Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В,
судей Козлова А.М, Смелковой Г.Ф,
при секретаре Ивашкиной Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 июля 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Зименкова М.В. к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия о возложении обязанности включить в выслугу лет период службы в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии по апелляционной жалобе истца Зименкова М.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 06 мая 2019 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Зименков М.В. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия (далее - МВД по Республике Мордовия) о возложении обязанности включить в выслугу лет период службы в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии.
В обоснование иска указано, что он с 6 сентября 1994 г. по 14 января 2019 г. проходил службу в органах внутренних дел.
В период с 24 декабря 2010 г. по 18 октября 2014 г. истец состоял в должности заместителя начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых по службе, в его должностные обязанности входило, в том числе непосредственное осуществление функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Ответчик неправомерно включил период его службы в должности заместителя начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ковылкинский" (далее - ММО МВД России "Ковылкинский") с 8 августа 2011 г. по 23 августа 2014 г. в выслугу лет в календарном исчислении.
Считает, что указанный период подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца службы.
С учетом уточнения исковых требований просил суд обязать МВД по Республике Мордовия включить в его стаж службы в льготном исчислении период службы с 8 августа 2011 г. по 23 августа 2014 г. в должности заместителя начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ММО МВД России "Ковылкинский" и произвести перерасчет пенсии с учетом увеличенного стажа с 14 января 2019 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 мая 2019 г. иск оставлен без удовлетворения.
Истец Зименков М.В. подал апелляционную жалобу на решение суда, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. Приводит доводы о том, Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденным приказом МВД России от 9 октября 2004 г..N 640 (далее - Перечень, утвержденный приказом МВД России от 9 октября 2004 г..N 640), предусмотрена должность заместителя начальника изолятора временного содержания по службе, которую он занимал с 24 декабря 2010 г, что свидетельствует о том, что должностные обязанности заместителя начальника изолятора временного содержания по службе связаны с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; с 8 августа 2011 г..по 18 октября 2014 г..он продолжал исполнять те же обязанности, однако его должность "заместитель начальника изолятора временного содержания" не указана в приведенном Перечне; должностные обязанности заместителя начальника изолятора временного содержания по службе и заместителя начальника изолятора временного содержания являются идентичными. Выражает несогласие с выводом суда о необходимости предоставления доказательств физического конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Отмечает, что ответчиком не представлены документы, на основании которых его должность по приказу МВД по Республике Мордовия N 1476 л/с от 8 августа 2011 г..была поименована как заместитель начальника изолятора временного содержания, а не заместитель начальника изолятора временного содержания по службе.
Обращает внимание, что применение судом в отношении спорного периода Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденного приказом МВД России от 20 декабря 2016 г..N 868 (далее - Перечень, утвержденный приказом МВД России от 20 декабря 2016 г..N 868), ухудшает его положение. Также указывает, что Перечнем, утвержденным приказом МВД России от 20 декабря 2016 г..N 868, предусмотрены должности заместителя начальника изолятора и заместителя начальника изолятора по службе как предоставляющие право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии, что подтверждает связь исполнения обязанностей по указанным должностям с функциями по охране и конвоированию. Ссылаясь на должностные регламенты, Перечень, утвержденный приказом МВД России от 9 октября 2004 г..N 640, отмечает, что весь спорный период он непосредственно выполнял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, его трудовая деятельность осталась неизменной и после переименования его должности. Утверждает, что обжалуемое решение противоречит судебной практике. Считает, что судом допущены нарушения норм гражданского процессуального права, а именно не вызван и не допрошен в качестве свидетеля помощник Министра внутренних дел по Республике Мордовия С.А.В.
В судебное заседание представитель истца Зименкова М.В. Лисин В.А. и представитель третьего лица ММО МВД России "Ковылкинский" не явились. О времени и месте судебного заседания указанные лица надлежащим образом извещены, сведений о причинах неявки не представили и отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании истец Зименков М.В. апелляционную жалобу поддержал, представитель ответчика МВД по Республике Мордовия Макшанова Н.А. относительно жалобы возразила.
Рассмотрев дело в порядке части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Зименков М.В. проходил службу в органах внутренних дел с 6 сентября 1994 г. по 14 января 2019 г, в период с 8 августа 2011 г. по 23 августа 2014 г. - в должности заместителя начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ММО МВД России "Ковылкинский (л.д. 6-7, 34-36).
