Дата вступления в законную силу - 25 июля 2019 г.
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Кутлановой Л.М,
при секретаре Манжиковой А.Э,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Хамдан" к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости здания офиса и магазина в размере их рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Хамдан" обратилось в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Административный истец является собственником нежилого здания офиса, общей площадью 66,3 кв.м, с кадастровым номером "Данные изъяты" и нежилого здания магазина, общей площадью 176 кв.м, с кадастровым номером "Данные изъяты", расположенных по адресу:"Данные изъяты". Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 года N 112-пр "Об утверждении результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Калмыкия" утверждены результаты государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости. С учетом указанного правового акта кадастровая стоимость здания офиса составляет "Данные изъяты" рублей "Данные изъяты" копеек, кадастровая стоимость магазина определена в размере "Данные изъяты" рублей "Данные изъяты" копеек. Считая кадастровую стоимость объектов недвижимости завышенной, общество с ограниченной ответственностью обратилось к независимому оценщику ФИО1 с целью определения рыночной стоимости нежилых помещений. Согласно отчету оценщика рыночная стоимость здания офиса составляет "Данные изъяты" рублей, а стоимость здания магазина -"Данные изъяты" рублей. Завышенный размер кадастровой по отношению к их реальной рыночной стоимости влечет за собой увеличение налоговых обязательств. Письмами Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Калмыкия от 26 декабря 2018 года и 10 января 2019 года в принятии к рассмотрению заявлений о пересмотре кадастровой стоимости было отказано в связи с истечением пятилетнего срока с момента утверждения результатов кадастровой стоимости.
Просит суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества нежилого помещения офис, общей площадью 66,3 кв.м, с кадастровым номером "Данные изъяты", расположенного по адресу: "Данные изъяты", в размере рыночной стоимости равной "Данные изъяты" рублей; установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества нежилого помещения магазина, общей площадью 176 кв.м, с кадастровым номером "Данные изъяты", расположенного по адресу: "Данные изъяты", в размере рыночной стоимости равной "Данные изъяты" рублей.
В судебном заседании представитель ООО "Хамдан" Дорджиев С.Н. заявленные требования поддержал.
Представители административных ответчиков - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Принимая во внимание наличие в деле доказательств надлежащего извещения сторон и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела усматривается, что сведения о кадастровой стоимости здания офиса "Данные изъяты" и здания магазина "Данные изъяты" внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 апреля 2013 года, то есть срок, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, истек 19 апреля 2018 года. Вместе с тем, с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости административный истец обратился 27 мая 2019 года.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судам дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пропуск срока, предусмотренного частью 3 статьи 245 КАС РФ, не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Исследуя причины пропуска истцом срока обращения в суд, суд принимает во внимание, что на момент обращения ООО "Хамдан" в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Калмыкия. Указанные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин пропуска предусмотренного частью 3 статьи 245 КАС РФ срока, в связи с чем, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению, административное исковое заявление ООО "Хамдан" о пересмотре кадастровой стоимости здания офиса и магазина подлежит рассмотрению по существу.
Разрешая требования административного искового заявления, суд приходит к следующему выводу.
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 года N 112-пр утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Калмыкия.
Согласно статье 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в том числе, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусматривается, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Хамдан" является собственником здания офиса, назначение: нежилое, общей площадью 66,3 кв.м, с кадастровым номером "Данные изъяты", по адресу: "Данные изъяты", о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 3 февраля 2015 года сделана запись регистрации N "Данные изъяты", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права "Данные изъяты" от 3 февраля 2015 года и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14 июля 2017 года.
Из свидетельства о государственной регистрации права "Данные изъяты" от 3 февраля 2015 года и выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13 июля 2017 года следует, что ООО "Хамдан" является собственником нежилого здания магазина, общей площадью 176 кв.м, с кадастровым номером "Данные изъяты", по адресу: "Данные изъяты", о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 3 февраля 2015 года сделана запись регистрации N "Данные изъяты".
Административный истец, являясь плательщиком налога на имущество организаций, имеет заинтересованность в приведении кадастровой стоимости здания офиса и магазина в соответствие с их рыночной стоимостью.
Кадастровая стоимость здания офиса, утвержденная приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 года N 112-пр, составляет "Данные изъяты" рублей "Данные изъяты" копеек, о чём свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 декабря 2018 года. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости - 19 апреля 2013 года.
Кадастровая стоимость здания магазина, утвержденная приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 года N 112-пр, составляет "Данные изъяты" рублей "Данные изъяты" копеек, о чём свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13 декабря 2018 года. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости - 19 апреля 2013 года.
