Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А,
судей Таргына А.О, Ховалыга Ш.А,
при секретаре Чимит Е.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения (далее - МАДОУ) " **" города Кызыла Республики Тыва" к Государственной инспекции труда в Республике Тыва, государственному инспектору труда в Республике Тыва Кыргысу К.Ю. о признании акта проверки и предписания незаконными по апелляционной жалобе представителя административного истца - МАДОУ " **" города Кызыла Шавыраа А.К. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 марта 2019 года.
Заслушав доклад судьи Железняковой С.А, пояснения представителя административного истца Шавыраа А.К. и заинтересованного лица Кунгаа Б.Б, поддержавших апелляционную жалобу, возражения административного ответчика Кыргыса К.Ю,
УСТАНОВИЛА:
административный истец - МАДОУ " **" города Кызыла Республики Тыва" обратился в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Республике Тыва, государственному инспектору труда в Республике Тыва Кыргысу К.Ю, указав, что акт проверки N и предписание от N являются незаконными, поскольку в акте проверки указано, что по расчетному листку за январь 2018 года работнику Р. полностью отработавшей норму часов, начислена заработная плата в размере 14 107 рублей 50 копеек, при этом начисленная заработная плата ниже уровня МРОТ. Однако на основании приказа Департамента по образованию мэрии г..Кызыла от 11 мая 2017 года N 229 "Об утверждении порядка распределения стимулирующих выплат образовательным организациям (учреждениям) в целях достижения индикативных показателей уровня средней заработной платы педагогических работников", во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Положения "О стимулирующих выплатах педагогическим работникам в целях достижения индикативных показателей уровня средней заработной платы" МАДОУ N 12 " **" г..Кызыла Республики Тыва 30 января 2018 года издан приказ N "О премировании" и произведены выплаты педагогическим работникам, в том числе Р. в размере 7 685 рублей. Таким образом, за январь 2018 года общая сумма заработной платы Р. с учетом доплаты составила 20 793, 50 рублей, что выше МРОТ. В акте проверки указано, что по расчетному листку за сентябрь 2018 года Р. полностью отработавшей норму часов, начислена заработная плата в размере 14 107, 50 рублей, что ниже уровня МРОТ. Однако Р. осуществлен перерасчёт заработной платы за сентябрь 2018 года, поскольку финансирование поступило в октябре 2018 года, выплата в сумме 7 106 рублей осуществлена в октябре 2018 года что подтверждается перерасчётом прошлых периодов от 26 октября 2018 года, лицевым счетом и расчетным листком за октябрь 2018 года.
Общая сумма заработной платы за сентябрь 2018 года с учетом перерасчета составила 21 213, 50 рублей, что соответствует МРОТ. Просит признать акт проверки от 29 декабря 2018 года N и предписание Государственной инспекции труда в Республике Тыва от 29 декабря 2018 года N незаконными.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 марта 2019 года в удовлетворении административного искового заявления МАДОУ " **" города Кызыла Республики Тыва" отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Шавыраа А.К. просит решение суда отменить, указывая, что за январь 2018 года заработная плата Р. с учётом доплаты составила 20 793,50 рублей, что не ниже установленного МРОТ. В решении суда по начислению заработной платы за сентябрь 2018 года имеется описание только расчетного листа Р. не изучены доводы административного истца о том, что работнику осуществлён перерасчёт заработной платы за сентябрь 2018 года в сумме 7 106 рублей, который подтверждается перерасчётом прошлых периодов от 26 октября 2018 года, лицевым счетом, расчётным листом за октябрь 2018 года. После вынесения акта проверки и предписания административный истец и его законный представитель могут быть привлечены к финансовой и дисциплинарной ответственности за необоснованную выплату денежных средств.
В судебном заседании представитель административного истца Шавыраа А.К. и представитель заинтересованного лица - МКУ " **" Кунгаа Б.Б. апелляционную жалобу поддержали.
Административный ответчик Кыргыс К.Ю, действующий за себя и за административного ответчика - Государственную инспекцию труда в Республике Тыва по доверенности, просил решение суда оставить без изменения.
Заинтересованное лицо Р. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено, 6 декабря 2018 года Р. - работник МАДОУ " **" города Кызыла Республики Тыва обратилась в Государственную инспекцию труда в Республике Тыва с заявлением, где просила произвести перерасчёт с января 2018 года по ноябрь 2018 года.
