Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В,
судей Ериной Н.П, Смелковой Г.Ф,
при секретаре Ивашкиной Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 июля 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Панишевой Е.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Суркова Н.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 мая 2019 г.
Заслушав доклад судьи Смелковой Г.Ф, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Панишева Е.И. обратилась в суд с указанным иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия.
В обоснование требований указала, что решением ответчика от 14 декабря 2018 г. "N" ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 30 лет, имеется 29 лет 5 месяцев 6 дней. В специальный стаж периоды работы истца с 1 сентября 1991 г. по 8 мая 1992 г, с 1 июня 1992 г. по 12 июня 1992 г, с 1 июля 1992 г. по 4 августа 1992 г, с 1 сентября 1992 г. по 30 сентября 1992 г. в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии по совместительству на 0,5 ставки в Республиканском онкологическом диспансере включены в календарном исчислении; период прохождения специализации с 7 апреля по 20 апреля 1997 г. в специальный стаж не включен. С данным решением истец не согласна, считает его незаконным.
По данным основаниям, с учетом уточнения исковых требований, истец просила суд признать незаконным и отменить решение ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 14 декабря 2018 г. "N" в части включения в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении периодов работы с 1 сентября 1991 г. по 8 мая 1992 г, 1 июня 1992г. по 12 июня 1992 г, с 1 июля 1992 г. по 4 августа 1992 г, с 1 сентября 1992 г. по 30 сентября 1992 г. в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии по совместительству в Республиканском онкологическом диспансере, в части не включения в специальный стаж периода прохождения специализации с 7 апреля 1997 г. по 20 апреля 1997 г. и отказа в назначении досрочной страховой пенсии; возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев периоды работы с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1992 г. в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии по совместительству на 0,5 ставки в Республиканском онкологическом диспансере, в календарном исчислении период прохождения специализации с 7 апреля 1997 г. по 20 апреля 1997 г. и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 27 ноября 2018 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 мая 2019 г. исковые требования Панишевой Е.И. удовлетворены.
С ГУ- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу истца взыскано в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 руб.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Сурков Н.А. просит решение отменить и принять по делу новое об отказе в удовлетворении иска. Считает, что в специальный стаж не могут быть засчитаны в льготном исчислении спорные периоды работы истца в должности медсестры палаты интенсивной терапии, поскольку такое наименование отделения не предусмотрено соответствующими списками. Полагает, что внесенные изменения в штатное расписание не могут распространяться на периоды, предыдущие изданию такого приказа, и должны иметь место лишь с 7 мая 2002 г. Считает, что период специализации не подлежит включению в специальный стаж, поскольку в этот период истец не осуществляла лечебную деятельность.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Панишева Е.И. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда, заслушав представителя ГУ- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Романову В.Ф, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Панишеву Е.И. и ее представителя Шукшину И.А, просивших оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 27 ноября 2018 г. Панишева Е.И. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях).
Решением ответчика от 14 декабря 2018 г. "N" ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Требуется 30 лет, имеется 29 лет 5 месяцев 6 дней.
В специальный стаж в календарном исчислении включены периоды работы с 1 сентября 1991 г. по 8 мая 1992 г, 1 июня 1992г. по 12 июня 1992 г, с 1 июля 1992 г. по 4 августа 1992 г, с 1 сентября 1992 г. по 30 сентября 1992 г. в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии по совместительству на 0,5 ставки в Республиканском онкологическом диспансере.
В льготном исчислении указанные периоды не включены в специальный стаж по тем основаниям, что Перечнями структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1991 г. N N464, от 22 сентября 1999 г. N 1066, от 29 октября 2002 г. N781, наименование отделения "Палата интенсивной терапии" не предусмотрена. Запись в трудовой книжке отсутствует. Согласно акту документальной проверки от 20 июня 2018 г. в книгах приказов за 1991-1992 годы истец не значится. В лицевых счетах по начислению заработной платы за период 1991-1992 годы значится в должности медицинской сестры в палате интенсивной терапии. Согласно штатному расписанию за 1992 год невозможно определить занятость в выделенном структурном подразделении.
Кроме того, в специальный стаж истца не включен период прохождения специализации по функциональной диагностике с 7 апреля 1997 г. по 20 апреля 1997 г.
Разрешая исковые требования, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований о включении спорных периодов работы истца в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии по совместительству на 0,5 ставки в Республиканском онкологическом диспансере в льготном исчислении, поскольку представленными доказательствами подтверждается работа Панишевой Е.И. в данные периоды в должности и в подразделении, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Закона о страховых пенсиях.
Пунктом 20 части первой статьи 30 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган).
В силу части второй статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (пункт 3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (пункт 4).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона о страховых пенсиях, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В номенклатуре должностей, утвержденной приказом Минздрава России 15 октября 1999 г. N 377, указана должность медицинской сестры, отнесенная к среднему медицинскому персоналу.
В разделе II указанного Перечня от 17 декабря 1959 г. N 1397 были указаны все медицинские сестры независимо от наименования должности больничных учреждений всех типов и наименований.
Абзацем третьим пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, подлежащего применению к спорному периоду работы истца, установлено, что исчисление сроков выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии производится как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.
Таким образом, предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, осуществляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
Согласно данным трудовой книжки в период с 5 марта 1991 г. по 11 ноября 1992 г. истец работала временно на период декретного отпуска цеховой медсестрой в Медсанчасти N 6.
