Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Пужаева В.А,
судей Козиной Е.Г, Скипальской Л.И,
при секретаре Зобниной Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 июля 2019 г. в г.Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Чапаева Ивана Ильича к Федеральному казённому учреждению "Лечебное исправительное учреждение N3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия" о восстановлении в списке очерёдности нуждающихся в улучшении жилищных условий по апелляционной жалобе представителя УФСИН России по Республике Мордовия Аверкиной И.В. на решение Темниковского районного суда Республики Мордовия от 24 апреля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Чапаев И.И. обратился в суд с иском к Федеральному казённому учреждению "Лечебное исправительное учреждение N3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовии" (далее - ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия) о восстановлении в списке очерёдности нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указал, что с 17 марта 1993 г. по 29 октября 2018 г. проходил службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации на различных должностях и состоял в списке очерёдности на получение жилья с 28 ноября 1994 г, как не имеющий жилья, так как жилое помещение, в которое он вселился с семьёй по устному разрешению руководителя учреждения ЖХ-385/3 (ЛИУ-3) по адресу: "адрес", не было пригодно для проживания. По Федеральной целевой программе "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья" по договору социального найма от 12 марта 2014 г. ему было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 45 кв. м. 23 января 2019 г. в его адрес поступило уведомление от начальника ЛИУ-3 о том, что решением жилищной комиссии ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия от 7 декабря 2018 г. он снят с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с пунктом 20 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мордовской АССР, утверждённых постановлением Совмина МАССР и Президиума облсовпрофа от 3 декабря 1984 г. N518. Ответчик без законных на то оснований снял его с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Просил суд: признать незаконным протокол заседания жилищной комиссии ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия N2 от 7 декабря 2018 г. в части исключения его (Чапаева И.И.) из очереди на получение, расширение и улучшение жилищных условий; обязать ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия восстановить его в очереди на получение, расширение и улучшение жилищных условий с даты фактической постановки на учёт - 6 апреля 1994 г.
Определением судьи Темниковского районного суда Республики Мордовия от 4 марта 2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены: Чапаева Р.И, Чапаев В.И, Ч.Д.И. ; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия (т. 1 л.д. 177-180).
Решением Темниковского районного суда Республики Мордовия от 24 апреля 2019 г. иск Чапаева Ивана Ильича к Федеральному казённому учреждению "Лечебное исправительное учреждение N3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия" о восстановлении в списке очерёдности нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворён.
Признан незаконным протокол заседания жилищной комиссии Федерального казённого учреждения "Лечебное исправительное учреждение N3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия" N2 от 7 декабря 2018 г. в части исключения Чапаева Ивана Ильича из очереди на получение, расширение и улучшение жилищных условий.
На Федеральное казённое учреждение "Лечебное исправительное учреждение N3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия" возложена обязанность восстановить Чапаева Ивана Ильича в очереди на получение, расширение и улучшение жилищных условий с даты фактической постановки на учёт - 28 ноября 1994г.
В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по Республике Мордовия Аверкина И.В. просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым в иске Чапаеву И.И. отказать.