Согласно расчету выслуги лет для назначения пенсии Зименкову М.В. от 14 января 2019 г. период работы истца с 8 августа 2011 г. по 23 августа 2014 г. засчитан в выслугу лет в календарном исчислении (л.д. 34-36).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что должность, в которой проходил службу истец в спорный период, не предусмотрена перечнем должностей, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии, доказательств непосредственного осуществления истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно статье 70 которого порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Согласно статье 18 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации во исполнение данного предписания приняло постановление от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление от 22 сентября 1993 г. N 941), в подпункте "г" пункта 3 которого определено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
В спорный период службы Зименкова М.В. действовал Перечень, утвержденный приказом МВД России от 9 октября 2004 г. N 640.
Указанным перечнем должность заместителя начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых не предусмотрена.
Кроме того, материалами дела не подтверждается непосредственное осуществление истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Доводы апелляционной жалобы Зименкова М.В. о том, что Перечнем, утвержденным приказом МВД России от 9 октября 2004 г. N 640, предусмотрена должность заместителя начальника изолятора временного содержания по службе, которую он занимал с 24 декабря 2010 г, должностные обязанности заместителя начальника изолятора временного содержания по службе идентичны должностным обязанностям заместителя начальника изолятора временного содержания, которую он занимал с 8 августа 2011 г. по 18 октября 2014 г, судебная коллегия отклоняет.
Тождественность должностных обязанностей заместителя начальника изолятора временного содержания по службе и заместителя начальника изолятора временного содержания правового значения для расчета выслуги лет не имеет, поскольку в льготном исчислении включаются периоды нахождения в должности, наименование которой соответствует перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Несогласие с выводом суда о необходимости предоставления доказательств физического конвоирования подозреваемых и обвиняемых не влияет на законность решения. Приведенным подпунктом "г" пункта 3 Постановления от 22 сентября 1993 г. N 941 необходимым условием для включения периода службы в выслугу лет в льготном исчислении определено осуществление функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В подтверждение выполнения таких функций доказательств истцом не представлено.
Доводы апелляционной жалобы истца о непредставлении ответчиком документов, на основании которых его должность по приказу МВД по Республике Мордовия N 1476 л/с от 8 августа 2011 г. была поименована как заместитель начальника изолятора временного содержания, а не заместитель начальника изолятора временного содержания по службе, подлежат отклонению. Должность истца "заместитель начальника изолятора временного содержания" предусмотрена штатными расписаниями ММО МВД России "Ковылкинский", утвержденными приказами МВД по Республике Мордовия N 181 от 20 мая 2011 г. и N 487 от 20 декабря 2011 г.
Утверждения Зименкова М.В. о том, что применение судом в отношении спорного периода Перечня, утвержденного приказом МВД России от 20 декабря 2016 г. N 868, ухудшает его положение, не могут повлечь отмену решения, поскольку ни этим перечнем, ни Перечнем, утвержденным приказом МВД России от 9 октября 2004 г. N 640, возможность включения периодов службы в должности заместителя начальника изолятора временного содержания до 23 августа 2014 г. в льготном исчислении не предусмотрена.
Также подлежат отклонению и доводы апелляционной жалобы о том, что Перечнем, утвержденным приказом МВД России от 20 декабря 2016 г. N 868, предусмотрены должности заместителя начальника изолятора и заместителя начальника изолятора по службе, что подтверждает связь исполнения обязанностей по указанным должностям с функциями по охране и конвоированию. Согласно приведенному перечню право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии заместитель начальника изолятора имеет с 23 августа 2014 г.
Ссылку истца в жалобе на судебную практику судебная коллегия не принимает во внимание, так как другие судебные постановления приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам, не имеют преюдициального значения для данного дела.
Не влияют на законность решения и доводы жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся в том, что не вызван и не допрошен в качестве свидетеля помощник Министра внутренних дел по Республике Мордовия С.А.В. Судом по ходатайству стороны истца в судебное заседание был вызван С.А.В, однако, как следует из представленной ответчиком справки от 6 мая 2019 г, С.А.В. по состоянию на 6 мая 2019 г. временно нетрудоспособен, находится на лечении в "МСЧ МВД России по Республике Мордовия" с 24 апреля 2019 г. (л.д. 116).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, иному толкованию норм материального права, что не отнесено статьей 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 06 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Зименкова М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Демидчик
Судьи А.М. Козлов
Г.Ф. Смелкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.