Дата вступления в законную силу - 25 июня 2019 г.
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Кутлановой Л.М,
при секретаре Манжиковой А.Э,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ордоковой М.Я. к Правительству Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Ордокова М.Я. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что постановлениями представителя Президента Республики Калмыкия в Ики-Бурульском районе от 7 апреля 1999 года N 123 и от 9 апреля 2001 года N 122 ей на праве пожизненного наследуемого владения был предоставлен земельный участок с кадастровым номером "Данные изъяты", общей площадью "Данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "Данные изъяты". По данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость данного участка составляет "Данные изъяты" рублей. Считая указанную кадастровую стоимость завышенной, она обратилась к индивидуальному предпринимателю независимому оценщику ФИО1 с целью проведения оценки рыночной стоимости указанного земельного участка. Согласно отчету оценщика рыночная стоимость земельного участка составляет "Данные изъяты" рублей "Данные изъяты"копейки. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет увеличение налоговых обязательств и выкупной цены земельного участка. Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2013 года - "Данные изъяты" рублей "Данные изъяты" копейки.
В судебное заседание Ордокова М.Я. не явилась, представитель административного истца Обгенова К.П. заявленные требования поддержала, уточнила, что в результате технической ошибки общая площадь и рыночная стоимость земельного участка в административном исковом заявлении указаны неверно. Общая площадь земельного участка составляет "Данные изъяты" кв.м, рыночная стоимость земельного участка подлежит установлению в размере "Данные изъяты" рубля "Данные изъяты" копеек.
Представители административных ответчиков - Правительства Республики Калмыкия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия, Администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия в судебное заседание также не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Принимая во внимание наличие в деле доказательств надлежащего извещения сторон и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела усматривается, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка "Данные изъяты"внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 февраля 2013 года, то есть срок, предусмотренный частью 3 статьи 245 КАС РФ, истек 19 февраля 2018 года. Вместе с тем, с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости административный истец обратился 8 апреля 2019 года.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судам дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пропуск срока, предусмотренного частью 3 статьи 245 КАС РФ, не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Исследуя причины пропуска истцом срока обращения в суд, суд принимает во внимание получение Ордоковой М.Я. 4 марта 2019 года выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости и заключение 27 марта 2019 года договора на оказание услуг по оценке N 006/19, а также то, что на момент обращения Ордоковой М.Я. в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка. Указанные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин пропуска предусмотренного частью 3 статьи 245 КАС РФ срока, в связи с чем, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению, административное исковое заявление Ордоковой М.Я. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка подлежит рассмотрению по существу.
Разрешая требования административного искового заявления, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ земельный участок, расположенный в пределах соответствующего муниципального образования, признается объектом налогообложения.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года N 518 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривается, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Судом установлено, что постановлением представителя Президента Республики Калмыкия в Ики-Бурульском районе от 7 апреля 1999 года N 123 "О предоставлении земельного участка Ордоковой М.Я. для организации крестьянского (фермерского) хозяйства ""Данные изъяты""" Ордоковой М.Я. предоставлен земельный участок, общей площадью "Данные изъяты"га, в том числе, пастбищ "Данные изъяты" га, из них пастбищ коренного улучшения "Данные изъяты""Данные изъяты" га в пожизненно-наследуемое владение для организации крестьянского фермерского хозяйства, расположенный на территории совхоза ""Данные изъяты"" Ики-Бурульского района. Специализация хозяйства - производство кормов, овощей, бахчевых. Ордокова М.Я. утверждена главой крестьянского (фермерского) хозяйства. Постановлено зарегистрировать крестьянское (фермерское) хозяйство Ордоковой М.Я. под названием ""Данные изъяты"" и завести на него регистрационную карточку (л.д. 8).
Право пожизненно наследуемого владения главы крестьянского (фермерского) хозяйства ""Данные изъяты"" Ордоковой М.Я. подтверждается свидетельством N 204, выданным председателем Земельного комитета Ики-Бурульского района 8 апреля 1999 года (л.д. 10).
