фонда Республики Калмыкия.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 8 мая 2019 г. исковые требования Хулаева Р.А. удовлетворены.
На администрацию г. Элисты возложена обязанность предоставить Хулаеву Р.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма согласно действующему законодательству.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Тельмджиев А.А. просит решение суда отменить по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением Мэрии города Элиста Республики Калмыкия от 14 апреля 2011 г. Хулаев Р.А. признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
17 августа 2016 г. Федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия" Хулаеву Р.А. вследствие полученной военной травмы установлена ХХ группа инвалидности бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2014 N 0284692.
Согласно заключению врачебной комиссии Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Городская поликлиника" от 10 декабря 2018 г. Хулаев Р.А. имеет заболевание (диагноз с кодом G 40.1), которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н.
Постановлением администрации г. Элисты от 18 января 2019 г. Хулаев Р.А. с составом семьи из 1 человека включен в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Собственного жилья истец не имеет, жилое помещение по договору социального найма, а также выплата на приобретение жилого помещения или строительство ему не предоставлялись.
Разрешая спор и удовлетворяя иск Хулаева Р.А, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с частью 2 статьи 49, статьей 52, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Хулаев Р.А, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, страдающий заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения от 29 ноября 2012 г. N 987н, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При этом суд указал, что предоставление жилого помещения гражданам, страдающим названными заболеваниями, относится к полномочиям органа местного самоуправления - администрации г. Элисты.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия считает, что с данными выводами суда следует согласиться, поскольку они соответствуют требованиям материального закона и основаны на фактических обстоятельствах дела.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Абзацем первым статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в части обеспечения жильем лишь в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. (абзац второй и четвертый статьи 17, статья 28.2).
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 3 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Внеочередной порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Таким образом, в отношении лиц, являющихся инвалидами, вставших на учет после 1 января 2005 г, к которым относится Хулаев А.Р, действует порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, соответствующие меры социальной поддержки указанных лиц специальным законодательством к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесены.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено в числе прочего обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
С учетом изложенного нельзя согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что обеспечение истца как инвалида жилым помещением должно осуществляться Министерством социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия за счет средств государственного жилищного фонда Республики Калмыкия.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Хулаева Р.А.
Других доводов, заслуживающих внимание и свидетельствующих о неправильном разрешении судом возникшего спора, в апелляционной жалобе не приведено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку они не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 8 мая 2019 г. оставить без изменения.
Председательствующий И.В. Басангов
Судьи Е.В. Антаканова
Б.П. Гонеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.