Дата вступления в законную силу - 25 июня 2019 г.
Верховный Суд Республики Калмыкия
в составе председательствующего Кутлановой Л.М,
при секретаре Клиповой Д.В,
с участием административного истца, законного представителя несовершеннолетней ФИО1, Санджигаряевой С.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Санджигаряевой С.Д. законного представителя несовершеннолетней ФИО1, о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
Санджигаряева С.Д, законный представитель несовершеннолетней ФИО1, обратилась в Верховный Суд Республики Калмыкия с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на то, что вступившим в законную силу решением Элистинского городского суда от 22 декабря 2015 года на Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить ФИО1 вне очереди по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия общей площадью не менее 33 кв.м. с учетом права на дополнительную площадь. На момент обращения в суд с административным исковым заявлением решение суда не исполнено. Общая продолжительность производства по исполнению судебного акта составила более 2 лет 11 месяцев. Длительное неисполнение решения суда нарушает право ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок. Просила присудить ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 250000 рублей.
В судебном заседании Санджигаряева С.Д. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Интересы Республики Калмыкия в суде в соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" представляют Министерство финансов Республики Калмыкия и Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.
Министерство финансов Республики Калмыкия, Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, а также заинтересованное лицо Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Поскольку установленных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований отложения судебного разбирательства дела не имеется, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы административного дела, материалы гражданского дела N 2-5517/2015 по иску прокурора
г. Элисты в интересах ФИО1 о возложении на Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма вне очереди, исполнительное производство N "Данные изъяты"-ИП, суд приходит к следующим выводам.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статьи 6).
Европейский суд по правам человека рассматривает стадию исполнения судебного решения как неотъемлемую часть судопроизводства, которое, по его мнению, завершается только в момент полного исполнения решения суда надлежащим образом в отношении надлежащего лица без каких-либо изъятий, в особенности, когда должником является государство или финансируемые им органы.
Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Таким образом, принцип обязательности исполнения судебных актов предполагает безусловное их исполнение органами государственной власти.
Поскольку обязательность исполнения судебных решений является неотъемлемым элементом права на судебную защиту, неисполнение судебного акта или неправомерная задержка его исполнения рассматривается как нарушение права на справедливое правосудие в разумный срок и предполагает необходимость выплаты справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.
Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" граждане Российской Федерации, взыскатели при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации. Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
В силу части 8 статьи 3 Закона о компенсации, части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что при исполнении судебного акта в соответствии нормами этого Закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (часть 1 статьи 36).
Судом установлено, что решением Элистинского городского суда от 22 декабря 2015 года на Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить ФИО1, "Данные изъяты" года рождения, по договору социального найма вне очереди жилое помещение из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия общей площадью не менее 33 кв.м. с учетом права ФИО1 на дополнительную жилую площадь. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 16 февраля 2016 года решение суда оставлено без изменения. Определением Заместителя Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия от 6 мая 2016 года в передаче кассационной жалобы представителя Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия ФИО2 на судебные постановления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано. Исполнительный лист серии ФС N "Данные изъяты" выдан взыскателю 11 марта 2016 года и поступил на исполнение в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия 16 марта 2016 года. Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Республике Калмыкия от 16 марта 2016 года в отношении Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия возбуждено исполнительное производство N "Данные изъяты"-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
23 июня 2016 года, 26 января 2017 года, 24 апреля 2017 года, 14 июня 2017 года, 13 сентября 2017 года, 14 декабря 2017 года должнику направлены требования об исполнении решения суда, а также 11 августа 2016 года, 19 января 2017 года, 24 апреля 2017 года, 14 июня 2017 года, 13 сентября 2017 года, 14 декабря 2017 года выносились предупреждения об уголовной ответственности за неисполнение судебного постановления, которые вручены должнику. 11 августа 2016 года судебным приставом МОСП по ОИП УФССП по Республике Калмыкия вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, направлен запрос сведений о предоставлении копии приказа о включении ФИО1 в очередность лиц на предоставление жилищного помещения из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договору социального найма, согласно судебному решению.
Вместе с тем, несмотря на перечисленные меры, решение Элистинского городского суда от 22 декабря 2015 года должником по причинам, не зависящим от взыскателя, до настоящего времени не исполнено. Общая продолжительность неисполнения судебного акта с момента вступления его в законную силу до обращения Санджигаряевой С.Д. в суд с настоящим иском составила - 3 года 1 месяц 24 дня. При этом длительность исполнения судебного акта не связана с наличием каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимая сила), которые объективно делали бы невозможным своевременное исполнение решения суда. Из имеющейся в материалах исполнительного производства переписки Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия с МОСП по ОИП УФССП по Республике Калмыкия следует, что Министерством принимались меры для исполнения решения суда, регулярно направлялись письма в адрес Министерства финансов и Правительства Республики Калмыкия о дополнительном финансировании, необходимом для обеспечения состоящих в очереди нуждающихся в жилых помещениях, но, по объективным причинам, исполнить решение суда не представилось возможным. Ссылки Министерства социального развития, труда и занятости о невозможности исполнения судебного акта ввиду недостаточности бюджетных средств для финансирования соответствующих расходов, регулярном направлении заявок в Правительство и Министерство финансов Республики Калмыкия о дополнительном финансировании, не могут служить законным оправданием фактического бездействия в процессе исполнения данного судебного постановления, поскольку отсутствие денежных средств либо наличие обязательств в отношении иных лиц законодателем не предусмотрено в качестве основания для освобождения должника от исполнения судебного акта.
С учетом изложенного действия должника по исполнению судебного акта нельзя признать достаточными и эффективными, а общий срок исполнения решения Элистинского городского суда от 22 декабря 2015 года не отвечает требованию разумности, вследствие чего суд считает установленным факт нарушения права истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
По смыслу частей 3 и 4 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме. Размер компенсации определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Исследуя критерий значимости своевременного исполнения судебного акта для истца, суд учитывает, что в результате длительного неисполнения судебного акта ФИО1 лишена гарантированного ей законом и установленного вступившим в законную силу судебным актом права на социальную поддержку. Суд также принимает во внимание, что истец относится к категории социально незащищенных граждан, по отношению к которым государство приняло на себя повышенные обязательства.
Однако требуемая истцом сумма компенсации в размере 250000 рублей является чрезмерной. Принимая во внимание общую продолжительность нарушения права ФИО1 на разумный срок исполнения судебного акта, с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека, суд считает необходимым присудить в пользу административного истца компенсацию в размере 50000 рублей.
В силу части 4 статьи 4, части 2 статьи 5 Закона о компенсации решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Санджигаряевой С.Д, законного представителя несовершеннолетней ФИО1, о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Присудить ФИО1, "Данные изъяты" года рождения, компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
Исполнение решения возложить на Министерство финансов Республики Калмыкия путем перечисления суммы компенсации на счет Санджигаряевой С.Д. N "Данные изъяты" в Доп.офисе N "Данные изъяты", БИКбанка "Данные изъяты", корреспондентский счет "Данные изъяты".
Решение суда о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.М. Кутланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.