Распоряжением руководителя Государственной инспекции труда в Республике Тыва от 26 декабря 2018 года N назначена внеплановая выездная проверка в отношении МАДОУ " **" города Кызыла Республики Тыва", срок проведения проверки установлен - 4 рабочих дня с 26 декабря по 29 декабря 2018 года, проведение проверки поручено государственному инспектору труда в Республике Тыва Кыргысу К.Ю.
29 декабря 2018 года государственным инспектором труда в Республике Тыва Кыргысом К.Ю. составлен акт проверки N согласно которому работодатель в нарушение статьи 133 ТК РФ выплачивал заработную плату в январе, сентябре 2018 года Р. ниже установленного МРОТ. МАДОУ " **" города Кызыла Республики Тыва" предложено устранить нарушение статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации и произвести перерасчёт заработной платы Р. за январь и сентябрь 2018 года в соответствии с установленным минимальным размером оплаты труда, а также устранить нарушение статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, начислить и оплатить денежную компенсацию Р. за задержку выплаты недоначисленной заработной платы.
В предписании от 29 декабря 2018 года N государственный инспектор труда в Республике Тыва Кыргыс К.Ю. установилсрок для устранения нарушения требований статей 133, 236 ТК РФ - до 18.01.2019 года.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Предписание, выданное государственной инспекцией труда, может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем (часть 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, срок обращения с оспариванием акта проверки составляет три месяца, а срок оспаривания предписания - 10 дней со дня его получения работодателем.
Как установлено судебной коллегией, акт проверки и предписание от 29 декабря 2018 года получены законным представителем административного истца в этот же день - 29 декабря 2018 года. В суд с административным иском МАДОУ " **" города Кызыла Республики Тыва" обратилось 15 февраля 2019 года.
Следовательно, 3-хмесячный срок для оспаривания акта проверки административным истцом не нарушен.
На основании частей 5-7 статьи 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено судебной коллегией, в предписании от 29 декабря 2018 года административному истцу было разъяснено, что он может обжаловать его вышестоящему должностному лицу Государственной инспекции труда в Республике Тыва в течение 15 дней со дня его получения либо в суд в порядке, установленном частью 2 статьи 357 ТК РФ, в течение 10 дней со дня его получения.
11 января 2019 года МАДОУ " **" города Кызыла Республики Тыва" обратилось к руководителю Государственной инспекции труда в Республике Тыва с возражением, где просило пересмотреть предписание от 29 декабря 2018 года N о перерасчёте заработной платы за январь и сентябрь 2018 года.
Решением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Тыва от 1 февраля 2019 года предписание, выданное государственным инспектором труда в Республике Тыва Кыргысом К.Ю, признано правомерным.
Указанное решение получено МАДОУ " **" города Кызыла Республики Тыва" 6 февраля 2019 года, в суд, как указано выше, административный истец обратился 15 февраля 2019 года, поэтому судебная коллегия считает, что срок на обжалование предписания пропущен административным истцом по уважительной причине и подлежит восстановлению.
Статьёй 356 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень полномочий федеральной инспекции труда, к которым отнесены, в частности, осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведение приёма и рассмотрение жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй и пятнадцатый).
В соответствии с абзацем шестым части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Статьёй 360 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Организация и проведение внеплановых выездных проверок, сроки проведения проверок, порядок оформления актов проверки регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно части 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Исходя из приведённых норм Трудового кодекса Российской Федерации, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.
При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, посредством вынесения обязательного для работодателя предписания.
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что предписание в адрес административного истца вынесено надлежащим должностным лицом и в пределах его полномочий. Судебная коллегия также считает, что внеплановая выездная проверка Государственной инспекцией труда в Республике Тыва в отношении МАДОУ " **" города Кызыла Республики Тыва" проводилась на законных основаниях, порядок и сроки проведения проверки не нарушены, акт проверки составлен уполномоченным должностным лицом.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании статьи 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчёркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть без учёта природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Минимальный размер оплаты труда на январь 2018 года был установлен в размере 9 489 рублей, а на сентябрь 2018 года - в размере 11 163 рублей, что подтверждается статьёй 3 Федерального закона от 28.12.2017 N 421-ФЗ и статьёй 1 Федерального закона от 07.03.2018 года N 41-ФЗ. Постановлением Правительства РФ от 18.07.1994 года N 856 "О повышении районных коэффициентов в Республике Тыва в связи с отнесением её территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" город Кызыл Республики Тыва был отнесён к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, для него установлен районный коэффициент - 1,4, процентная надбавка за стаж работы в городе Кызыле составляет 1,5.