Ссылается на то, что: в спорный период порядок учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений регулировался Правилами учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мордовской АССР, утверждёнными постановлением Совмина МАССР и Президиума облсовпрофа от 3 декабря 1984 г..N518, принятыми во исполнение Примерных правил, утверждённых постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г..N335, и устанавливали местные особенности, но судом Правила N518 во внимание приняты не были; суд не учёл, что в пункте 7 Примерных правил N335 указано, что в правилах учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений с учётом местных условий устанавливается продолжительность проживания граждан в общежитиях и на условиях поднайма либо найма жилых помещений в случаях, указанных в подпунктах "д" и "е" настоящего пункта, а также могут быть предусмотрены дополнительные основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий; Правилами N518 была установлена продолжительность проживания граждан в общежитии до их постановки, подпункт "д" пункта 7 предусматривал, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие свыше 3 лет в общежитиях, что судом оставлено без внимания; судом не были установлены обстоятельства, имеющие значение для дела: где истец проживал до признания его в ЛИУ-3 нуждающимся в улучшении жилищных условий, паспорт истца не содержит сведений о его прописке в общежитии до 1994 года, а наоборот, имеется прописка с 20 мая 1994 г..в жилом помещении по адресу: "адрес"; суд указал, что обеспеченность истца жилой площадью на одного члена семьи составляла 11,07 кв. м, вместе с тем при признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на очередь в 1994 году действовала норма - обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7,0 кв. м, установленная подпунктом "а" пункта 7 Правил
N518; таким образом, жилищная комиссия ЛИУ-3 по состоянию на 1994 год необоснованно признала истца нуждающимся в улучшении жилищных условий; именно в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, которым суд не дал оценки, при решении вопроса о принятии на учёт, решением жилищной комиссии ЛИУ-3 от 7 декабря 2018 г..(протокол N2) истец был снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ; во всех списках очерёдности, представленных в суд, дата постановки истца в очередь - 7 марта 1994 г, истец просил восстановить его в очереди с 6 апреля 1994 г, однако суд в решении указал - восстановить с даты фактической постановки на учёт - 28 ноября 1994 г, что является основанием для отмены решения суда.
В возражениях на апелляционную жалобу Чапаев И.И. просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать. Указывает на то, что: жилое помещение, полученное им в пользование в 1994 году, не отвечало санитарным и техническим требованиям, на учёте ни в одной организации не состояло, было бесхозным после расформирования воинской части; в связи с отсутствием жилого помещения для проживания он семьёй в него заселился; таким образом, имелись основания постановки его на учёт для получения жилого помещения - в связи с отсутствием жилого помещения для проживания семьи; периодически (11 раз) на протяжении 25 лет он по требованию жилищной комиссии представлял запрашиваемые документы на перерегистрацию.
В судебное заседание Чапаева Р.И, Чапаев В.И, Чапаев Д.И. не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены своевременно и надлежаще (т. 2 л.д. 205, 206, 207), о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство по делу не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения представителя УФСИН России по Республике Мордовия Абаниной Н.Н, представителя ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия Ивановой Е.Н, Чапаева И.И. и его представителя адвоката Ивановой И.А, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 28 Жилищного кодекса РСФСР (далее - ЖК РСФСР), действовавшего на момент постановки истца на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В соответствии со статьёй 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжёлыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
В пункте 7 Примерных правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утверждённых постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 г..N335 (далее - Примерные правила N335), установлено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Для инвалидов Великой Отечественной войны, семей погибших воинов и приравненных к ним в установленном порядке лиц, а также для других категорий граждан, из числа имеющих право на первоочередное получение жилых помещений (пункт 23 настоящих Правил), могут быть предусмотрены основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, если обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи выше уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; б) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; в) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжёлыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; г) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; д) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; е) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, квартирах, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющие другой жилой площади.
В правилах учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений с учётом местных условий устанавливается продолжительность проживания граждан в общежитиях и на условиях поднайма либо найма жилых помещений в случаях, указанных в подпунктах "д" и "е" настоящего пункта, а также могут быть предусмотрены дополнительные основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 7 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мордовской АССР, утверждённых постановлением Совмина МАССР и Президиума облсовпрофа от 3 декабря 1984 г. N518 (далее - Правила N518) (в редакции от 3 декабря 1984 г.) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7,0 кв. м, а категории граждан, перечисленные в подпунктах "а", "б", "г" пункта 23 настоящих Правил, менее 7,7 кв. м. Примечание: граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи до 7,7 кв. м и вставшие на учёт по месту жительства или работы до принятия настоящих Правил, из списков очерёдности не исключаются. б) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; в) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжёлыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; г) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; д) проживающие свыше 3 лет в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; е) проживающие свыше 3 лет на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилого фонда, либо найма в домах ЖСК, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Подпункт "а" пункта 7 Правил N518 в редакции от 19 февраля 2001 г. предусматривал, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность общей площадью на одного члена семьи менее 12,5 кв. м.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учёт; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учёте по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учёте.