Не согласившись с размерами установленной кадастровой стоимости, ООО "Хамдан" обратилось к оценщику ИП ФИО1 для определения рыночной стоимости здания офиса и магазина. Согласно отчёту N 04-60/2018 от 10 декабря 2018 года, составленному ИП ФИО1 (член Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", реестровый номер "Данные изъяты" от 30 июля 2014 года, диплом о профессиональной переподготовке "Данные изъяты" по программе "Оценка собственности", специализация "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", выданный ФГБОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университет от 23 мая 2012 года, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению "Оценка недвижимости" N "Данные изъяты" от 28 сентября 2018 года, полис обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности ООО "Центральное Страховое Общество" от 27 декабря 2017 года, срок действия договора с 5 марта 2018 года по 4 марта 2019 года), рыночная стоимость оцениваемого недвижимого имущества с кадастровым номером "Данные изъяты" без учета стоимости занимаемого земельного участка, рассчитанная затратным подходом, по состоянию на 19 апреля 2013 года составляет с учетом округлений до ста: "Данные изъяты" рублей.
Согласно отчёту N 04-59/2018 от 10 декабря 2018 года, составленному ИП ФИО1, рыночная стоимость оцениваемого недвижимого имущества с кадастровым номером "Данные изъяты" без учета стоимости занимаемого земельного участка, рассчитанная затратным подходом, по состоянию на 19 апреля 2013 года составляет с учетом округлений до ста: "Данные изъяты" рублей.
Частью 1 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (часть 9 статьи 24.18 Закона).
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (часть 10 статьи 24.16 Закона).
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в том числе, отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
При этом, заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается (часть 17).
Таким образом, названным Законом об оценочной деятельности для данной категории споров установлен досудебный порядок урегулирования.
Судом установлено, что вышеуказанные отчеты об оценке здания офиса и магазина представлены истцом 24 декабря 2018 года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную на основании приказа уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, от 25 октября 2012 года N П/473 в Республике Калмыкия.
Из уведомлений секретаря комиссии ФИО2 от 26 декабря 2018 года NN 05-3565, 05-3566 следует, что заявления о пересмотре кадастровой стоимости зданий с кадастровыми номерами "Данные изъяты" и "Данные изъяты", расположенных по адресу: "Данные изъяты", к рассмотрению не приняты: отсутствуют отчеты, составленные в форме электронного документа, и нарушен срок, который определен статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что вышеуказанные отчеты об оценке здания офиса и магазина на бумажном носителе и в форме электронного документа 29 декабря 2018 года вновь представлены в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Из писем секретаря комиссии ФИО2 от 10 января 2019 года N N 05-0025, 05-0024 следует, что заявления о пересмотре кадастровой стоимости зданий с кадастровыми номерами "Данные изъяты" и "Данные изъяты", расположенных по адресу: "Данные изъяты", к рассмотрению не принимаются. В качестве основания указано, что заявления поданы с нарушением сроков, которые определены статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", представленные ООО "Хамдан" письма Управления при указанных выше обстоятельствах являются надлежащим подтверждением соблюдения обществом установленного Законом об оценочной деятельности досудебного порядка урегулирования спора.
В силу части 30 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде по основаниям для их пересмотра, предусмотренным частью 11 настоящей статьи, решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Изучив представленные истцом отчеты об оценке, суд приходит к выводу об их достоверности и соответствии требованиям действующего законодательства.
В силу статьи 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 упомянутого Федерального закона.
Согласно статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Указанные отчеты подготовлены лицом, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов.
При определении рыночной стоимости здания офиса и магазина оценщик применил затратный метод.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчеты базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, содержащих их количественные и качественные характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного подхода является мотивированным и корректным.
Кем-либо из лиц, участвующих в деле, мотивированные возражения, замечания на отчеты об определении рыночной стоимости здания офиса и магазина не представлены.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что указанные в отчетах об оценке итоговые величины рыночной стоимости здания офиса и магазина являются достоверными.
Учитывая изложенное, суд признает заявленное ООО "Хамдан" административное исковое требование об установлении кадастровой стоимости здания офиса с кадастровым номером "Данные изъяты" по состоянию на 19 апреля 2013 года, равной "Данные изъяты" рублей, и здания магазина с кадастровым номером "Данные изъяты" по состоянию на 19 апреля 2013 года, равной "Данные изъяты" рублей, подлежащим удовлетворению.
Согласно положениям частей 5, 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Принимая во внимание, что ООО "Хамдан" обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Калмыкия 29 декабря 2018 года, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать эту дату.
Таким образом, кадастровая стоимость здания офиса и магазина в размере рыночной стоимости подлежит установлению на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
решил:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Хамдан" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания офиса с кадастровым номером "Данные изъяты", площадью 66,3 кв.м, расположенного по адресу: "Данные изъяты", в размере рыночной стоимости - "Данные изъяты" ("Данные изъяты") рублей по состоянию на 19 апреля 2013 года, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 декабря 2018 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания магазина с кадастровым номером "Данные изъяты", площадью 176 кв.м, расположенного по адресу: "Данные изъяты", в размере рыночной стоимости - "Данные изъяты" ("Данные изъяты") рублей по состоянию на 19 апреля 2013 года, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Л.М.Кутланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.