Соответственно, начисленная заработная плата Р. - работника МАДОУ " **" города Кызыла Республики Тыва", полностью отработавшей норму в январе и сентябре 2018 года, с учётом районного коэффициента и процентной надбавки должна была составлять не менее 18 029, 1 рублей (9 489 рублей х 1,9) в январе 2018 года и не менее 21 209, 7 рублей (11 163 рубля х 1,9) в сентябре 2018 года.
Из расчётного листа за январь 2018 года следует, что начисленная заработная плата Р. с учётом районного коэффициента и северной надбавки составила 14 107, 50 рублей. Также судебной коллегией установлено, что на основании приказа директора МАДОУ " **" города Кызыла Республики Тыва" от 30 января 2018 года N23 "О премировании" Р. (л.д. 23-24) за январь 2018 года установлена стимулирующая выплата в сумме 7 685 рублей, которая выплачена за вычетом НДФЛ в размере 6 686 рублей 27 февраля 2018 года, что подтверждается копией реестра к платёжному поручению от 27 февраля 2018 года N 106 (л.д. 25). Следовательно, за январь 2018 года Р. начислена и выплачена заработная плата в размере 21 792, 5 рублей, что выше минимального размера оплаты труда.
Из расчетного листа за сентябрь 2018 года следует, что начисленная заработная плата Р. с учётом районного коэффициента и северной надбавки составила 14 107, 50 рублей. В октябре 2018 года Р. сделан перерасчёт по заработной плате, ей доначислены за сентябрь 2018 года доплата за увеличение объёма работ, за заведование групповыми помещениями, районный коэффициент и северная надбавка на эти суммы в размере 7 107, 4 рублей (3190, 25 руб. + 550, 25 руб. + 1496, 4 руб. + 1870, 50 руб.), что подтверждается перерасчётом прошлых периодов от 26 октября 2018 года (л.д. 27), лицевым счётом и расчётным листом за октябрь 2018 года (л.д. 28). Следовательно, с учётом перерасчёта в сентябре 2018 года начисленная заработная плата Р. составила 21 214,90 рублей, что выше установленного минимального размера оплаты труда.
При таких обстоятельствах вывод акта проверки от 29 декабря 2018 года N и пункта 1 предписания Государственной инспекции труда в Республике Тыва от 29 декабря 2018 года N в части указания на нарушение Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением " **" города Кызыла Республики Тыва" статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации и обязании произвести перерасчёт заработной платы Р. за январь и сентябрь 2018 года являются незаконными.
Ссылка суда первой инстанции в решении на то, что, что денежные средства, выплачиваемые работнику в виде премиальных при начислении заработной платы, не включаются в МРОТ, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно части 1 статьи 142 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами.
Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (часть 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации).
Поскольку суд первой инстанции не определилв качестве обстоятельства, подлежащего доказыванию, сроки выплаты заработной платы в МАДОУ " **" г. Кызыла Республики Тыва", то суд апелляционной инстанции истребовал у административного истца указанное доказательство, которое было принято судебной коллегией в качестве доказательства по административному делу и приобщено к материалам дела.
Из коллективного договора МАДОУ " **" г. Кызыла Республики Тыва" видно, что днями выплаты заработной платы являются 25 число за первую половину месяца и 10 число месяца, следующего за расчетным, окончательный расчёт за месяц работы независимо от числа рабочих дней в месяце, размер оплаты за первую половину месяца составляет не менее 50% оклада, ставки (п.6.4).
Из материалов административного дела следует, что стимулирующая выплата за январь 2018 перечислена Р. 27 февраля 2018 года, перерасчёт за сентябрь 2018 года - 26 октября 2018 года, то есть с нарушением установленных коллективным трудовым договором сроков выплаты заработной платы, в связи с чем вывод акта проверки и пункт 2 предписания Государственной инспекции труда в Республике Тыва в части требования устранить нарушение статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, начислить и оплатить Р. денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы за январь и сентябрь 2018 года являются законными.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 марта 2019 года отменить и принять новое решение следующего содержания:
"Административный иск Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения " **" города Кызыла Республики Тыва" удовлетворить частично.
Признать незаконными вывод акта проверки и пункт 1 предписания в части указания на нарушение Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением " **" города Кызыла Республики Тыва" статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации и обязании произвести перерасчёт заработной платы Р. за январь и сентябрь 2018 года.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 июля 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.