Снятие с учёта осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учёта граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
В соответствии со статьёй 55 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), введённого в действие с 1 марта 2005 г, право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьёй 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учёта.
На основании части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В силу пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Чапаев И.И. с 17 марта 1993 г. по 29 октября 2018 г. проходил службу в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а именно, с 17 марта 1993 г. в Государственном Учреждении ЖХ-385/3 (Дубравное управление по исправительным делам) Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, с 9 ноября 2004 г. в ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия, с 27 октября 2014 г. в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия, что подтверждается послужным списком (т. 1 л.д. 118-124).
29 октября 2018 г. истец уволен со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, что подтверждается выпиской из приказа УФСИН России по Республике Мордовия N502-пс от 26 октября 2018 г. (т. 1 л.д. 169).
Из имеющегося в учётном деле Чапаева И.И. рапорта (без даты) видно, что Чапаев И.И. обратился с рапортом на имя начальника ИТК-3 о предоставлении жилплощади в связи с семейным положением; рапорт имеет резолюцию от 6 апреля 1994 г. "подготовить материалы на комиссию" (т. 1 л.д. 14).
Данный рапорт внесён в книгу регистрации заявлений граждан о принятии на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий за N154 и передан на рассмотрение комиссии 28 сентября 1994 г. (т. 1 л.д. 235).
Согласно имеющейся в учётном деле выписке из протокола N6 заседания ЖБК учреждения ЖХ-385/3 от 28 ноября 1994 г. Чапаев И.И, как нуждающийся в улучшении жилищно-бытовых условий в связи с отсутствием жилплощади, был внесён в списки очерёдности в общую очередь на основании подпункта "а" пункта 7 постановления Правительства Республики Мордовия N518 от 3 декабря 1984 г. Указанная выписка 23 мая 2017 г. утверждена врио начальника ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия, скреплена печатью учреждения, заверена председателем и секретарём жилищной комиссии учреждения (т. 1 л.д. 116).
Подлинник протокола ЖБК учреждения ЖХ-385/3 от 28 ноября 1994 г, на основании которого выдана указанная выписка, и документы, являвшиеся основанием для постановки истца Чапаева И.И. на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в материалах учётного дела отсутствуют.
Согласно справке от 26 марта 2019 г, представленной ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия, данное обстоятельство связано с истечением 10-летнего срока хранения таких документов (т. 1 л.д. 198).
В период с 1994 года по 2018 год Чапаев И.И. значится в ежегодных списках очерёдности граждан на получение жилплощади и улучшение жилищных условий учреждения ЖХ-385/3, а в последствии - ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия; в период 1994-2002 г.г. с составом семьи три человека, 2002-2018 г.г. - четыре человека; с 1994 года основание для постановки на учёт: нет жилплощади, проживание в общежитии; с 1998 года - улучшение жилищных условий, недостаточная общая площадь (т. 1 л.д. 229-250, т. 2 л.д. 1-84).
Из паспорта Чапаева И.И. следует, что в период с 20 мая 1994 г. по 16 сентября 2016 г. он был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес" (т. 1 л.д. 73-75).
Совместно с истцом по указанному адресу проживали: супруга Чапаева Р.И, сын Чапаев В.И. "дата" года рождения, сын Ч.Д.И. "дата" года рождения.
Согласно сообщению администрации Барашевского сельского поселения Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия N23 от 19 апреля 2019 г. жилой дом по адресу: "адрес", находился в муниципальной собственности Барашевского сельского поселения. С 2 августа 2011 г. дом был признан аварийным и подлежал сносу, в настоящее время дом расселён, что также подтверждается заключением межведомственной комиссии N9 от 2 августа 2011 г. о признании жилого дома по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу (т. 1 л.д. 89, т. 2 л.д. 116).
Иных сведений о статусе и характеристиках данного жилого дома (являлся ли он общежитием либо многоквартирным домом и др.), а также о площади жилого помещения, занимаемого в этом доме истцом и его семьёй на момент постановки в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, материалы учётного дела не содержат.