Постановлением представителя Президента Республики Калмыкия в Ики-Бурульском районе от 9 апреля 2001 года N 122 "Об отводе земель по крестьянскому (фермерскому) хозяйству ""Данные изъяты"" в КФХ ""Данные изъяты"" изъят земельный участок N 1, общей площадью "Данные изъяты"га, в том числе пастбищ "Данные изъяты" га, расположенный на землепользовании ГУП ""Данные изъяты"" Ики-Бурульского района; предоставлен КФХ ""Данные изъяты"" дополнительно земельный участок, общей площадью "Данные изъяты" га, в том числе пастбищ - "Данные изъяты" га, прилегающий к участку N 2 КФХ ""Данные изъяты"", расположенный на землепользовании ГУП ""Данные изъяты"" (л.д. 9).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 8 мая 2019 года следует, что земельный участок с кадастровым номером "Данные изъяты", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "Данные изъяты", имеет следующие характеристики: площадь "Данные изъяты" кв.м.; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: для организации крестьянского фермерского хозяйства ""Данные изъяты"", для ведения крестьянского фермерского хозяйства.
Административный истец, являясь плательщиком земельного налога, имеет заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Данные изъяты", утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года N 518, составляет "Данные изъяты" рублей, о чём свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 4 марта 2019 года. Дата определения кадастровой стоимости - 1 декабря 2013 года. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости - 19 февраля 2013 года.
Не согласившись с размером установленной кадастровой стоимости, административный истец обратилась к специалисту-оценщику с целью проведения оценки рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчёту N 007/19 от 27 марта 2019 года, составленному индивидуальным предпринимателем ФИО1 (является членом Ассоциации саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", включена Федеральной регистрационной службой в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков 19 декабря 2007 года N "Данные изъяты", регистрационный номер свидетельства о членстве "Данные изъяты" от 24 января 2008 года, диплом о профессиональной переподготовке по "Оценке стоимости предприятия (бизнеса)", квалификационный аттестат в области оценочной деятельности N "Данные изъяты" от 28 февраля 2018 года "Оценка недвижимости", полис (договор) страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности АО "АльфаСтрахование" от 28 августа 2018 года), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "Данные изъяты"по состоянию на 1 декабря 2013 года составляет "Данные изъяты" рубля "Данные изъяты" копеек.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Изучив представленный истцом отчет об оценке, суд приходит к выводу об его достоверности и соответствии требованиям действующего законодательства.
В силу статьи 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 упомянутого Федерального закона.
Согласно статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
При определении рыночной стоимости земельного участка доходным подходом оценщик применил метод капитализации земельной ренты (раздел 10 отчета).
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его количественные и качественные характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного подхода является мотивированным и корректным.
Кем-либо из лиц, участвующих в деле, мотивированные возражения, замечания на отчет об определении рыночной стоимости земельного участка не представлены.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что указанная в отчете об оценке итоговая величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной.
Учитывая изложенное, суд признает заявленное Ордоковой М.Я. административное исковое требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Данные изъяты"по состоянию на 1 декабря 2013 года, равной "Данные изъяты"рублям "Данные изъяты" копейкам, подлежащим удовлетворению.
Согласно положениям частей 5, 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Ордокова М.Я. обратилась в Верховный суд Республики Калмыкия 8 апреля 2019 года.
Таким образом, кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере рыночной стоимости подлежит установлению на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
исковые требования Ордоковой М.Я. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Данные изъяты", площадью "Данные изъяты"кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для организации крестьянского (фермерского) хозяйства ""Данные изъяты"", для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: "Данные изъяты", в размере рыночной стоимости - "Данные изъяты" ("Данные изъяты") рубля "Данные изъяты" копеек по состоянию на 1 декабря 2013 года, на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 8 апреля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Л.М.Кутланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.