Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А,
судей Болат-оол А.В, Ховалыга Ш.А,
при секретаре Чимит Е.Ш,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дагбы А.О. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным бездействия по апелляционной жалобе административного истца Дагбы А.О. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 марта 2019 года.
Заслушав доклад судьи Железняковой С.А,
УСТАНОВИЛА:
Дагбы А.О. обратилась в суд с административным иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, указав, что 31 августа 2018 года ею подано заявление о предоставлении земельного участка, находящегося по адресу: ** (кадастровый номер квартала **), площадью ** кв.м, в аренду, однако ответ в установленные законом сроки не предоставлен. Бездействие административного ответчика не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы административного истца. Административный ответчик был обязан рассмотреть её заявление и совершить действия по предоставлению земельного участка в аренду без проведения торгов путём опубликования извещения, поскольку оснований для отказа в передаче земельного участка в аренду не имеется. Просила признать бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва незаконным, обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва устранить допущенное нарушение её прав и законных интересов путём утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ** и опубликования извещения о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
Определением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 февраля 2019 года в качестве заинтересованного лица по делу привлечён Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г.Кызыла.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 марта 2019 года административное исковое заявление Дагбы А.О. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец Дагбы А.О. просит решение суда отменить, указывая, что административному истцу было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что разрешённое использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанном в заявлении. Испрашиваемый земельный участок расположен в зоне парков, скверов, городских округов (Р-2). Также суд ссылается на то, что согласно Правилам землепользования и застройки городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утверждённым решением Хурала представителей г. Кызыла от 27 ноября 2012 года N 32, земельный участок расположен в зоне Р-2. В решении суда указано, что действия административного ответчика соответствуют требованиям Административного регламента предоставления муниципальной услуги, утверждённого распоряжением администрации г. Кызыла от 12 мая 2017 года N 40, что является незаконным, поскольку такой Административный регламент отсутствует. Выводы суда о том, что в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть отказано на основании пункта 16 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, необоснованны, поскольку оспариваемый отказ административного ответчика не содержит ссылок на положения данной статьи Земельного кодекса РФ.
В судебное заседание административный истец Дагбы А.О, представитель административного ответчика - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, представитель заинтересованного лица - Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как видно из материалов дела, 31 августа 2018 года административный истец Дагбы А.О. обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, общей площадью ** кв. метра, расположенного в кадастровом квартале ** рядом с ** для индивидуального жилищного строительства сроком на 5 лет.
Заявление административного истца от 31 августа 2018 года сдано в отделение почты 4 сентября 2018 года и получено административным ответчиком 6 сентября 2018 года.
Уведомлением от 8 октября 2018 года N ОГ-1905 Министерство отказало Дагбы А.О. в предоставлении земельного участка в аренду на основании пп.1 п.2.10.4 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства", утверждённого приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 12 мая 2017 года N 40, в связи с тем, что разрешённое использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Указанное уведомление Министерства направлено административному истцу Дагбы А.О. 23 октября 2018 года по адресу: ** что подтверждается реестром внутренних почтовых отправлений на указанную дату и получено адресатом 5 января 2019 года.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что отказ Министерства земельных и имущественных отношений (далее - Министерство) в предоставлении земельного участка Дагбы А.О. является законным и обоснованным, поскольку испрашиваемый административным истцом земельный участок находится в зоне парков, скверов, городских округов (Р-2).
С указанным решением суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку административный истец Дагбы А.О. в административном иске не оспаривала отказ Министерства в предоставлении ей земельного участка в аренду, а оспаривала бездействие указанного государственного органа, выразившееся в несвоевременном рассмотрении заявления Дагбы А.О. от 31 августа 2018 года о предоставлении в аренду земельного участка и в несовершении действий по утверждению схемы расположения земельного участка и опубликованию извещения о предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учётом особенностей, установленных статьёй 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьёй 39.16 настоящего Кодекса.
Заявление Дагбы А.О. поступило в Министерство 6 сентября 2018 года, в связи с чем решение об отказе в предоставлении земельного участка должно было быть принято административным ответчиком не позднее 5 октября 2018 года, а оно принято только 8 октября 2018 года, то есть по истечении предусмотренного пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ срока, а учитывая, что указанное решение было направлено административному истцу только 23 октября 2018 года, то судебная коллегия находит установленным факт нарушения срока рассмотрения заявления и своевременного направления ответа заявителю, поэтому усматривает наличие оснований для признания незаконным бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившегося в несвоевременном рассмотрении заявления Дагбы А.О. от 31 августа 2018 года, что привело к нарушению прав и законных интересов административного истца на своевременное рассмотрение заявления.
Поскольку Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва отказало административному истцу в предоставлении земельного участка в аренду, то оно не должно было совершать действия по утверждению схему расположения испрашиваемого земельного участка и опубликованию извещения о его предоставлении, в связи с этим оснований для признания незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в несовершении действий по утверждению схемы расположения земельного участка и опубликованию извещения о предоставлении земельного участка, не имеется.
При таких обстоятельствах административный иск Дагбы А.О. подлежит удовлетворению частично.
В пункте 1 части 3 статьи 227 КАС РФ указано, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Вместе с тем, в данном случае необходимости возложения на административного ответчика обязанности устранить допущенное нарушение не имеется, поскольку заявление Дагбы А.О. о предоставлении земельного участка в аренду, хотя и с нарушением срока, но рассмотрено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 марта 2019 года отменить и принять новое решение следующего содержания:
"Административный иск Дагбы А.О. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившееся в несвоевременном рассмотрении заявления Дагбы А.О. от 31 августа 2018 года о предоставлении в аренду земельного участка.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 июля 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.