В справках, выданных администрацией Барашевского сельского поселения Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия, N300 от 16 марта 2017 г. и N306 от 22 марта 2017 г. площадь жилого помещения по адресу: "адрес", указана 43,4 кв. м и 42,7 кв. м, соответственно. При этом первичные документы, на основании которых выданы справки и обозначена площадь, по состоянию на какой период времени площадь составляла указанную величину, по каким причинам изменилась, не указаны (т. 1 л.д. 86, 87).
Согласно архивной выписке отдела муниципального архива администрации Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия от 22 апреля 2019 г. N924 в документах фонда администрации Барашевского сельского поселения имеются похозяйственные книги, содержащие сведения о хозяйстве Чапаева И.И, с 1997 года: за 1997-2001 годы - лицевой счёт N703, адрес хозяйства: "адрес", при этом сведения о статусе и характеристиках занимаемого Чапаевым И.И. жилого помещения в лицевом счёте отсутствуют; в списке членов хозяйства значатся: жена Чапаева Р.И, сын Чапаев В.И. "дата" года рождения; земля, находящаяся в пользовании, - 0,02 га.; за 2002-2006 годы - лицевой счёт N705, aдpеc хозяйства: "адрес"; в списке членов хозяйства значатся: жена Чапаева Р.И, сын Чапаев В.И. "дата" года рождения, сын Ч.Д.И. "дата" года рождения; земля, находящаяся в пользовании, - 0,02 га; владелец дома - учреждение ЖХ 385/3, год постройки 1971, площадь дома (квартиры) - 32 кв. м. Сведений о решении исполнительного комитета Барашевского сельского Совета о выделении в период 1992-1994 г.г. Чапаеву И.И. квартиры, расположенной по адресу: "адрес", не обнаружено (т. 2 л.д. 114-115).
Из технического паспорта на жилой дом по адресу: "адрес", составленного по состоянию на 22 апреля 2004 г. (иная техническая документация на данный объект отсутствует), следует, что жилой дом по указанному адресу состоит из основного строения литер А и трёх пристроек под литером а, а1, а2 (дата возведения пристроек не указана) и включает в себя 10 помещений, площадь помещения под N6 в указанном доме составляет 44,3 кв. м (т. 2 л.д. 119-135).
В последующем истцу Чапаеву И.И. и членам его семьи в рамках Федеральной целевой программы "Переселение из ветхого и аварийного жилья" по договору социального найма N78 от 12 марта 2014 г. предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес", площадью 45 кв. м, в котором истец с составом семьи из четырёх человек (жена Чапаева Р.И, сын Чапаев В.И, сын Ч.Д.И.) проживают по настоящее время (т. 1 л.д. 163-167).
Протоколом жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия N2 от 7 декабря 2018 г. Чапаев И.И. исключен из очереди на получение, расширение и улучшение жилищных условий на основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ. В данном протоколе жилищно-бытовой комиссией указано, что на момент постановки на очередь не установлено, где проживал Чапаев И.И. и члены его семьи, жилое помещение, где он был зарегистрирован с 20 мая 1994 г, имело площадь 42,7 кв. м, что соответствовало уровню обеспеченности на одного члена семьи в 1994 году, на момент постановки на очередь его семья состояла из трёх человек (т. 1 л.д. 223-224).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в отсутствие относимых и допустимых доказательств оснований полагать, что истец по состоянию на 1994 год не соответствовал критериям нуждаемости в улучшении жилищных условий, не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку каких-либо доказательств того, что в представленных истцом в орган, осуществляющий принятие на учёт, документах содержались сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием принятия на учёт, а также доказательств, подтверждающих неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт, ответчиком не представлено.
Как правильно указал суд первой инстанции, ввиду отсутствия в материалах учётного дела документов, являвшихся основанием для постановки Чапаева И.И. на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с истечением 10-летнего срока их хранения, не представляется возможным установить, какие конкретно сведения о жилищных условиях истца послужили основанием для принятия его на учёт.