Факт работы Панишевой (Щанкиной) Е.И. в должности медицинской сестры отделения анестезиологии-реанимации Республиканского онкологического диспансера подтверждается архивной справкой от 1 ноября 2018 г. N А-967, согласно которой, в документах архивного фонда Республиканского онкологического диспансера в книге приказов по личному составу за 1991 год значится приказ от 3 сентября 1991 г. "N"-К ? 2 " Щанкину Е.И. - принять по совместительству на 0,5 ставки медсестры в палату интенсивной терапии с 1 сентября 1991 г.".
Согласно архивной справке от 14 июля 2018 г. NА-651 следует, что по лицевым счетам на выдачу заработной платы за 1991 год значится Панишева (Щанкина) Е.И. медсестра, совм. 10 марта 1970 года рождения. В графе "отметки о приеме на работу и переводах" значится "пр. N59к от 05.09 - палата интенсивной терапии - м/с по совмест. на 0,5 ставки с 1.09.91". Имеются сведения о заработной плате за период с сентября 1991 год по сентябрь 1992 года.
Данные сведения также подтверждаются расчетными листами на имя Панишевой (Щанкиной) Е.И, согласно которым в спорные периоды истец работала полные месяцы.
Аналогичные сведения содержатся и в архивной справке от 2 ноября 2018г. N А-975, выданной объединенным архивом ГБУЗ РМ "Мордовская республиканская центральная клиническая больница".
Из карточки-справки Щанкиной Е.И. видно, что она принята на работу на основании пр. N 59к от 05.09 - палата интенсивной терапии - м/с по совместительству на 0,5 ставки с 1/IX-91 г, с окладом "данные изъяты"
Из акта документальной проверки от 20 июня 2018 г. специалиста ответчика следует, что в лицевых счетах по назначению заработной платы за 1991-1992 годы Панишева (Щанкина) Е.И. значится в должности медицинской сестры на 0,5 ставки в палате интенсивной терапии (так в документах) имеется начисление заработной платы с сентября 1991 года по сентябрь 1992 года; штатное расписание за 1991-1992 годы в архив не поступало.
Согласно тарификационным спискам ГУЗ "Республиканский онкологический диспансер" за 1992 год значится отделение анестезиологии и реанимации с палатой интенсивной терапии.
Из копии приказа ГУЗ "Республиканский онкологический диспансер" от 7 мая 2002 г. N 164-Кд следует, что в штатное расписание диспансера внесены изменения, а именно в части наименования структурных подразделений - отделение анестезиологии и реанимации с палатой интенсивной терапии считать как отделение анестезиологии-реанимации.
Согласно уточняющей справке ГБУЗ РМ Республиканский онкологический диспансер от 13 мая 2019 г. N 41, Щанкина Е.И. работала в ГБУЗ РМ "Республиканский онкологический диспансер" с 1 сентября 1991 г. (приказ N71-К от 3 сентября 1991 г.) по 30 сентября 1992 г. в должности медицинской сестры отделения анестезиологии-реанимации. В названной должности работала полный рабочий день, полную рабочую неделю на 0,5 ставки. Работа в данной должности дает право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 пункта первого статьи 30 Закона о страховых пенсиях. Также указано, что с 30 июня 1995 г. Республиканский онкологический диспансер переименован в ГУЗ "Республиканский онкологический диспансер", с 8 октября 2011 г. переименован в ГБУЗ РМ "Республиканский онкологический диспансер".
Судом первой инстанции в качестве свидетеля опрошена Д.В.А, работавшая в период с 8 августа 1988 г. по 10 мая 1993 г. в должности "данные изъяты" в Республиканском онкологическом диспансере, которая пояснила, что истец действительно работала по совместительству в спорные периоды медицинской сестрой отделения анестезиологии-реанимации Республиканского онкологического диспансера. В штатном расписании совместителей не указывали. Данные должности значились вакантными. Палата интенсивной терапии была единственная и до 2002 года значилась в отделении анестезиологии и реанимации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что совокупностью исследованных доказательств подтверждается факт работы истца в должности и в отделении учреждения здравоохранения, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа лечебной деятельности как один год работы за один год и 6 месяцев.
В силу вышеприведенного правового регулирования и фактических обстоятельств дела, исследованных судом доказательств, отклоняются доводы апелляционной жалобы о недоказанности истцом работы в структурном подразделении учреждения здравоохранения и должности, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
То обстоятельство, что в трудовую книжку истца не внесены сведения о ее работе в должности медицинской сестры по совместительству в Республиканском онкологическом диспансере, на правильность выводов суда не влияет. Трудовое законодательство не содержит требований об обязательном внесении в трудовую книжку сведений о работе по совместительству.
Правильно судом удовлетворены и требования о включении в специальный стаж истца в календарном исчислении периода прохождения специализации, поскольку повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы для медицинских работников, в данный период за истцом сохранялось место работы, истцу выплачивалась средняя заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в пенсионный фонд.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Это же было предусмотрено и ранее действующей статьей 112 КЗоТ РСФСР.
Согласно статье 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 июня 1998 г. N186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием" для медицинских работников прохождение курсов повышения квалификации является обязательным условием выполнения работы.
На специализацию истец была направлена работодателем; повышение квалификации для истца являлось обязательным условием выполнения работы, в данный период за ней сохранялось место работы, ей производилась выплата средней заработной платы, производились необходимые отчисления в пенсионный фонд. Соответственно, суд первой инстанции обоснованно признал, что данный период подлежит включению в специальный стаж истца.
Установив наличие у истца необходимого специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с учетом включения в ее специальный стаж спорных периодов, суд пришел к обоснованному и правильному выводу о признании за истцом права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 27 ноября 2018 г.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика по делу и не влияют на законность решения, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб не могут повлечь отмену решения суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части четвертой статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Суркова Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Демидчик
Судьи Н.П. Ерина
Г.Ф. Смелкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.