Из пояснений истца, данных суду первой инстанции, следует, что основанием для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий послужило его проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, что не противоречит пункту 2 статьи 29 ЖК РСФСР, пункту "б" Примерных правил N335, пункту "б" Правил N518.
При этом, начиная с 2008 года, материалы учётного дела содержат сведения о том, что истцом ежегодно подтверждалась нуждаемость в улучшении жилищных условий с предоставлением соответствующих документов.
В указанный период времени обеспеченность истца жилой площадью на одного члена семьи составляла менее 12,5 кв. м, что соответствовало решению Совета депутатов Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия от 23 января 2007 г. N12 "Об учётной норме площади жилого помещения на территории Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия".
На основании изложенного отклоняется довод апелляционной жалобы представителя УФСИН России по Республике Мордовия Аверкиной И.В. о том, что жилищная комиссия ЛИУ-3 по состоянию на 1994 год необоснованно признала истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что при постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1994 году действовала норма - обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7,0 кв. м, установленная подпунктом "а" пункта 7 Правил N518.
Ссылка в апелляционной жалобе на подпункт "д" пункта 7 Правил N518, которым предусмотрено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие свыше трёх лет в общежитиях, за исключением определённых категорий лиц, также отклоняется.
Ответчик не учёл правовую позицию, изложенную в определении Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. (дело NКАС 03-413), о том, что в соответствии с пунктом 5 статьи 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.
В названной норме урегулированы вопросы о конкретном основании для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий (проживание в общежитии, за исключением... ) и об условиях такого проживания. Возможность введения в качестве дополнительного условия к основанию признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий какого-либо срока проживания в общежитии не предусмотрена, в отличие от пункта 6 статьи 29 ЖК РСФСР, в котором законодатель обусловил конкретное основание для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий (проживание граждан на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда... ) необходимостью учёта длительности такого проживания.
Таким образом, законодатель в качестве дополнительного условия для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий длительность проживания предусмотрел лишь в отношении граждан, проживающих на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда (пункт 6 статьи 29 ЖК РСФСР), не установив такого условия в отношении граждан, проживающих в общежитиях (пункт 5 статьи 29 ЖК РСФСР). В связи с этим пункт 7 Правил в оспариваемой части издан в 1984 году с превышением полномочий, неправомерно введено дополнительное условие для признания граждан, проживающих в общежитиях, нуждающимися в улучшении жилищных условий, срок проживания таких граждан в общежитии не менее 3 лет, ограничившее права указанных граждан на постановку на учёт, а, следовательно, и на предоставление жилых помещений.
Довод апелляционной жалобы о том, что до момента постановки Чапаева И.И. в очередь неправомерность действий должностных лиц выразилась в невыполнении условий о трёхлетнем проживании истца в общежитии, основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку в силу части 2 статьи 11 ГПК РФ положения подпункта "д" пункта 7 Правил N518 в части установления трёхлетнего срока проживания в общежитии не могли применяться на момент постановки истца на учёт, так как противоречили нормативному правовому акту, имеющему наибольшую юридическую силу, а именно пункту 5 статьи 29 ЖК РСФСР.
Довод апелляционной жалобы о том, что в исковом заявлении истец просил восстановить его в очереди на получение, расширение и улучшение жилищных условий с 6 апреля 1994 г, однако суд принял решение о восстановлении его в указанной очереди с 28 ноября 1994 г, не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Истец просил восстановить его в очереди на получение, расширение и улучшение жилищных условий с даты фактической постановки на учёт. Установив, что Чапаев И.И, как нуждающийся в улучшении жилищно-бытовых условий в связи с отсутствием жилплощади, был внесён в списки очерёдности в общую очередь 28 ноября 1994 г, суд восстановил его в очереди на получение, расширение и улучшение жилищных условий с указанной даты.
Таким образом, решение суда является законным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Темниковского районного суда Республики Мордовия от 24 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя УФСИН России по Республике Мордовия Аверкиной И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Пужаев
Судьи Е.Г. Козина
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.